Экс-блогеры / Денис Камалягин

Брендовые размышления

04.04.2011 13:48|ПсковКомментариев: 53

В недавней переписке местного Грозного с местным Курбским попалась на глаза замечательная фраза, которую обронил первый: «Вложения в событийный туризм всегда окупаются: инвестициями, налогами, занятостью». Стоит еще добавить сюда слово «пиар». Штука эта сродни инвестициям. Если мерить все категориями городов и регионов, то пиар - это как хорошая бочка для дорогого коньяка.

Ой, только не поймите слово «пиар» предвзято. Попутно открещиваюсь от апологии господина «Грозного». Вот так ляпнешь про пиар, так одни обидятся, а другие найдут повод позубоскалить. Вообще, пиар - это очень плохое слово, ругательное. Лучше говорить об имидже. Да-да, мужик из рекламы «Спрайта» нам безбожно врал: жажда - ничто, имидж - все. Особенно, если нет нефти. Имидж лепят (фабрикуют, подгоняют) годами и даже веками. Ну, то, что история - это во многом результат успешных и не очень политтехнологов (ну чем Нестор - если он был - не политтехнолог?), факт известный. Если тем, кто задается старческими вопросами: «Доколе?»,  «За что, господи?» - дать почитать историю Пскова в составе России, многое становится более понятным. Псков мало занимался имиджем и «брендированием», как «старший брат» Новгород и ряд других городов. Скажем так, не выпячивал свои достоинства. В итоге к концу XX века, кроме церквей, вспомнить оказалось нечего. Какие-то события забыты, какие-то - украдены. Да-да, украдены! Штука эта называется - брендрейдинг, и Псков от нее тоже пострадал. Так вот, вспомнить нечего. И тут - о, чудо! - два умных слова, упомянутых выше (если кто уже потерял нить повествования, напомню: «имидж» и «брендирование»), оказались востребованы: на светлые головы снизошло осознание, что Псков спасет туризм (ну, конечно!), а псковские бренды надо развивать (а то!) и пиарить (еще раз простите). Осталось найти бренды. Фишки. Идейки.

Как оказалось, псковичи поражены патологическим скудоумием. Вообще, как говорят умные люди, у псковичей нет ни ума, ни фантазии, ни резерва. Поэтому для спасения нации в Псков прибыл мощный иногородний десант, а также ожиревшие от риска и собственной значимости заграничные журналисты. Последние подхватывали, например, трендовую и уже обсосанную идею музея фрески, придавая ей долю необходимого эпатажа, что вкупе с психоделической подачей и ослиной упертостью давало гремучую смесь.

Профильные ведомства продолжают писать программы стратегий развитий туризмов в каких-то там годах. Круто. В итоге родился новый бренд: Масленица. Кто его родил и насколько доношенным ребенок получился - уже, вроде как, пару человек высказалось.

В итоге Масленица добавилась к ряду брендов, которые с разной степенью интенсивности использовались или разрабатывались для использования. А, если прикинуть, чем мы обладаем? И какова судьба этих брендов в настоящем и недалеком будущем?

Итак, до чего удалось додуматься псковским «промоутерам»:

1. Княгиня Ольга

Для нас Псков - это прямая ассоциация с княгиней Ольгой. Но только для нас. Ольга - один из главных объектов брендрейдинга, это то имя, которое, если бы не 1100-летие Пскова, мы реально могли потерять. А что? Посудите сами: киевляне считают Ольгу своей, у витебчан (а псковская княгиня основала Витебск) упоминание Ольги и позиционирование ее как местной идет на достаточно высоком уровне. В Коростене, который она ничтоже сумняшеся, спалила, давно стоит ее памятник. Что примечательно, украинский памятник напоминает женщину.

Есть отдельная теория о нерусском происхождении княгини, и о ней даже пишут стихи.

О ком я часто вспоминаю нежно,

Лаская мысленно и долго,

Так это о тебе, моя норвежка,

Из Осло Ольга.

Норвежка, значит. Ну, тогда Церетели все правильно слепил.

