«Это для вас», - на полшага обогнала меня женщина и попыталась всунуть в руки листок с какой-то очень ценной информацией. Так она и шла по проспекту, осчастливливая всех без разбору прохожих этими четвертушками листа бумаги.
Раздавать листовки, объявления, приглашения, купоны на скидку сегодня подряжают даже детей, явно по возрасту ещё не выросших из начальной школы. Такие ребятки как-то раздавали печатную продукцию одного ресторанчика японской кухни. Кто-то умилялся, а кто-то задумывался о трудовом праве и эксплуатации детского труда.
Одна коллега восхитила меня своей нетривиальной реакцией на таких «раздавал» - в ответ на протянутую бумажку она вытащила из кармана свою, загодя припасённую, и так же протянула её. Я, к сожалению, не способна на такие нестандартные решения – в состоянии крайнего раздражения, которое вызывают эти бумажонки, я всего лишь говорю «Спасибо, не надо». С такой интонацией, чтобы отпрыгнули и чётко поняли с первого раза: спасибо. Не надо.
Но большинство прохожих всё-таки берут в руки эту бумажку. Что делают с этой рекламой? Вариантов немного: кидают тут же себе под ноги или в ближайшую урну, сворачивают в несколько раз и засовывают в карман, чтобы выкинуть в ходе очередной ревизии карманного содержимого. Но итог один – выкинуть. Зачем тогда берут?
Это стереотипная, машинальная реакция – взять то, что суют тебе прямо в руки. Отдельные персонажи – сердобольные, скажем так, - морщатся, но берут листочки, потому что «ну пусть студенты заработают». Фактически эти бумажки при такой поточной, никак не «пристрелянной» раздаче не нужны никому. Они являются некоторым условным мерилом той самой «студенческой работы»: раздал пачку – заработал рубль. Две пачки – два рубля… Иной смысл, похоже, у этой раздачи просто отсутствует.
Информация на этих объявлениях выстреливает столь редко, что можно считать – никогда. Однако же возьмёмся подсчитать, сколько народу заняты в производстве таких буклетиков и листовок. Заказчик, автор текста, дизайнер, верстальщик, возможно – корректор, печатники, водители, и они – раздавалы. Вкратце – 7-8 ступеней, по которым бумажка шагает в руки к человеку, который в 98% случаев выкинет её, чуть раньше или чуть позже. А ведь есть ещё бумажная промышленность и производители типографских машин…
И чем более популярным становится этот способ продвижения своих услуг в Пскове, тем чаще возникает вопрос: а почему рекламодатели выбирают именно этот, навязчивый, назойливый и неэффективный способ, небезвредный к тому же для городской среды? Нет ничего тоскливее и тягостнее, чем бессмысленные вещи и бессмысленные действия. Наши карманы и почтовые ящики полнятся бумажным хламом, над созданием которого трудятся люди (стыдно сказать – с высшим образованием) и за производство которого платят деньги, но который не достигает своей цели в большинстве случаев. Конечно, по сравнению с мегаполисами, чьи подъезды и тротуары усыпаны «выгодными предложениями», Псков – девственно чистый заповедник. Однако места раздачи такой полиграфической продукции можно безошибочно вычислить по «бумажному следу» - до урны доходит не всякая бумажка. Закладывают ли в рекламную смету расходы на уборку улиц после проведения таких «вбросов»? Сомнительно. А когда в общей куче одностраничных газеток сгоряча выбрасываешь вполне полезный и нужный счёт за какие-нибудь коммунальные услуги, становится как-то досадно.
По части бессмысленности в особый восторг как-то привели нас, прогуливающихся в Ботаническом саду у Зелёного театра, представители одной «негосударственной» конфессии, за короткий промежуток времени попытавшиеся впихнуть пять совершенно одинаковых листовок-афишек начинающегося в Зелёном театре мероприятия в честь Дня защиты детей. Уже вручённые листовки мы складывали рядом с собой на скамейку, но эта коллекция «раздавал» не впечатляла.
От ненужной информации воротит. Уважаемые студенты, пытающиеся заработать, извините, но я не возьму. Прекратите спамить.
Александра Фролова