Одной из примет уходящего лета стало то, что периодически в сводках новостей стало мелькать слово «Клязьма», но совсем не применительно к древней истории или сегодняшнему дню города, а к некоей «территории смыслов». Причем, известия оттуда приходили по большей части неожиданные, если не сказать парадоксальные, в том числе, что касается образования. И, опять же не столько его насущных проблем, сколько, увы, разночтений в зарплатах.
Жаль, что там, на «территории смыслов» (как же тогда обозначается остальная территория нашей страны?!) не было представителей культуры или младшего медицинского персонала. Если следовать подобной логике повышения жизненного уровня работающего населения страны, особенно же бюджетников, то санитарок и библиотекарей можно всех гуртом отправить работать в руководство госкорпораций. Кстати, как люди начитанные и любящие порядок, они бы могли избавить многие структуры от сегодняшних их родимых пятен. Впрочем, в начале 90-х на рынках наших городов «челночили» от безысходности, по преимуществу, как раз именно педагоги, проводившие таким образом свои летние отпуска.
Странно, что новелла о смене министров образования была сочинена не там, а в Крыму. Особенно в первой её части, что касается «уходящей эпохи». Это точно из той, «клязьменской» серии. Понятно, что никаких прогнозов относительно первой дамы в этом министерском кресле в современной России у меня нет. То, что «рокировочка» произведена аккурат накануне августовских педсоветов, на первый взгляд, логично. То, что грядет разработка и принятие новых (очередных?!) федеральных государственных образовательных стандартов в узком кругу уже широко известно.
Но вернемся к любимой теме нынешних профсоюзов, ибо она намного шире, чем собственно сумма в расчетном листке. Как-то так повелось с того момента, когда проблему унизительной по своим размерам зарплаты преподавателей, озвучили «на самом высоком уровне», из нее опять же вычленили только одно звено: зарплату учителей. К примеру, о том, что ассистент в госвузе имеет ставку в семь тысяч рублей, до сих пор говорить не принято вовсе. Ленинская фраза о том, что учитель должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, и не будет стоять в капиталистическом обществе, увы, несла в себе глубинный смысл. И она воплощалась до известного времени на деле, в том числе и в том, что высокому призванию соответствовали условия. Пример из собственного детства. В полуголодные последние хрущевские годы учительница из начальной школы была единственной на всю деревню, которая жила в предоставленном ей жилье, не имея никакой домашней скотинки, ни грядок, но зато, имея возможность на свою зарплату покупать все это у хозяйки.
Простите, отвлекся. Итак, не только и не столько в зарплате дело. Дело в самой постановке вопроса: что нужно сегодня государству от учителя? Какой интеллектуально-нравственный продукт должна производить школа? Ловцов покемонов или квалифицированных сталеваров, агрономов, летчиков, фельдшеров, из которых потом будут вырастать новые, точнее современные Столыпины и Королевы. А для того, чтобы выпустить из стен школы одних или других нужна и разная работа над исходным материалом. А соответственно разнице между ремеслом и мастерством и оплата наставнику. И, если сегодня учителю платят, как за подготовку ловцов покемонов, то значит…
Месяцем ранее принимал участие в заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории нашего муниципального образования. Воленс-ноленс, разговор, причем по инициативе присутствовавших здесь работодателей, свелся практически к тому же. Как пример приводили общественное питание (за три года до международных ганзейских дней более чем актуально). Банально, но дефицит официантов пока восполняют выпускники педагогических факультетов нашего университета. Но, во-первых, их учат не для этого, а во-вторых, официант – это самостоятельная профессия, которой в городе не учат вообще. Поваров, правда, учат, но видно как-то не так, поскольку это на сегодня одна из самых дефицитных профессий. К слову сказать, хороший повар получает не в пример учителю, про корифеев кухонного царства даже не говорим. Правда и то, что зарплату начинающего повара лучше не называть вслух. Может кто-то не поверит, что некоторые заведения общепита закрываются именно из-за этого, но то, что для открытия одного из летних детских лагерей закрыли на это время детский сад – повар был нужен позарез, - факт. Писать про нехватку фельдшеров уже как-то и рука не поднимается.
Лет пять назад многим псковским, особенно бывшим оборонным заводам, после смены руководства минобороны, что называется, «подфартило»: пошли заказы. Хорошие, большие, с гарантией оплаты. Но – не плешь, так и головы бы не было. Это прежде на заводе был один директор, а теперь «директор по…, директор по…», но к станку его не поставишь: во-первых, кровно обидится, а во-вторых, он не знает с какой стороны к станку подходить. Выход нашелся: подняли архивы, нашли ещё живых токарей, фрезеровщиков, на такси возили их на завод и домой, только чтобы они показывали, как это делается на практике.
Лет десять назад в подобной же ситуации столкнулись с тем, что в пылу реформ был уничтожен весь архив бывшего КБ завода. Тогда, чтобы выполнить заказ, нашли еще работавший, а потому не сданный в утиль комплекс, купили, привезли на завод, на полу в цеху разложили по деталям и уже на основе их обмера создавали новые чертежи.
Территория смыслов.… Если бы вся страна была одной большой, единой территорией здравого смысла, то тем, кто определяет её политику, в том числе и в сфере образования, не было бы никакой нужды членам правительства и иным «говорящим головам» демонстрировать свои познания в эристике. О чем спрашивают, о том и отвечай. Да и вообще лучше отвечать за свои слова.
К сожалению, в последние годы нас как-то пытаются приучить к тому, что самые важные решения проговариваются, как бы невзначай, в самых неподходящих для этого местах. А потом и принимаются уже в другом месте, с подспудной мотивировкой: «так мы же вас предупреждали…» или, хуже того: «ну вы же сами этого хотели…». По поводу нынешнего «клязменьского лета» приходит на память цитата из классики Черномырдина. Эта фраза не часто цитируется, но сегодня опять уж как нельзя к месту: «Напугали бабу туфлями на высоких каблуках…».
Евгений Самуйлов