Как вывод: бренд уже основательно размыт и былой славы Пскову не приносит. Да и псковичами «поюзан» по полной программе. Гордиться княгиней можно все также до пенсии, но мозг среднестатистического россиянина воспринимает Ольгу как «гражданку мира».

2. Князь Александр Невский

Другая великая личность. А тут уже обратная «фишка»: это псковский «недоукраденный бренд». В общем, и попытку украсть можно назвать очень скромной. Спасибо, в первую очередь, Эйзенштейну, который в одноименном фильме атрибутирует Невского как с Новгородом, так и с Псковом. Под Псковом стоит самый грандиозный памятник великому князю. Тем не менее, во всех официальных источниках, как назло, пишут: «новгородский князь». Вот ведь, незадача.

Возможно ли сделать вторую попытку украсть князя? А почему нет? Во-первых, надо помнить, что новгородцы в свое время сами выгнали Невского с княжеского престола. Во-вторых, Невский-то он Невский, но главная битва жизни у Александра Ярославича состоялась именно под Псковом. Одна «удачная находка» на дне Чудского озера может частично поменять приоритет. Да, псковичом Невский уже не станет. А это и не обязательно. Можно просто представить Псков как особый город для «Имени России»: если подробно изучать летописи, то можно заметить, что все оппоненты Невского (это было уже после Ледового побоища) скрывались от него в Пскове. На Псков князь по каким-то причинам (о них можно только догадываться) не ходил, в отличие от Новгорода, который строил вдоль и поперек.

3. Варяжская гостья

Очевидно неудавшийся бренд. Нет, для нас это гордость и прочая-прочая, но на российском уровне современница Ольги (некоторые даже предполагают, что они могли быть знакомы) «погостила» весьма опосредованно. То ли властям тогдашним было немного не до этого, то ли нет у нас своего Валентина Янина, на каждый «берестяной чих» которого в Великий Новгород слетаются все центральные каналы. Не буду слушать россказней о том, что «Варяжская гостья» присутствует то там, то сям, потому что кроме нас с вами об этом никто не знает. Да и среди нас - не все. О Пскове в принципе пишут практически только псковские СМИ. Например, с какой гордостью и пафосом мы пишем об отъезде псковских икон в лувры, эрмитажи и прочие прадо. Специально открываю федеральные СМИ - как правило, нулевой резонанс, информацию о Пскове и псковских символах вырезают как заведомо неинтересную и неперспективную в плане эмоций, обсуждения. Ну, так и в жизни. Если на одной сцене будут давать концерт Погудин с Басковым, чье имя на афише будет больше?

Так-то.

4. Оксана Федорова

Затронув господина Баскова, следующий «бренд», о котором нужно упомянуть, - это Оксана Федорова. Чем не бренд? Правда, Мисс Вселенная - фактически потерянный и украденный бренд. Почти как Ольга. Федорова позиционируется как петербурженка, а то и вовсе как гражданка мира - не зря же она мисс Вселенная. Впрочем, вкладывать средства и силы в этот «бренд» Пскову бесполезно. Да и надо ли?

4. Кремль, фрески и все-все-все

Тут уж спасибо предкам, Кремль получился удачный. Правда, формула «Псков - Кремль» сродни «Партия - Ленин». Надо воздать должное всем журналистам-федералам: сюжет из Пскова всенепременно начинается (заканчивается) видом Кремля и золоченых куполов Троицкого собора. Кого-то такая узость обижает, кого-то не очень, но фактор ограниченности налицо.

Второй бренд, который в последнее время считается для Пскова чуть ли не главным, - это фрески. Этот факт доказывает, что иногда пиар могут организовать пару человек, даже не имея денег. Конечно, бренд из фресок слабенький - искусство на любителя, да и ниша уже занята, хоть и действительно уникальна живопись и в Мирожском, и в Снятогорском монастырях.

