Как-то так сложилось, что за минувшее лето псковские журналисты как минимум дважды обращались ко мне с одной и той же просьбой: что я могу сказать о «народной программе» по ремонту дворов, и какое у меня к ней отношение? По совести говоря, я бы не рискнул назвать такую программу «народной», но это вопрос к авторам. Нравится ли она мне?! Было бы глупо отрицать полезность этого дела в принципе, но, как известно, дьявол кроется в деталях…
В пору моей шоферской молодости среди старших товарищей по гаражу была в ходу поговорка: пиво без водки – деньги на ветер. Пожалуй, ничто так полно не характеризует тот процесс, который можно наблюдать практически ежегодно: что с «народной» программой, что без неё.
Наши бывшие советские города стоят в буквальном смысле слова на сетях: водопровода, газоснабжения, тепла, канализации. Большинство из этих сетей проложены ещё в другой стране, дошли до крайней степени износа и нуждаются в замене. Спрашивается, зачем ремонтировать без конца одни и те же дворы, не переложив в них все сети сразу, ибо замена одного из видов сетей не исключает аварии на других? Я уже не говорю про набившие оскомину истории, когда на месте аварии посреди свежего и даже приличного асфальта делается раскоп, который засыпается известняковым щебнем, - и в очередной раз прощай бюджетные деньги.
Неменьшие недоумения у жителей, ладно – я, вызывает укореняющаяся практика латать дыры и ямы во дворах при помощи эмульсии и крошки. Вообще-то этот метод у дорожников изначально и до сего времени служил для поверхностной обработки дорожного покрытия, чтобы выиграть время до очередного планового ремонта. Это не мною сейчас придумано, это физика на уровне пятого класса средней школы: как только в морозы в эту пористую массу попадает вода – дальнейшее её разрушение лишь дело времени. И не надо пытаться в очередной раз изменить законы природы.
Следующий камень преткновения создан совершенно на пустом месте и во многом усилиями городских властей разного ранга за последние пятнадцать лет. Это началось с первой поблажки, когда квартиры на первых этажах жилых домов, особенно в исторической части города, разрешили переоборудовать под торговые точки самого разного профиля. Я не затрагиваю ставший разномастным внешний вид фасадов – это дело архитектуры. В данном случае речь о другом: о том, что дворы и тротуары стали легкой добычей грузового транспорта. А изначально, ни те, ни другие не планировались для этого и строились совершенно по другим СНиПам.
Ещё большим злом в этом отношении стала широко практиковавшаяся до последнего времени в Пскове точечная застройка. Плохо ли хорошо ли, но в те же советские годы жилые дома и дворы при них строились, всё-таки, для удобства жителей. Все эти вставки, свечки и врезки, причём, почти всегда, повышенной этажности создавали проблемы изначально не только с парковками, но и делали многие дворы, также изначально не предназначавшиеся для этого, сквозными и проезжими. Более того, в новых домах стало правилом хорошего тона отдавать под торговлю первые этажи целиком. Ещё более того: там стали обосновываться сетевые магазины, а это уже не Газели и даже не грузовики, это во дворы пошли сплошным потоком вагоны на колесах. Разве вам не доводилось видеть своими глазами картину, как по только что уложенному асфальту втискивается во двор очередная фура с товаром, выкорчевывая из асфальта бордюр, а сам асфальт превращая в месиво?!
Равно как неведомым массовому сознанию способом одни дворы вытащили в некоей бюджетной лотерее счастливый билет, а других удача всю жизнь обходит стороной. Причем, сразу оговорюсь, варианты вроде Лесхоза, Завокзального района, Псковкирпич и тому подобное не рассматриваются априори. Например, двор, огромный, проходной, проезжий у дома № 49 по Рижскому проспекту вообще не знает что такое слово «ремонт» с момента сдачи дома вьетнамскими строителями ещё в восьмидесятые годы прошлого века. Там же по нечетной стороне Рижского за домами от 35-го и дальше всё движение транспорта, впрочем, и людей тоже, осуществляется прямо, уж и не знаю почему, поскольку газоном это не назовешь тоже. Честно говоря, на Псковщине на сегодня редко где в отдалённых районах найдешь проселок в таком плачевном состоянии. Улица Гражданская от своего начала и до … да почти до конца не знает что такое тротуар: от Толстого до Октябрьского на месте, где он должен быть, стоят машины, напротив «Машиностроителя» в дождь по грязи на месте газона идти безопаснее и мельче, чем по самому тротуару. Равно как всю весну у торгового центра товар на грузовиках подвозили, ездя прямо по газону до тех пор, пока машины не начали буксовать. И это в двух шагах от центра города и в одном шаге от УГХ!
Отдельное слово о тех дворах и тротуарах, которые за последние годы оделись в брусчатку. Там, где её положили бракованную, что подешевле, век этого перспективного для современного города покрытия оказался ещё короче. Но даже та, которая отсутствием качества изначально не страдала, не выдерживает натиска наших дворников и рабочих обслуживающих организаций. Борьбу с пешнями, ломами, штыковыми лопатами им не выдержать никогда до тех пор, пока мы не уйдём от их применения хотя бы на этих участках. Причём, команды, вроде «срочно очистить автобусные остановки» лишь укорачивают век брусчатки. Честно говоря, то, что делается сейчас в пешеходной зоне окрест театра, вызывает у меня смешанные чувства, вплоть до желания написать письма лично Ольге Голодец и руководству Ростуризма, чтобы специальным письмом и с обязательной проверкой исполнения запретили это варварство хотя бы в отдельно взятом месте.
Опять же как-то летом этого года, в активную фазу жизни этой самой «народной» дворовой программы, Глава города как-то пообещал псковичам, что к 2019 году, к международным ганзейским дням будут отремонтированы все дворы. Ну, насчёт того, чтобы все, это, наверное, слишком, а вот задаться вопросом: как делать те дворы, которые попадут в план на будущий и последующие годы, ещё не поздно. Как ни парадоксально, но пришедший из тех же лет, что и двор 49-го дома по Рижскому проспекту, анекдот про сантехника, приглашенного в обкомовский дом и вынесшего вердикт о том, что надо менять не кран, а всю систему, увы, всё ещё очень и очень актуален…
Евгений Самуйлов