Пуск в эксплуатацию первой очереди моста возле Мирожки в ходе его реконструкции ознаменовался совершенно «неожиданным» открытием, сделанным активистом «Убитых дорог». В разгар белого дня, посредством точнейшей рулетки было установлено, что ширина новой пешеходной дорожки составляет 140 сантиметров. А на еще не отремонтированной стороне моста тротуар по ширине два метра 20 сантиметров.
Дилемма, однако. Зря пошли по пути расширения проезжей части: надо было тротуар расширить. Правда, сужение проезжей части, установленное при помощи рулетки при сдаче, скажем, второй очереди, тоже могло вызвать раздражение активиста. Проще всего было не делать ничего, - чисто российская аксиома, которая, как и следует, ни в каких доказательствах не нуждается.
Что до ширины тротуара на мосту, то делать «селфи» с рулеткой было вовсе не обязательно. Все это есть в проектной документации на реконструкцию моста 50-летия Октября, составленной еще в 2008 году петербургской компанией «Балтстройпроект» и, как полагается, прошедшей госэкспертизу. Вкратце напомню его содержание: кроме уширения проезжей части до 15 метров за счет сужения тротуаров все-таки с 2.4 до 1.6 метра предусмотрено устройство консолей для выноса тротуаров на 57 сантиметров за габариты моста, замена всего мостового покрытия, заделка трещин в конструкции моста, замена опор освещения, ремонт лестниц, реконструкция системы водоотведения с устройством очистных сооружений, восстановление геометрии береговых опор и т.д.. Общим счетом почти на 200 млн. рублей.
Поскольку до заявленной даты пуска второй очереди осталось чуть меньше месяца, можно резонно предположить (подобное в Пскове, увы, случалось уже не раз), что не сегодня-завтра активисты других самодеятельных организаций станут бить во все колокола по поводу того, что очищенные стоки с моста не соответствуют СанПину, что конфигурация перильного ограждения и световых опор не вписывается в традиции псковской школы архитектуры, а сами они закрывают для рекламных фотографий то ли Кремль, то ли развалины дворца молодежи.
Во избежание новых открытий может правильнее обратить внимание на общеизвестные факты, на этот раз незаслуженно обойденные вниманием разного рода доброхотов. Поскольку, если почитать на псковских форумах лета этого года все советы в адрес руководства города и сосчитать всех собак, повешенных на них, не говоря уже о количестве сложенного мата, то можно подумать, что реконструкция моста – это даже не катастрофа. Это хуже. И это обозначает еще одно узкое место: наши сограждане тихо ненавидят власть, если она проявляет бездействие, но не дай Бог ей начать действовать…
Предлагаю просто попытаться посмотреть правде в глаза.
Стало уже общим местом говорить о том, что у нас две беды: дураки и дороги. Насчет первого утверждать не берусь, а вот то, что во второй части есть у нас в России более серьезная беда, это не мои утверждения. Это данные Росстата. И эта беда – мосты. Одно дело, что по их количеству мы на порядок отстаем от соразмерных нам стран. На конец 2014 год в России числилось 42 тысячи мостов и путепроводов. Кстати, всего на 200 штук больше, чем в 2000 году. К 2009 году предполагалось закончить строительством мосты, начатые еще в СССР. Состояние только 20 процентов мостов в начале нулевых Минтранс оценивал, как «хорошее». Ещё столько же находилось в неудовлетворительном состоянии, аварийными были чуть больше 400 мостов. Сейчас Росстат отчитывается о более чем 500 мостах, проезд по которым небезопасен; только в 2013 году их число выросло на сотню, хотя по планам Минтранса к 2005 году их не должно было остаться вовсе. МЧС с 1997 года зафиксировало 26 случаев обрушения автомобильных мостов. Только в 2016 году и только в Приморье рухнули четыре.
Можно легко представить сколько голодных ртов хотело бы утолить «мостовой голод». На реконструкцию нашего моста федерация и область за два неполных года выделили больше двухсот миллионов рублей. И сермяжная правда состоит в данном случае в том, что это для псковичей глава администрации города значимая должность и большой человек. Для любого из министерств он просто глава администрации города, и даже не миллионника, и вообще одного из маленьких по всем федеральным меркам города. И только тот, кто никогда и ничего не выбивал, не выхаживал и не выстаивал часами в министерских приемных, считает для себя возможным и позволительным в подобных ситуациях искать возможность по такому поводу заявить о себе, оказывая медвежью услугу городу. И, сколь ни грустно, но, если ФАС будет публично обсуждать возможные неточности нового контракта, если общественники встанут на защиту бобровой хатки или гнездовья чаек, если кто-то найдет, что на месте моста на берегу Псковы была стоянка древнего человека, а сам мост закрывает фотопанораму Снятки, то не видать нам нового моста через Великую и завершения Северного обхода, как своих ушей…
Евгений Самуйлов