«Евровидение»… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Впрочем, не только для русского. Миллиарды людей по всему миру будут неистово фапать на звуки этого конкурса песни и пляски, который проходит с 6 по 10 мая в небольшом городке Копенгаген, что затерялся где-то на бескрайних просторах Дании.
Но в России в разгаре посевная, поэтому фапающая биомасса целевая аудитория будет традиционно представлена школотой, студентами и другим офисным планктоном, которые нехило приподымут чьи-то бюджеты, отправляя десятки миллионов платных СМС-сообщений за сестёр Зайцевых Толмачёвых. Остальные же люди после работы на полях Родины предпочтут баню, шашлык, горячительные напитки и другие средства релаксации. Особенно, если позволят средства. Но речь не об этом.
Нынешнее «Евровидение» (как и прошедшие) будет благодатной почвой для семян патриотизма - наряду с присоединением Крыма, георгиевскими ленточками и прочими духовными скрепами. Снова будут ночные малаховские прямые телеэфиры, дотошный анализ выступлений, истошные вопли «Россия, вперёд!», слёзы радости, умилительные комментарии о том, сколько же всё-таки талантов на Руси и т.д. Видимо, именно поэтому в самых высоких московских кабинетах было принято решение никогда не пропускать ни одного конкурса. Никогда, чего бы это не стоило. Оно понятно – выбор инструментов для «скрепливания» не так уж и велик. Это как-то удавалось во время Олимпиады в Сочи, своё веское слово сказала реаннексия Крыма, плюс позиция по Украине даёт свой профит… Что в сухом остатке? Ну, в футбик наши попинают, ну, шайбу погоняют. Рёв трибун на стадионах, фри-дринк в барах после забитого гола – Раша, камон!!! Разумеется, какое-то время будет приятное послевкусие от тех или иных успехов. Но оно обычно проходит. И высоколобым дядям вновь ставят задачу искать то, что делает нас Нацией. Единой и Неделимой. Так что, ребята, «Евровидение» – это наш конкурс! И нам, понимаешь, нужна одна победа – одна на всех, мы за ценой не постоим!! Ибо платить есть чем.
Чего не скажешь о других странах, менее духовно продвинутых, чем наша Раша Родина. Добрая дюжина европейских держав приняла непростое решение об отказе от участия в конкурсе. Причина понятна и предсказуема – деньги, которых нет. Мотив Чехии – это смесь обиды и отчаяния: мы, дескать, неудачно выступали, в финал не проходили, дальше девятого места на становились и вообще только три раза участвовали! Не жили красиво – и нехрен начинать! О как. У Словакии практически та же картина. Интересна позиция Люксембурга – отсутствие общественного интереса к конкурсу.
Но, несмотря на впечатляющее число «закосивших» от конкурса, всё же нашлись страны, артисты из которых всё же приедут в Данию. Их тридцать семь. Из чего следует, что конкурс состоится. Но я всё же хочу сказать про другое. Каждый из участников представляет своё государство, свой народ, свой менталитет, свой язык и свою культуру. И меня несколько смущает то, что данный, не побоюсь сказать, музыкальный проект раз за разом стремится стереть те или иные границы между странами-участницами. Всё время навязывается необходимость исполнения песен на английском языке. Из всего репертуара «Евровидение-2014» только четыре (!) участника поют на родном наречии. Я, конечно, понимаю – попса есть попса. Но где как не на международном состязании должна быть возможность продемонстрировать национальную идентичность? Причём, подать это грамотно и вкусно? В угоду кому или чему, ломая языки, поют на неродном для себя языке вокалисты из Грузии, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Армении и других стран? Наверное, с понтом, чтобы их понял «остальной цивилизованный мир»? Или заметили маститые западные продюсеры?
Другой интересный момент (правда, технический) связан с Крымом, который теперь субъект РФ. Крымчане конкурс смотреть тоже будут. И даже - голосовать. Фишка в том, что в процессе голосования будут активно использоваться украинские сотовые операторы. Соответственно, СМС из Крыма де-юре окажутся голосами из Украины. Поэтому существует теоретическая вероятность того, что злые киевские дяди могут не пропустить голоса за Россию, что может снизить её конкурсный рейтинг.
Впрочем, насколько высоким быть этому рейтингу – зависит от наших посланниц, сестёр Толмачёвых, которые исполнят англоязычную песенку с незамысловатым названием «Shine». Я видел промоклип с англоязычным звукорядом. Слышал также и русскую версию. Что могу сказать? Обычная, среднестатистическая, попсовая песня. Ничего сверхвыдающегося. Да, качественно записано. Да, звучит «по фирмЕ». Но на «Евровидении» всё звучит примерно одинаково. Так что сие песенное творение, скорее всего, утонет и растворится в море себе подобных. Конкурентных преимуществ никаких. Девчонки в вокальном плане подкованы, но в песне они практически никак себя не показали. Английский с примесью рязанского и вологодского слушать неинтересно. Русский рулит – и текст разборчивее и звучит убедительнее, потому что чувствуют, о чём поют. Да и вообще в мире нужно продвигать русскоязычное звучание.
А вообще, стоит ли ломать копья на тему вокала? Год от года роль голоса как такового отходит на второй план. Они же так и говорят, что это songcontest– то есть песенное состязание. А песня, по современным меркам – это и музыка, и слова, и хореография, и даже пиар. Бывало, что конкурс в разные годы выигрывали совсем не те, кто хорошо и чисто пел, а те, кто смог донести наиболее интересную ИДЕЮ, некое сценическое решение или даже философию. Какая же идея была у отечественных шоуменов? Перво-наперво, решили эксплуатировать идею женского начала. Молодость, красота, незаезженность, естественность – это всё присутствует. Далее – формат дуэта, да ещё в составе которого две девушки-близнеца, что немаловажно, однояйцевых. Вообще, близнецы – это одно из самых удачных решений в шоу-бизнесе в любой стране мира: они великолепно смотрятся вместе, под них хорошо подбирается репертуар, они идеально сочетаются друг с другом с хореографической и любой другой точек зрения. Это беспроигрышный тренд, тем более, что их не так много. К тому же, мир не успел до конца остыть после триумфа дуэта Т.А.Т.У. Этот факт тоже играет нашим на руку.
Едва ли не единственное, что идёт нам в серьезный минус – это события на Украине. Знающие люди утверждают, что это может стоить России многих баллов. И место можем занять невысокое, не выше пятнадцатого. В лучшем случае.
А вообще, положа руку на сердце… При чём тут вообще музыка? Конкурс давно политизирован, свои голосуют за своих. Музыка уже практически не является критерием успеха для достижения победы. Копенгаген будет напоминать огромный ресторан, куда пришли люди поужинать и приятно пообщаться и где музыка звучит лишь фоном.
Но, поживём – увидим! Берегите себя.
Майк Миханзон