Кремль, церкви и фрески - это, по сути, главные достопримечательности Пскова. Но даже о них почти никто не знает. Статья в Википедии «Туризм в России» (сомнительный авторитет, и все же), перечисляя основные достопримечательности российских городов, не упоминает Псков ни разу. Есть Калининград, Великий Новгород, Сочи, Тверь, Вологда, Киров, Тула, Ростове-на-Дону… Много кто есть. Пскова нет. И дело не в составителях Википедии - тенденция характерна для всех сайтов.

5. Осада Пскова войсками Стефана Батория

Стефан Баторий великое дело сделал - дал Пскову прославить себя в веках. Если серьезно - еще одно недооцененное событие в истории Пскова, возможно, даже самое главное. Вообще, Псков подобно Джону Леннону должен требовать роль в фильме «Как я выиграл войну». И сюжет осады - куда более захватывающий, чем в том же «1612», и герой - Шуйский - имеется. Продюсеры, режиссеры, вы где?!

А вообще, спасибо Покровке, что в достопамятном 1995 году осталась без шатра. Вот такой парадокс: к событиям XVI века это сохранило у людей хоть какой-то интерес.

6. Псковская миссия

Фильмы реально работают. Вообще, первые это просекли американцы, причем очень давно. Наши стали делать качественные идеологически и исторически выдержанные художественные фильмы не так давно. «Поп» - один из лучших примеров. Блестящий актерский ансамбль и отличная работа Хотиненко заставили многих заинтересоваться Псковской православной миссией - одной из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. Относиться к этой странице можно по-разному, но перелистнуть не получится. Вот ведь - православие, но уже совсем с другой стороны. И пиар. Кремль показали - значит, пиар.

7. Масленица

Про сие действо, казалось бы, уже все сказано: два первых блина явно оказались комом. Идея событийного туризма несомненно правильна. Но вопрос: «Почему Масленица?!» - по-прежнему интересует многих. Какая, к черту, всероссийская Масленица, если московский городской аналог имеет бюджет под 800 миллионов рублей? И кого мы хотим удивить? Впрочем, бренды, марки иногда строятся годами и даже десятилетиями. Вот только не стоит, наверное, к их формированию допускать дилетантов и людей «с пилой». 

8. Барс

Наш пятнистый и, по мнению одного из псковских депутатов, больной краснухой символ. Если не считать большое желание главы Пскова пришпандорить его на свою служебную машину, то барс наш позабыт-позаброшен. А ведь даже если покопаться в геральдической литературе, то бывший герб (до самодурственной переделки) символизировал упрямство, воинственность и гордость псковичей. Приятно.

9. Дмитрий Аленичев

Самый титулованный российский футболист на клубном уровне родом из Великих Лук. В Псков Аленичева с его опытом и амбициями никаким калачом и блинами не заманишь - сейчас он возглавляет юношескую сборную России по футболу. Это чуть престижнее, чем «Псков-747». Да и в Совете Федераций Аленичев представлял «родную» Омскую область. Так что как «бренд» - прощайте, Дмитрий!

10. Песни и пляски

Один из главных способов создания имиджа - «зомбирование». Имидж - его же надо вдолбить в голову, как в случае с Церетели или Никасом Сафроновым. Сюда же можно отнести и песни. Вон сколько музыкальных композиций о Москве или Питере. Вологду все знают, в частности, как город с домом, «где резной палисад». «Владивосток-2000» - это уже «Мумий Тролль» по блату расстарался. Из всех известных песен про Псков вспоминаются лишь две: «Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба» барда Евгения Клячкина (правда, в песне Псков не упоминается ни разу - просто сама она называется «Псков») да «Я возвращаюсь в город Псков» небезызвестного псковского политика. Правда, бывший однокурсник этого политика Алексей Кортнев, который исполнил песню, ни в один из альбомов ее не включил. «Заказуха», однако. Так что и здесь - ноль.

11. Ганзейский союз

Поговорим об этом в 2033 году.

О том, что могли бы использовать псковичи в качестве раскрутки, да не додумались, в продолжении.

ПЛН в телеграм




опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 249 человек