А может быть, и под землей. А может, и не семь, а чуть меньше. И вообще, шут его знает, что будет – понять сложно. Пожалуй, ничего толкового из этого не выйдет, но оттого, что о них, о наземно-подземных парковках, наконец-то просто заикнулись, уже хочется воздеть руки к небу и воскликнуть «Аллилуйя!»
Прямо то ни гроша у нас, а то вдруг алтын: на этой неделе один градоначальник пообещал псковичам строительство в 2015 году первой надземной многоярусной парковки, а второй пошел еще дальше и заявил, что Пскове запретят проектировать дома без подземных стоянок.
Вот, а еще говорят, что два руководителя города – это плохо. И что вы, скептики, на это скажете? Вот вам идей – в два раза больше. Своевременные и очевидно без всяких трудностей воплотимые в жизнь.
Да, говоря по совести, эти парковки, стоянки надо было начать строить лет пять назад. Не ошибусь, если припомню сразу несколько публикаций того времени в местной прессе о том, что Псков скоро столкнется с транспортными и парковочными трудностями. Прошло несколько лет и – вуаля, эка неожиданность: пробки! А во дворах-то – матушки родные, ни пройти, ни проехать.
Ну ничего ведь не предвещало.
Уже несколько лет в адрес властей сыплются жалобы от горожан, СМИ, общественных организаций. И все эти несколько лет раздавались бессвязные бурчания: да, проблема, с детских площадок убрать, пробки есть, то есть нет, точнее, есть, но местами, все решим, терпите, вот уже… ах, ах! Глядите, глядите, ёлка, Сочи, Ганза, Крым, враги!
Тема каким-то образом всегда замыливалась, но этот способ, представьте себе, не способствовал решению проблемы. Впрочем, рассказывать всем вам о ситуации с личным транспортом в Пскове совсем не обязательно. Все перед глазами.
И вот уже Иван Цецерский, этот псковский Ли Куан Ю, говорит, что проблема очевидно назрела и что власти даже не прочь ее решить. Но некоторые несознательные жители, понимаешь, парковки во дворе делать не разрешают, просят оставить хоть пару деревцев возле дома. А так-то места для парковок в городе нет.
Ну, конечно, нет. А кто точечную застройку поощрял? Кто застроил пол-Пскова «окно в окно», расскажите мне? Кто сеял по городу магазины в любой точке, которая только могла давать «всходы»? Кто внял увещеваниям бизнесменов-застройщиков, что каждый квадратный метр городского пространства можно и нужно обменивать на бумажки от госбанка? И кто ж это сделал?!
Честно говоря, и нынешние затеи кажутся не прозрением власти, а расчетливым взглядом в будущее бизнеса, который, может, таким образом, решил поддержать свои строительные объемы в период кризиса. А может, это просто желание освоить новое направление предпринимательства. Ведь не думал же дорогой читатель, что все эти парковки и стоянки будут горожанам выделяться бесплатно?
Эстакадные парковки, в зависимости от размеров, могут обходиться инвестору и в 50, и в 100, и в 200 миллионов рублей. Неслабые инвестиции. Подземные парковки тоже будут, судя по всему, включаться в стоимость квартир (иначе инвестор получит массовый отказ от них – ведь машину можно бесплатно припарковать под кустом сирени), что приведет к их удорожанию, по мнению специалистов, на 15-20%.
Смелый Игорь Калашников буркнул что-то вроде «Пусть тратятся», указывая, что застройщик должен будет проектировать дома исключительно с подземными парковками. Но ведь окончательно за это все равно будет платить потребитель. А застройщику – оно ведь только лучше. Это как в «Макдональдсе» вам к кофе еще пирожок с вишней пытаются втюхать. Пирожок – это хорошо, но вы его оплатите. Сами. Это не подарок от шеф-повара.
Но если власти попытаются снизить нагрузку на жителей, вылезет другая неприятная деталь: ведь как пить дать потом окажется, что эти стоянки, конечно, очень нужны, но очень дороги, а давайте-ка за счет бюджета дотировать застройщика по самые помидоры. И бизнес в очередной раз будет радостно отрабатывать бюджетные средства.
А мы получим лишнюю потенциальную коррупционную схему для откатов.
Места для парковки будут стоить, судя по всему, от 150-200 тысяч рублей в недорогих домах и до миллиона – в элитных. Если же вы все-таки не будете приобретать места, а будете брать его в аренду, то оно, по прикидкам специалистов, может обходиться от 2-3 до 7-8 тысяч рублей в месяц.
Возможно, в наше время это считается нормальным, однако все же горожане платят немало налогов, чтобы и эти расходы вновь – целиком и полностью – перекладывали на них. К тому же все это строится на городской земле, где-то же есть общегородское пространство или все земли в городе уже скуплены частными лицами?
На мой взгляд, властям стоило бы понять, что к этой проблеме, в первую очередь, привело их собственное многолетнее бездействие и социальная глухота. И теперь решить свои прежние ошибки за средства горожан – это очень по-чиновничьи, конечно. Нужно понимать, что парковки и стоянки - это уже социально значимые объекты. Объекты, без которых город в ближайшее время функционировать не сможет. Ну а вдруг не пойдет у вас бизнес – будем машины во дворах штабелями складывать?
Хотя, наверное, есть уверенность, что пойдет. Власти же всегда могут издать закон или нормативный акт, и вы будете платить. Правда в подобном случае, возможно, дешевле будет платить штрафы за неправильную парковку.
Наверняка, начать нужно с того, что застройщик должен продавать места для парковок и стоянок по себестоимости. Но здесь сразу другое смущает: так ли сложно у нас себестоимость в полтора раза увеличить?.. В этом направлении мысли у российских чиновников работают намного активнее.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)