Геликоптер, квадрокоптер, пиццакоптер. Сложные винтокрылые машины, будоражившие гениальный ум Леонардо да Винчи, проделали немалый эволюционный путь, который уже в наши дни споткнулся о скомканный мозаичный блин пиццы. Дело было так.
В Сыктывкаре, в Республике Коми, одна небольшая, но падкая на изящные затеи компания выдумала доставлять пиццу по воздуху. Красиво: вы выбрали какую-нибудь «Маргариту» или «Калабрию» (или что там пользуется популярностью в меню сыктывкарских пиццайоло), и через энцать минут к вам прибывает не обычный человеческий курьер, а восьмикрылый серафим дрон. Эти беспилотные летательные аппараты сейчас всё шире и чаще используют в прикладных целях - например, для видеонаблюдения за территорией на производствах и других крупных объектах, где трудно обеспечить весь периметр следящими устройствами или персоналом. Бывает, что микроавиацию запускают поснимать город на фото и видео с высоты. Такое - для доставки вкусного товара - применение - настоящее ноу-хау. Это тот случай, когда СМИ хотят взять у бизнеса интервью, не подключая к коммуникации рекламный отдел. До сей поры, по уверениям самих героев истории, беспилотники доставляли пиццу только в рекламных постановочных роликах. Поставить такой способ пиццеперемещения на поток ещё не осмеливался никто в России.
Но из этой истории получилась не только милая заметка в рубрике «Городская жизнь». Как это случается, от сущей мелочи не на шутку возбудились надзорные органы. В региональном управлении Госавианадзора компанию заподозрили в нарушении правил использования воздушного пространства. Короче, за изобретательность и нестандартный подход к своему делу пиццерии теперь грозит штраф размером 200 тысяч рублей.
Народное мнение, как обычно, «раздвояется». Есть осторожные товарищи, полагающие, что такой накат на бизнес-неформалов - хорошая антитеррористическая мера. А то, знаете ли, во вместительный термоконтейнер можно и бомбочку положить и под видом пиццы отправить недругу. От нашего столика, ага. Но с такой логикой можно запретить всё.
Есть те, которые сожалеют о хорошей, но так быстро утраченной фишке городского общепита. Но интересно в этой истории очередное проявление любви надзорных ведомств и прочих официальных органов к пальбе из пушек по воробьям - в то время как над страной кружит множество куда более крупной птицы (пиццы?..)…
В частности, воздушные суда, за которыми и должен надзирать государственный авианадзор, частенько сходят со своих небесных рельсов. Буквально в этот понедельник, 30 июня, в Хабаровском крае неудачно сел вертолёт Ми-8. Это была хорошая авария, если так можно говорить об авариях, - никто не погиб, хотя на борту находились полтора десятка человек. Предварительная версия случившегося - техническая неисправность или ошибки экипажа.
Худший исход имело крушение вертолёта в Мурманской области, случившееся 1 июня, - погибли 17 человек. На этом борту летели известные в соответствующих кругах персоны - региональные чиновники достаточно высокого ранга, бизнесмены.
Почти год назад, в июле 2013-го, вертолёт разбился в Якутии - в аварии воздушного судна в посёлке Депутатском погибли 24 человека. 11 из них - дети. Ну, и так далее.
Или вот Псков, в котором авиакатастрофы, к счастью, явление нечастое. Над Псковом самолёты и вертолёты падают редко - всё больше летают (хотя и в нашем регионе обрушивались с небес на землю пресловутые Ми-8). У нас такой город - говорят, один из немногих в России, - где на каждого, кто пожалуется, что самолёты спать не давали, найдётся ещё сильнее пострадавший от авиации человек. Он с гордостью заявит: а мой дом стоит так, что на взлётах и посадках крылатой техники дребезжат оконные стёкла, а брюхо взлетающего самолёта можно рассмотреть во всех подробностях, не вставая с дивана. Траектория движения воздушных судов пролегает прямо над жилыми кварталами. С точки зрения безопасности очень спорный момент, как и с точки зрения законности и соответствия нормам и правилам. Проблему поднимали не раз. Однако на всех круглых столах, совещаниях и заседаниях, где пытались договориться земля и небо, звучало одно и то же: этот заоблачный маршрут не переменишь. Вот рассчитанная и выверенная глиссада, вот ночные полёты доблестных десантников – им тоже нужно тренироваться, чтобы в нужный момент приземлиться, куда будет нужно и не в грязь лицом. Отдыхайте и не бойтесь. Мы привыкли, спим.
Где во всех этих случаях находятся надзорные ведомства и какова их позиция? Получается, что вся эта гора способна пожрать только мышь. На разрешение проблем несколько большего масштаба её мощностей не хватает. Надзорные ведомства не долбят своими предписаниями и не грозят другими санкциями авиакомпаниям, которые позволяют себе выпускать на высоту неисправные и откровенно дряхлые небесные тихоходы. Не берут измором военачальников, которые когда-то в незапамятные времена проложили только одну воздушную колею над головами мирных обывателей. Они пишут какие-то бумаги, а число воздушных инцидентов в России увеличивается.
Это нисколько не упрёк простым служащим этих ведомств: они тоже работают в довольно строгом правовом поле и не располагают неограниченными полномочиями. Вопрос к самой системе надзора: эффективна ли она или годится только для произведения шума и юридических казусов? И вопрос этот, ставящий под сомнение необходимость существования самой такой надзорной системы, возникает, к сожалению, в то время, как состояние авиаотрасли в стране оставляет желать много лучшего. Пока мир шагает в сторону увеличения безопасности авиаперелётов, мы шагаем, увы, в обратном направлении – потому что технопарки авиакомпаний стареют, а регулярно их обновлять или хотя бы проводить качественное и честное техобслуживание уже эксплуатируемых машин накладно.
Может, ну её, пиццу - пусть летает? При падении она наделает меньше бед, чем Ми-8 или какой-нибудь суперджет. И так, по крайней мере, будет честно. Или… ребята из Сыктывкара действительно умные пиарщики, раз заставили говорить о себе всю страну, да ещё и преимущественно в сочувственном ключе…
Александра Фролова
Россия занимает второе место по числу авиационных аварий в мире. При этом на лидера - США - приходится почти треть (28%) вылетов от общего годового объема в мире.
В целом для России и стран СНГ на 1 миллион вылетов происходит 8,19 аварий. Для стран Африки этот показатель равен 6,17, для Северной Америки - 1,33.