Иногда они возвращаются. Хотя что там говорить, сомнительные бары и пивные, прозванные в простонародье шалманами, возвращаются почти всегда. Шалманы, растущие в Пскове не хуже борщевика, продолжают заполнять город. Тему всколыхнуло возвращение на улице Юбилейной в Пскове бывшего кафе «Купол», сгоревшего два с лишним года назад. Публикация на «Псковской Ленте Новостей» в разделе «Интерактив» так и называлась: «Вертеп с контрактниками возвращается». «Ночные пьяные разборки и мордобои, постоянный ор с матюгами под окнами, музыкальная программы и дембельские аккорды до 4 часов утра, справляющие нужду военнослужащие - все это мы прекрасно помним. Один раз даже из ракетницы ночью стреляли. До сих пор боюсь отпускать дочку во двор», - мучают воспоминания читателя ПЛН.
Сотни, тысячи пафосных и высокопарных слов о борьбе с пьянством перечеркиваются одним простым действием. Да дело ведь даже и не в этом, а в обычном комфорте для нормальных жителей города, в опрятности и культурном облике самого Пскова. В этом тоже, конечно, звучит определенный пафос, но на деле ведь так и есть: комфорт горожан перечеркивает бизнес - низкопробный, но востребованный определенной группой населения. Ну не отказываться же от таких инвестиций, в самом деле. Особенно когда других не так уж и много.
Какова позиция городских властей, которые еще несколько лет назад вроде бы развернули борьбу с подобными заведениями, избавив псковичей от кустарных перепевок Стаса Михайлова, Ваенги, «Черных глаз» и прочих «сегодня мы с тобой кайфуем»? Неужели у чиновников нет определенного критерия при открытии определенных точек общепита в Пскове? Или «Макдональдс» из-за вредных котлет у нас строить, понимаете ли, нельзя, а шалманы, несмотря на «вредных» посетителей можно?
Недавно региональная власть потребовала от псковской полиции обеспечить безопасность на улицах Пскова. Способствует ли безудержное почкование таких шалманов безопасности? Очень и очень сомнительно.
Контролировать рост количества питейных заведений низкого пошиба у нас как-то не принято. А то, что оно продолжает расти, - факт. Этот рост спровоцировала простая русская смекалка: после того, как был издан запрет на продажу спиртных напитков в магазинах после 21 часа, а также запрет на торговлю спиртным в нестационарных ларьках, торгующие градусом бизнесмены стали искать обходные пути. Так ларьки и мелкие магазинчики стали превращаться в бары, пивные, рюмочные, о которых так мечтал Владимир Вольфович Жириновский. Никаких «макдональдсов» - только рюмочные, только хардкор!
Соответственно, за последние месяцы спрос на такие шалманные посиделки заметно возрос, и легендарный «Купол», от которого дрожал весь микрорайон, не мог не вернуться на прежнее место. Уже сейчас, как сообщают читатели, привезли и разложили стройматериалы, работа кипит. Такое ощущение, что благодаря российской смекалке весь Псков скоро окажется «под куполом».
По сути, сегодняшнее развитие сети баров, пивных павильонов и шалманов выносит проблему пьянства и алкоголизма в общественное пространство. Рост преступности, который может из-за этого произойти, мы уже подчеркнули, но вот еще один вопрос: куда девать пьяных с улиц? Вытрезвителя ведь у нас нет. Опять везти в больницы к замученным молоденьким медсестрам? Бросать на улице, где пьяные будут либо гибнуть сами, либо подвергать опасности жизни других? Получается, так: удобство любителям выпить мы обеспечим, а вот с остальными — вопрос.
Закрыть глаза на шалманизацию города сложно: к сожалению, негативных примеров существования таких вот пивных и сейчас масса. Только накануне администрация Пскова выдала постановление о демонтаже павильона кафе, как они себя называют, «Три сосны». Соответствующий документ подписал глава администрации Игорь Калашников. Этого шага, напомним, уже несколько месяцев добивалась городская полиция. Нарушения здесь фиксировались регулярно: и несовершеннолетним алкоголь продают, и спиртным торгуют без лицензии и других необходимых документов. В итоге полицейские и представители псковского отделения фонда «Город без наркотиков» дожали ситуацию, и теперь в ближайшие две недели, павильон должен быть демонтирован. Руководитель фонда Константин Вилков жестко, но, думается, справедливо, окрестил некоторые псковские бары клоакой. Его коллега-общественник Дмитрий Дрозденко, руководящий организацией «Здоровый город» оказался скромнее, и когда мои коллеги пытали его, как он готов бороться против таких «рюмошных», выкинул белый флаг и проронил, что с него – только пропаганда. А пресечением пусть власти и правоохранительные органы занимаются.
Впрочем, в чем-то с ним трудно спорить: пожалуй, это как раз тот случай, когда жесткой руке рынка должно противопоставить жесткую руку власти. Ибо тверда она почему-то только в определенных случаях. А пока - строительство нового «Купола» продолжается. И, думается, вступит он в работу с новыми силами. Но вот если власти и правоохранительные органы не возьмут вопрос под свой контроль, быть уверенными, что с условным «Куполом» в итоге не случится то же, что и два года назад, сложно. В итоге на повестке вопрос — кто кого.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)