И нет, это не про выборы. Это про бытовую меткость и умение попадать мусором куда надо.
Жить чисто – это надо научиться. И этому можно научиться. Пока процесс «воспитания» идет не очень. Администрация апеллирует к гражданской сознательности: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Граждане отбрыкиваются тем, что урн мало. Особая история, конечно, – выгуливаемые хозяевами собачки. Своя отповедь есть у собаковладельцев – «а вы покажите нам места для выгула собак» (их в Пскове действительно практически нет). Как-то год назад, тоже под выборы, в городе установили специальные «собачьи урны». Сейчас эти урны забиты совершенно не собачьим мусором, и кто и как их должен опустошать – вопрос совершенно неочевидный.
Короче, до образцовой чистоты дворов, тротуаров и газонов не так близко, как хотелось бы.
«Чисто не там, где убирают», однако, – не повод забить на уборку. Регулярность и тщательность работы дворников многое решает: психологически кинуть «ещё одну бумажку» на нечистое место проще. Типа «еще один бычок (мой) общую картину не испортит». Субботники у нас проходят дважды в год – этого слишком мало, чтобы чувства сопричастности к чистоте хватало на всё время. Так что постоянное поддержание чистоты силами коммунальных служб – всё-таки мера.
Но как, черт побери, научить людей нести мусор в урну, а не просто выпускать из рук, где придется? Вот известный псковский домоуправ Андрей Тарасов, выступая как-то нынче летом на радио «Эхо Москвы в Пскове», говорил про чистоту. В частности, упоминал пробелы в законодательстве и свою частную беседу с представителем надзорного ведомства (ничего такого особенного, прокурор просто живет в одном из обслуживаемых управляющей компанией Тарасова домов, так что беседа была вполне добрососедская). Андрей Тарасов говорил о том, что действенного механизма привлечения нерях к ответственности нет, а такой механизм нужен. Прокурор идею развить это направление в законодательстве не поддержал, ссылаясь на то, что «правоохранительная система к этому не готова».
Ну да, к каждому полицейского не приставишь, чтобы он бил по рукам или выписывал штраф за каждую брошенную мимо урны бумажку. Полицейским, действительно, еще только фантиками не хватало заниматься. Однако - на примере того же Андрея Тарасова - нудное и упорное применение штрафных санкций к нарушителям позволяет добиваться результатов: так в этих кварталах получилось с другой общей и, казалось бы, совершенно нерешаемой проблемой - парковками на зеленых зонах.
Тут ситуация в чем-то похожая: ставя машину на газон, хозяева часто ссылаются на нехватку парковочных мест. Мол, нарушаю, потому что мне не создали условий для соблюдения закона. Однако домоуправ лично и его сотрудники скрупулезно фиксировали все случаи нарушений и отправляли куда надо. Автовладельцев систематически штрафовали, и, в конце концов, для машин как-то нашлись и другие места, кроме газонов.
С мусором, увы, сложнее. Владельца машины легко установить, «пробив» номер авто по базе. Отпечатки пальцев с брошенного мимо урны окурка для идентификации личности не снимешь. Так что окурки, фантики, ненужные автобусные билетики в «транзитных» местах – где проходит множество людей – видимо, можно побороть только регулярной уборкой.
У нас практически не работают прописанные в законе санкции «за мусор» – например, запрещено выбрасывать в общий контейнер строительные отходы, запрещено выбрасывать мусор из окон машины, запрещено сваливать мусор в лесу, запрещено выбрасывать мусор из окон... Запрещено, но специальной экологической полиции не только в Пскове, во всей России нет. Чтобы привлечь неаккуратного гражданина к реальной ответственности, цитирую один из сайтов юридических услуг, «нарушителя должно поймать за руку на месте нарушения соответствующее должностное лицо». Этак никаких должностных лиц не напасешься. Например, судя по существующей практике, большинство попыток привлечь нечистоплотных соседей к порядку сводится к тому, что управляющая компания кивает на участкового, участковый кивает на управляющую компанию.
Несовершенство закона, увы, не позволяет бороться с недостатками воспитания.
Самое интересное в этом то, что уровень социального благополучия или социальный статус не всегда напрямую связан с чистоплотностью. Милейший сосед – приветливый и во всех отношениях положительный, отец двух дочек – фигачит с балкона окурки прямо на лужайку у подъезда (должен же быть у хорошего человека хоть какой-то изъян). Абсолютно, казалось бы, благополучные обитатели квартир в новостройках такое выкидывают в унитазы, что система говорит «кря» и выходит из строя, а коммунальщики вынимают из труб много всего интересного: от апельсинов, огурцов и дамских прокладок до щенят-утопленников. После Нового года мусоропровод перестает функционировать, «подавившись» выкинутой туда ёлкой (!). И конца-краю этому нет...
Когда закон слаб, мы регулярно проваливаем тест на гражданскую ответственность. Государство желает от граждан высших форм самосознания – вот в виде голосования на выборах, например. А граждане ещё элементарных навыков бытового самообслуживания не освоили.
Позитивного завершения, извините, не будет. В рамках действующего законодательства можно только за собой следить – например, не бросать огурцы в унитаз.
Стараться жить чисто, не дожидаясь создания отряда мойдодыров-карателей.
Александра Фролова