Экс-блогеры / Евгений Самуйлов

Диалог с неизвестными

03.07.2015 15:32|ПсковКомментариев: 13

Вождь мирового пролетариата в пору, когда был еще просто подающим надежды молодым ученым-экономистом, вывел почти классическую формулу: политика – это концентрированное выражение экономики. Рискну внести свой скромный вклад в его научное наследие: экономика, в свою очередь, может быть концентрированным выражением политики. В том числе и социальной. И в равной степени, как полезной, так и вредной.

Единицей измерения экономики нашей страны, по логике вещей, должен быть рубль. «Рваный», как ласково называли его в узком круг работяги в советское время. Если прислушаться к фонетическому ряду слова «рубль», то возникает подспудное ощущение, что происходит оно от слова «рубить». Повседневная жизнь дает тому слишком много подтверждений и слишком часто. Особенно, когда речь заходит о рубке с плеча, что в делах государственных не есть благо.

Поздняя осень прошлого года. До сих пор стоят в ушах истошные вопли тех, кто, по их мнению, является в рублевых делах асом, а многие еще и при соответствующих должностях, что мы на пороге катастрофы. А причина в том, что рубль слишком упал по отношению к доллару и евро. И дальнейшее его падение чревато полной… Дальше применимо только жизнеутверждающее народное сравнение. Ранняя весна года нынешнего. Снова истерика и снова со стороны тех же самых прорицателей и прогнозеров: рубль слишком укрепился и теперь именно этот факт грозит обрушить нашу экономику. Сократим истерику до минимума: по ним выходит, что слабый рубль плохо, крепкий – еще хуже. Уважаемые господа, вы как-то определитесь. Может самый лучший вариант – твердый рубль. Уж не обессудьте, но мне ближе теория простых чисел, из арифметики, из повседневной жизни. В пору моего детства в сельповском магазине, когда у продавщицы не хватало гирь, а взвесить нужно было крупный товар, в качестве килограммовой гири она брала и клала на чашу весов буханку хлеба, и ни у кого из покупателей не возникало и тени сомнения по поводу ее веса.

Или вся разница между весною и осенью в том, что в очередной раз кто-то из тех, кто и раскачивает весы, в том числе общественного равновесия, крупно поживился за счет пресловутой разницы курсов?! Мы с детства твердо помнили фразу о том, что «в Греции все есть!». Сегодня у тех же лжепророков на устах отсылки к ситуации в этой стране и снова истерика по поводу курса рубля. А может правильнее давно уже перестать считать бюджет собственной страны, числя себя при этом в числе сверхдержав, от колебаний цены на углеводороды, которую, к тому же, устанавливаем не мы? Может правильнее считать его в объемах и ценах произведенной внутри страны продукции и реализованной, в том числе на экспорт, а также от экспорта идей и технологий? И, похоже, совсем не случайно, совсем недавно в рамках Петербургского экономического форума прозвучали предложения о восстановлении в стране такого учреждения, как Госплан. И прозвучали они от таких, слывущих в народе ярыми реформаторами, людей, как Кудрин и Греф. Уже чуть позже что-то схожее прочитал в интервью Татьяны Голиковой. Странность не в том, что они выдают здравые предложения. Странность в том, что они делают это, перестав быть членами правительства. Что за вирусы такие витают в стенах здания на Краснопресненской набережной последние четверть века? Почему люди, попавшие туда на ответственные должности, либо теряют чувство реальности, либо просто рвут связь с нею? Или у нас с ними разная реальность?! Про один из «вирусов» мне рассказал лет двадцать назад случайный дорожный попутчик поезда Псков-Москва. Купе в вагоне СВ скорее располагает к диалогу, а он, приезжавший в Псков читать лекции в политехе, оказался ученым из МГУ, в свою очередь, читавшим лекции и руководившим семинаром у тогда уже не возглавлявшего правительство Егора Гайдара в бытность последнего студентом и аспирантом МГУ. Он очень хорошо отзывался о нем, как о способном ученом экономисте, а вот характеризуя годы его работы в правительстве, произнес сакраментальную фразу: ошибка была в том, что они забыли (или не знали?!), что чистую реакцию можно получить только в пробирке.

Еще одно соображение о соотношении политики и экономики. Есть страны, по определению, более благополучные, чем наша, и уже на протяжении многих веков. Как правило, это страны с давно и прочно сложившейся двухпартийной системой. И в этих самых странах тоже происходят выборы, и там, при условии, что избиратель не является членом или стойким сторонником определенной партии, любому из них из чисто прагматических соображений логичнее и, простите, выгоднее голосовать за оппозиционную партию. Что они чаще всего и делают. И правильно делают, поскольку, чем короче оглобли, которые толкают в спину правящую партию, тем больше она вынуждена делать для избирателя, для народа даже для того только, чтобы просто удержаться у власти. Вывод прост, как тот самый рубль: до тех пор, пока у нас не будет оппозиции, равной по силе партии власти, не надо строить иллюзий. Никто не толкает в спину даже длинными оглоблями, не о чем и беспокоиться, тем более, если кормушка полна овса.

Рядовой житейский пример в подтверждение этого тезиса: о набившем оскомину законе о капремонте. Не буду повторять всех тех здравых возражений, которые высказывают его критики. Два слова о планировании, даже не на уровне Госплана. Если бы его инициаторы думали и о том, как решить задачу капремонта, и о том, как при этом не злить людей, то именно региональному оператору могли изначально поручить банально простую вещь: пусть именно он сам заведет счета на каждый из домов, участвующих в программе, и производит разноску средств на них. Принцип еды из общего котла известен: кому-то достанется жирный кусок, кому-то жижа.

И совсем в заключение тоже далеко не частный пример от приходящих на прием граждан. У матери-одиночки есть некоторая сумма средств, есть постоянная работа в солидной строительной организации с зарплатой в 20 тысяч, перечисляемой на карту этого же банка, и есть потребность взять кредит в миллион, чтобы купить жилье. Она еще и подрабатывает по вечерам теми же ремонтами квартир. Она готова оставить квартиру в залоге у банка. Но у нее нет поручителя, а арифметическая инструкция, по которой будут в Питере рассматривать заявку, сначала посчитает, точнее, вычтет из этой суммы два прожиточных минимума…. И в этот же банк придет другая клиентка с заявкой на десять миллионов, с зарплатой, якобы, в сто тысяч в неком ООО, которому жить осталось без году неделю и с таким же липовым поручителем, и с, тоже липовым, бизнес-проектом. Кто получит кредит, а кому откажут, полагаю, и вам известно наперед.

Все именно так и было: первой отказали…Честно заработанному и правильно спланированному рублю, доверия, увы, нет. А зря. Очень зря.

Евгений Самуйлов

ПЛН в телеграм




опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 21 человек