Экс-блогеры / Александра Фролова

Немножко бесплатная медицина

16.07.2014 15:16|ПсковКомментариев: 9

Сфера здравоохранения в последние годы приобретает человеческий облик. И недели не проходит, чтобы в родной Псковской области, небольшом в масштабах страны регионе, не отрапортовали об очередном прорыве – ремонт больницы, открытие новой поликлиники, возрождение ФАПа, закупка медоборудования и т.п. Люди с трибун регулярно напоминают про социальную составляющую государственной политики… И на этом фоне более чем странна инициатива, озвученная на днях Министерством финансов РФ.

Все у нас равны, но некоторые, как известно, - равнее. Очевидно, такой настрой владел коллективным разумом государственных финансистов, который выдумал взимать плату за и так условно-бесплатную медицину.

Логика федеральных чиновников в масштабах страны проста: неработающих граждан, которые тем не менее претендуют на медицинское обслуживание «от государства», так много, что работающие не в состоянии выкормить такую армию… нахлебников?

Хорошо, пока назовём их нахлебниками – и, по подсчётам Минфина, таких в России 35 миллионов человек. Согласно проекту работы ведомства на 2015-2017 годы, финансисты записали в таковые «трутни» - с точки зрения государственной машины – не только граждан, занятых в теневом секторе экономики и, соответственно, не платящих государству причитающихся взносов за медосблуживание. В список попали студенты, неработающие матери с детьми в возрасте до трёх лет, люди, осуществляющие опеку над престарелыми и инвалидами…

На этом суровом полотне поблёскивает тонкая нить гуманности: для этих, что уж говорить, и так не слишком жирующих категорий населения оплата медицинского обслуживания по полису ОМС будет только частичной.

С официально безработных (исключая неработающих пенсионеров и вставших на учёт на бирже труда) граждан за участие в программе обязательного медицинского страхования планируется взыскивать 18% стоимости полиса. Сам полис в ориентировочных цифрах 2015 года «весит» порядка 18,9 тысячи рублей, пишет «Коммерсант». То есть в год из безработного кошелька мадонны с младенцем на её, мадонны, «бесплатное» лечение необходимо будет извлечь порядка трёх с половиной тысяч рублей.

Я сочувствую студентам, уважаю труд опекунов, но сама – вроде как мать ребёнка до трёх лет. В Пскове – с его по-прежнему не самой великолепной ситуацией с ясельными местами – это довольно уязвимая категория женщин. По достижении ребёнком полуторагодовалого возраста они остаются без «декретного» пособия, сохраняя за собой только рабочее место для будущего возвращения в строй, когда чаду исполнится три годика и для него с большей вероятностью отыщется место в детском саду. Но эти полтора года тоже нужно как-то жить – при том, что самое золотое и нетребовательное грудничковое время малыша уже позади. Есть семьи с комплектом бабушек или других «посижу-с-ребёнком»-родственников. Есть папы, которые зарабатывают на всю семью, работая в одиночку. Есть какое-нибудь удивительное везение насчёт места в детском саду. Но есть и масса семей, которым денег не хватает, а пристроить ребёнка хоть куда-нибудь нет возможности. Люди выкручиваются, проявляя чудеса выносливости, изобретательности и дипломатии. И вот теперь – та-дам! – в числе расходных статей появляется ещё одна: медицинское обслуживание.

Строго говоря, она и так есть в списке трат каждой семьи. Какие-то процедуры – например, лечение зуба – среди моих знакомых уже очень давно никто не делает «задаром», у участкового стоматолога: все идут к «своему» дантисту. Кто-то приплачивает сёстрам в больничной палате, чтобы за роднулечкой лучше присмотрели. Кто-то покупает визит редкого по нашей местности специалиста, к которому кровь из носу надо попасть, а то потом «будет поздно». Кто-то собирает деньги по знакомым, потому что нет времени дожидаться квот…

Но это всё происходит, когда со здоровьем уже случилось (стоматология же больше ушла в область индустрии красоты, чем медицины). Пока не случилось, мы бегаем как заведённые. А когда заканчивается завод, у нас есть подушечка в виде полиса ОМС – с которым тебя примут и хотя бы мало-мальски приведут в порядок. Если на эту подушечку налепить ценник… «Зачастую женщинам физически сложно выбраться на приём к врачу, даже если этого и требует их здоровье, - вступился за тех самых, объявленных Минфином условно «нахлебниками», граждан директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. - А если на пути встанет необходимость отдельно оформлять «полубесплатный» полис, то можно считать, что такой категории пациенток у системы государственного страхования больше не будет».

И исчезнет не просто «категория пациенток» - при таком подходе выведутся в конце концов попросту здоровые женщины фертильного возраста, могущие приносить жизнеспособное потомство и продолжать род человеческий.

Это так, в перспективе.

Выведутся умные – это про студентов, которых тоже хотят «раскулачить на здоровье».

Выведутся милосердные и заботливые – это про опекунов…

Вот слово прозвучало, и ага. Пока ещё не всё так страшно – просто чудесатее и чудесатее. Это был, конечно, только проект. Проект, который очевидно противоречит конституционному праву российского гражданина на бесплатную медицинскую помощь. Проект, вокруг которого сейчас можно кипеть праведным негодованием и собирать всякие лавры и бонусы в свою общественно-политическую копилку – не зря ведь процитированного выше Эдуарда Гаврилова именуют ещё и по другой его должности: член центрального штаба ОНФ (Общероссийского народного фронта).

И в этом есть небольшая надежда на позитив: идею финансового ведомства пока не одобряет та часть федеральных чиновников, что непосредственно отвечает за здоровье нации. «В бюджетной политике этого нет. И эта тема, мне кажется, малореализуема и малоэффективна», - заявила вице-премьер Ольга Голодец и добавила, что пока эта концепция в принципе нигде не обсуждалась. И хорошо бы, чтобы дальше разговоров дело не зашло…

Александра Фролова.

ПЛН в телеграм




опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 40 человек