Мальчику год, мы ходим – хотя пока и не вполне уверенно – по городу в поисках развлечений. Мы хотим сообразные возрасту и возможностям игровые пространства. Пока нашли игровой городок во дворе у бабушки, пару игровых комплексов во дворах по соседству с домом, инфернальных заек и мишек в Ботаническом саду и суровую, без излишеств, песочницу в собственном дворе: четыре доски и приблизительно в них наваленная куча песка. Она нас, как и окрестных котиков, очень устраивает – если ничего не тащить в рот и тщательно мыться после её посещения…
Мы бегаем по лужайкам в Ботаническом и в Летнем саду, и, думается мне, следующим летом такими малыми средствами – песочница и лужайки – будет уже не обойтись. Поэтому уже во время нынешних прогулок я исподволь провожу ревизию развлекательных площадок родного города. И последний поход в парк культуры и отдыха имени Пушкина – который прежде, в противоположность Детскому, называли «взрослым» - поразил меня в самое сердце.
Это был будний день. Двое молодых ребят на жаре спиливали болгарками металлоконструкции, которые прежде были самыми ух-качелями, - тяжёлые железные клетки-лифты было тяжело раскачать до «солнышка», но это того стоило. Теперь этих «лифтов» нет.
Пропал очаровательный в своей простоте «Иллюзион» - задумки, обладающей большим КПД, чем эта, мне сходу не припомнить, эффект был удивительный!
Давным-давно был демонтирован «Сюрприз», это бешеное встающее на-попа колесо с сомнительными цепочками в качестве страховки, и ещё одни «лифты», где кабины были с электроприводом – катающимся помогали раскачаться.
Сто лет назад, когда-то в прошлом веке, закрылся зал игровых автоматов. Многие тогдашние мальчишки, которые сейчас уже стали солидными дяденьками и построили собственные дома, мечтают поставить такой «Волейбол» или хрестоматийный «Морской бой» у себя в гостевом холле. В столицах и вовсе открывают музеи советских игровых автоматов – пользующиеся, кстати, немалой популярностью.
На летней эстраде «таблетки» - ещё прошлым летом там вроде ставили надувные батуты, а 10-15 лет назад проводили концерты – навалом лежат детали детского игрового комплекса. Больше, кроме модного светодиодного табло, показывающего время и температуру окружающего воздуха, там не происходит ничего.
Нельзя сказать, что в этом прежде волшебном месте всё только пропадало – кое-что и появилось.
Например, призывно раскинутые – как у дамского доктора на приёме – грязно-розовые щупальца осьминога. Это надувная горка, которая уже несколько лет путешествует по Пскову, – эти трепетно вздрагивающие конечности вспоминаются мне вписанными в разные пейзажи, даже в самом парке эту композицию переставляют с места на место.
Появилась импровизированная гоночная трасса для электромобилей. Обозначенный облезлыми покрышками контур занимает всё центральное пространство парка.
На месте того «Сюрприза» стоит гордая качелина-доска на двоих. Одинокая, без никому.
Куда-то между старым и новым пнём, оставшимися от отживших своё деревьев, пристроили сомнительное «наследство» из Детского парка – маленькое колесо (колёсико) обозрения и какую-то вроде карусельку.
Совсем за «таблеткой» ютятся ещё одни сиротки – масленичные домики, оставшиеся от Масленицы то ли 2010, то 2011 года. Сначала после проводов той зимы они переместились на лужайку под петровский редут, где гуляющие шустро приспособили их под клозеты – свой-то в Летнем саду был давно и надёжно закрыт (сейчас, кстати, распахнут – можно и заглянуть, если приспичит). Потом домики всё-таки прибрали на территорию парка. Сложно судить об их пригодности для других празднеств, но в целом думается, что такие конструкции делаются на один раз, под мероприятие – а потом утилизируются.
Самые простые качели – «лодочки» - неизменно стоят на своём месте и даже выкрашены в нарядные цвета. Всё так же неизменно свершает свою круговую вахту по недоамериканским горкам обожаемый с малолетства поезд.
Всё это обнесено забором из сетки рабицы. Наверное, в целях безопасности и сохранности этого богатства. От этих калиток у меня развивается клаустрофобия – кажется, пока я нахожусь «в периметре», все их закроют, и я, неуклюжая матрёшка, не смогу вылезти наружу, и так и останусь в парке – плакать и ждать папу и маму… Лирика, в общем.
Но самый страстный поцелуй навылет от собственного детства ждал нас, взрослых, у выстроенных в шеренгу детских качалок. Из семи объектов в трёх мы точно опознали своих давнишних знакомцев: «Я на этой лошади катался, когда был маленький! И на этом космическом кораблике!» - «А я хорошо помню этого петуха!»
Только выкрашены они тогда были не так.
Они стоят там, на улице, – раньше были под крышей, в первом этаже «таблетки» - такие маленькие, жалкие и перекатавшие на своих спинах такую адову тучу наездников, кто их хочется отправить на заслуженный и почётный отдых.
Этому парку не нужна реконструкция.
Для него достаточно заказать новую табличку. Парк советского периода. Музей нашего детства. Только розовые ноги убрать.
А со своим мальчиком я туда не пойду.
Александра Фролова