И рыбку съесть, и косточки продать - вот такой, культурный, вариант поговорки вспоминается при обсуждении последних законодательных инициатив в российском рыболовстве. Вообще, в этой теме, как и принято на рыбалке, без пол-литра алкогольной продукции не разберешься, что доказывают и действия государственных чиновников. Через 2,5 месяца исполнится три года, как правительство фактически не может исполнить поручение президента об обеспечении в стране свободной и бесплатной любительской рыбалки, и два года, как не может поправить внесенный в Госдуму нашумевший законопроект «О любительском рыболовстве». В августе 2011 года, после очередного чиновничьего ляпа, по всей России был объявлен мораторий на формирование и конкурсное закрепление рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, который будет действовать до принятия закона «О любительском рыболовстве».
С чего вся неразбериха началась? Еще в конце 2010 года депутаты Госдумы фактически узаконили в России платную рыбалку: «Услуги в области любительского и спортивного рыболовства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством», - такой пункт был внесен в федеральный закон. Все это вызвало массовую шумиху, на митинги вышли десятки тысяч рыболовов-любителей по всей стране, включая Псков: 26 марта 2011 года на Октябрьской площади в областном центре прошел пикет протеста.
Произошел скандал из-за того, что в списке рыбопромысловых участков - а именно они регулируют и промышленное, и любительское рыболовство - появилось практически все Псковско-Чудское озеро и множество других лучших водоемов области. Терпение многочисленных рыболовов-любителей лопнуло. Вот тогда и было решено с законом повременить и заняться правовыми нюансами.
Чуть позже, в 2012 году в парламенте появился законопроект «О любительском рыболовстве»: Владимир Путин потребовал обеспечить свободную и бесплатную любительскую рыбалку, права на которую нарушали рыбопромысловые участки. 1 января 2013 года он вступил в силу. Но и новый правительственный законопроект сразу же вызвал возмущение среди рыболовов-любителей, так как фактически узаконивал незаконные действия рыбопромысловых участков по ограничению доступа к водоемам.
Говоря человеческим языком, закон разрешал простым людям ловить рыбу бесплатно, но только вне пресловутых рыбопромысловых участков (РПУ). В Псковской области их, к примеру, на данный момент 265 - такие данные представлены на сайте областного комитета по природопользованию и охране окружающей среды. И, разумеется, это практически без исключения, лучшие участки. Таким образом, если вдруг неподалеку от вас все озера входят территориально в эти самые рыбопромысловые участки, то - будьте добры раскошелиться за рыбалку. Мораторий на формирование этих самых участков и пришлось остановить потому, что арендаторы, увидев закон, быстро смекнули, как хорошо на этом можно подзаработать.
После многочисленных споров по этому поводу, федеральные чиновники впали в ступор, не понимая, что же делать. Допускать всех на рыбопромысловые участки? Производители и арендаторы негодуют, фактически же именно для них оформлялись участки. А тут — население, понимаешь.
Несмотря на то, что рыболовная общественность, депутаты Госдумы и чиновники Минсельхоза согласовали позицию по изменению законопроекта, закрепив ее в специальном решении к первому чтению, правительство все еще не может представить свою часть поправок.
По этому поводу возмутились даже депутаты Госдумы, избранные от Общероссийского народного фронта. «Поправки, согласованные Минсельхозом с представителями общественных объединений рыболовов и федеральными органами исполнительной власти, были представлены в аппарат правительства в конце мая. Однако кабмин, рассмотрев их, вернул документ в министерство для доработки. В результате законопроект, получивший широкий общественный резонанс и ожидаемый рыбаками-любителями по всей стране, опять запущен на тот же круг согласования со всеми ведомствами. Когда процесс согласования завершится, неясно. Неспешность в принятии решений по таким социально значимым направлениям недопустима. Этот социально опасный подход правительству нужно менять, и чем скорее, тем лучше», – заявил активист ОНФ, депутат Госдумы Леонид Огуль.
«Российская газета», учредителем которой является как раз правительство, недавно попыталось информационно исправить ситуацию. Накануне, в частности, в газете вышла статья журналиста-рыбака Андрея Поспелова, который уверяет, что «введение платы само по себе ограничит количество рыбаков-бездельников, то есть тех, кто не может заплатить 150–200 рублей».
Отличный аргумент. Эдак мы сначала исключим рыбаков-бездельников, потом - грибников-бездельников, потом ягодников-бездельников. А там уже и до гуляющих по улицам бездельников недалеко. Как очень мягко прокомментировали статью «Российской газеты» на одном из рыболовных сайтов, «Люди перестанут бывать на природе, все будут пить пиво и сидеть у телевизора». План по штамповке «Сергеев Беляковых» из «Нашей Раши» неуклонно выполняется.
Итак, общественники непреклонны: институт рыбопромысловых участков для любительского и спортивного рыболовства должен быть ликвидирован, создание новых рыбопромысловых участков нужно запретить. Между рыбаком с удочкой и рыбой должен исчезнуть посредник, деятельность любителей не должны «организовывать», как было ранее предписано законом, и рыбалка должна стать бесплатной, без путевок, пропускных билетов и т. п.
Псковские общественники придерживаются похожей позиции: например, один из главных противников платной рыбалки, руководитель общественного движения «Свободный берег» Игорь Батов уверен, что закон о рыбалке, даже откорректированный, опять столкнется с проблемой банального исполнения. Правда, сам Батов предполагает, что такого возмущения, как в 2011-м, уже не будет: общественные настроения не те, и на улицу народ, придавленный тяжестью набухшего патриотизма, просто не выйдет.
Проблемы бесплатной рыбалки, повторюсь, всколыхнули всю страну: в Татарстане и Самаре, по разным данным, под рыбопромысловые участки отдали чуть ли не половину акватории внутренних вод. В Астраханской области, по заверениям одного из арендаторов нескольких рыбопромысловых участков Дмитрия Желяскова, это лишь 2-3% или 114 участков, но Астрахань — край интенсивной рыбной ловли.
Желясков объясняет, что есть такое понятие – «квоты». «В случае с рыбопромысловыми участками порядок следующий: каждый год мы обязаны заявить в Агентство по рыболовству четкую цифру – сколько рыбы на участке будет добыто в грядущем сезоне. Тезис, который декларирует, что на РПУ нет ограничений по вылову явно несостоятелен. Больше того, заявляю официально: на данный момент рыбопромысловые участки являются единственными акваториями, где норма вылова хотя бы прописана», - уверяет Желязков.
По его мнению, и это мнение разделяют многие арендаторы рыбопромысловых участков», рыбаки и подводные охотники, создают серьезную нагрузку на рыбные запасы регионов. «Рыбацкая «вольница» и анархия на воде – это серьезная проблема», - заверяет астраханский специалист.
По мнению Игоря Батова, проблема квот на любительскую ловлю серьезно не когда не стояла и вообще она лежит где-то в плоскости этики: квота в усредненные 5 килограммов была испокон веков, рассказывает он и полагает, что главной «квотой» для рыболовов-любителей была и остается их персональная совесть.
Резюмируем: если говорить простым языком, новый закон о рыбалке, прикрывается благим делом вроде сохранения рыбных ресурсов и улучшения ее качества. А на деле изменения являются ничем иным, как глобальной приватизацией всего и вся. Пресловутая «частная собственность»: такие вывески простые псковичи встречают уже и на улицах. Все превращается в «частную собственность», а «любительское» - в «профессиональное». Налога на дождь и воздух, о которых так часто шутят, пока еще у нас нет. Но вот вопрос: удивит ли кого-нибудь то, если однажды они появятся?
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)