На днях в Суздале прошла редкого рода политическая комедия, а, может быть, фарс, а возможно, даже и драма. Был это съезд представителей местного самоуправления, на который съехалось порядка 400 руководителей городов со всех регионов России, были там глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов и псковский градоначальник Иван Цецерский, который даже выступил. По информации, которая шла «с низов», российские мэры, во всяком случае, значительная часть из них, собиралась перешагнуть через себя и заявить Владимиру Путину (а он тоже должен был приехать в Суздаль), что денег городам совершенно не хватает, а средства от налогов оседают на федеральном и региональном уровнях.
Учить президента, разумеется, никто бы не стал, но можно попробовать хотя бы поныть в стиле блаженных, после чего мило похихикать в ответ – для этого в наше время тоже немалая смелость нужна, без шуток. Так вот, говорят, несколько мэров готовы были взять на себя роль блаженных и рассказать президенту, что 131-й Федеральный закон не работает, что регионы используют бюджетные деньги как удавку против местного самоуправления. Ну а федеральный центр и вовсе стал единоличным распределителем всех средств, включая налоги. В итоге денег городам остается всего-ничего. Развитие экономического сектора ничего не приносит, поскольку эти налоги тоже забирает Москва. В 2016 году местному самоуправлению что-то обещали подбросить, но это будет капля в море с учетом катастрофической нехватки средств.
Бюджет-2014 будет еще хуже, чем бюджет-2013, о чем не заявлял только ленивый, начиная с того же Путина. В администрации президента прекрасно знали настроения мэров, посему отбором участников их съезда, как сообщает целая группа приехавших в Суздаль руководителей городов, занималась Федеральная служба охраны (ФСО) президента. Но, видимо, и этого оказалось недостаточно: Владимир Путин решил не ехать в Суздаль, пригласив к себе 50 особо избранных (и, очевидно, достаточно лояльных) руководителей, которых «изъяли» с суздальского съезда и доставили к президенту в Кремль.
Впрочем, видимо, тема настолько созрела изнутри, что «избранным» мэрам разрешили говорить о кризисе финансовой политики в городах. «Или денег дайте, или полномочия урезайте», - в таком духе выступили сразу несколько делегатов. Что на это ответил президент? «Наша общая задача - найти баланс между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов»
Что значит долго?! Прошло ровно 10 лет со дня принятия закона об общих принципах организации местного самоуправления, того самого, который 131-ФЗ. И спустя 10 лет президент предлагает все-таки найти баланс «между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов»
Изображение бурной деятельности – это отдельная фабула: что ни знаменательный съезд, то – «примем меры», «напишем постановление», «создадим закон»… Вскоре население забывает о конкретной проблеме, профессиональное сообщество ждет-ждет правильных законов, которые были обещаны и – не дожидается. После этого проводится какой-нибудь новый форум, на котором говорится, что обстановка и конъюнктура изменились, поэтому нужны новые стандарты и новые законы. И так – по кругу. Рассуждать о крамоле – что «наверху» никому правильные законы не нужны – даже не буду, но даже если бы нужны были, то, как правильно недавно заметил мой коллега, кому их писать? Фигуристам? Актерам? Боксерам? Кто еще сидит в Госдуме? Безусловно, присутствуют те, кто занимается нормотворческой работой, но есть догадки, что их от силы четверть от общего состава Думы. При этом президент повышает депутатам зарплаты с немаленьких 150 тысяч до шальных 253 тысяч рублей, и это, судя по всему, не предел: по неофициальной пока информации, в скором времени зарплата народного избранника составит порядка 450 тысяч рублей.
Зачем это делается? Для равновесия: министрам зарплаты подняли, а обиженные депутаты начали их «пощипывать». Теперь все, вроде как, довольны. Так и работают.
Впрочем, вернемся к нищим мэриям. В Суздале главы городов в отсутствие Путина жаловались на жизнь вице-премьеру Дмитрию Козаку. Они просили хотя бы 1 дополнительный процент в бюджеты по НДФЛ (сейчас муниципалитеты получают 20% от подоходного налога). Один из ведущих деятелей российского местного самоуправления, мэр Новосибирска Владимир Городецкий сказал, что 131-й закон устарел (не уставая при этом отвешивать документу и его авторам кучу комплиментов) и попросил Козака «разработать хорошую Концепцию развития местного самоуправления в России».
Снова «Концепция». Вновь куча миссий, целей и задач, планов и обещаний. Вот только есть подозрение, что денег для городов при этом как не было, так и не будет. И вопрос уже даже не в политической удавке на муниципальные власти – пришло время, когда денег просто не стало. Единичные политики и СМИ бьют в набат, но пока большинство, кажется, не осознает уровня проблемы. В прошлом году только 28 регионов были «дефицитными», в 2013 году их 58 – так говорит агентство «Финмаркет». Понятно, что региональные бюджеты не смогут выручать города. Что уж тут говорить о Псковской области, которая из миллиардных долгов не вылезает уж какой год. Казалось бы, пора немного ослабить политические вожжи и допустить к руководству городами экономистов-хозя
Проблема перераспределени
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)