Политика

Губернатор-2014. Правила игры

28.01.2014 00:00|ПсковКомментариев: 43

Политика подобна сфинксу из сказки:

она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок.

Антуан Ривароль, французский писатель (1753-1801)

Псковская Лента Новостей продолжает реализацию информационно-аналитического проекта «Губернатор-2014. Обратный отсчет». Напомним, ранее мы говорили о роли, которую играли в разные периоды истории главы административно-территориальных единиц,вспоминали уроки губернаторских выборов в Псковской области и проецировали опыт последних избирательных кампаний в различных субъектах РФ на наш регион. Сегодняшняя публикация посвящена правовым основам проведения выборов, возможностям и барьерам на пути потенциальных претендентов на пост главы исполнительной власти.

Утверждение о том, что политика – это игра взрослых мужчин, давно стало расхожим. Другое дело, что играют все по-разному, в разные виды единоборств. Правила этих порой нешуточных битв, а иногда забав нанайских мальчиков серьезно отличаются друг от друга. Если проводить параллели с миром спорта, то можно заметить, что, скажем, нынешняя украинская борьба за власть - с ее евромайданом, противостоянием протестующих и спецназа, «коктейлями Молотова», катапультой и чемпионом-тяжеловесом  Кличко в роли вождя революции - имеет много общего с боксом. Политика в странах Запада, где традициям политической борьбы, как и стрижки газонов, сотни лет – это скорее шахматы, причем, не одна партия, а длящийся десятилетиями турнир. Российская политика на современном этапе – это, скорее, реслинг или, иначе говоря, кетч  (не столько спорт, сколько цирк, постановочное действо – борьба на ринге на потеху публике с заранее известным результатом). В общем, везде свои правила, и чтоб не проиграть – их надо знать.

А что же с региональными выборами в России?  Какая это игра – губернаторские гонки, и что за правила в ней? Учитывая, что до единого дня голосования в сентябре 2014-го, когда псковичи будут выбирать главу исполнительной власти, остается всего семь с половиной месяцев – вопросы эти представляются далеко не праздными.

Именно поэтому наша сегодняшняя публикация о том, как будут двигаться фишки по полю, сколько очков надо набрать, чтобы перейти на следующий уровень, за что могут, образно говоря, лишить хода и вообще выкинуть из числа участников. И – главное: кто имеет шансы победить в этой «игре-ходилке» для тех, кому за 30.

…или право имею?

То ли дело было раньше. Лет 15 назад все здесь, в вопросе выбора губернатора, выглядело куда как понятнее и проще. Не то, чтобы каждый желающий в реальности мог стать хозяином Дома Советов, но в принципе фактически любой мог поучаствовать в процессе, имел такое законное право и возможности. Как? Подал гражданин документы в избирательную комиссию,  собрал определенное (отнюдь не запредельное) количество подписей избирателей, их проверили – и всё: твое имя в бюллетене для голосования, агитируй, добивайся благосклонности избирателя, выбор принадлежит народу. К слову, со временем, в процессе развития нашего, так сказать, народовластия в 1990-е и начале 2000-х, политтехнологи научились использовать сам процесс сбора автографов у электората как первый этап агитационной кампании. Дело, если вдуматься – нехитрое, проходили мы это не раз.

Затем, в середине нулевых, под предлогом борьбы с терроризмом выборы отменили, и граждане России почти целое десятилетие были лишены этого права – выбирать глав регионов. Однако после парламентской кампании-2011 и последовавшей за ней волны протестных выступлений по всей стране власть вынуждена была пойти на ряд уступок, в том числе возвращение губернаторских выборов. И поначалу представлялось, что они будут примерно такими же, как прежде – прямыми и, насколько это вообще возможно в наших условиях, свободными. Однако маятник общественных настроений вскоре качнулся в противоположную сторону, федеральный центр получил возможность отыграть назад и ограничиться возвращением выборов не реально демократических, а содержащих ряд барьеров и запрограммированных на победу кандидатов Кремля. Что и подтвердили все 13 кампаний 2012-2013 годов: во всех субъектах РФ победили исполняющие обязанности глав областей, краев и прочих административно-территориальных единиц. Основная причина стопроцентного успеха, разумеется, не в выдающихся качествах представителей партии власти и безошибочных действиях технологов, а в установленных правилах игры. Согласитесь, у гимнастки-любительницы нет шансов выиграть мужской хоккейный турнир зимней Олимпиады - примерно так и здесь.

Согласно установленным нормам, стать участником выборного забега может лишь представитель «стаи», то есть политической партии. «В соответствии с Законом области «Избирательный кодекс Псковской области» кандидат на должность губернатора Псковской области может быть выдвинут только политическими партиями, самовыдвижение на должность губернатора Избирательным кодексом не предусмотрено», - поясняют в областной избирательной комиссии. Это раньше любой персонаж-одиночка мог попытать удачу и сорвать джек-пот. Теперь же простой гражданин (будь он хоть семи пядей во лбу), любящий свою родину, обладающий качествами руководителя и необходимыми материальными ресурсами, – лишен самой возможности претендовать на пост губернатора. И это при том, что эксперты уже давно зафиксировали кризис партийной системы, а общественными лидерами зачастую становятся представители несистемной оппозиции. И на выборах они показывают достаточно высокие результаты. В этой связи можно вспомнить избрание бойца с наркоторговлей Евгения Ройзмана мэром Екатеринбурга, второе место Алексея Навального на выборах в Москве, иные примеры. Напомню и другое: по результатам проведенного в 2012 году опроса на сайте ПЛН (всего было получено более 3500 ответов) на тему «Если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье…» за кандидата-самовыдвиженца проголосовали бы почти 14 процентов респондентов - это третий показатель из 9 вариантов ответов. А лидерами интернет-голосования тогда стали кандидаты от КПРФ и «Яблока» – то есть тех партий, кандидатам от которых (ими, вероятно, будут лидеры региональных отделений – соответственно Александр Рогов и Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) ) придется преодолеть немало барьеров, чтобы их фамилии просто оказались в бюллетене.  

С самого начала решение «Не пущать!» самовыдвиженцев многим представлялось неправильным и даже абсурдным, здесь ясно виделось ущемление законных гражданских прав, в связи с чем ваш покорный слуга почти два года назад задавался  вопросами: «Почему с самого начала простого россиянина - на минутку: свободного гражданина великой страны - ограничивают в возможностях? Отчего человек, обладающий опытом и знаниями, видящий в себе таланты управлять областью, краем или республикой, но не считающий возможным присоединяться ни к одной из существующих политических сил и карабкаться поверх голов к выдвижению на выборах, изначально выводится с поля политической игры?» 

За прошедшее время ответы на эти вопросы не то, что не были получены - их никто не искал. И сегодня все остается неизменным: хочешь быть губернатором – вливайся в политическое объединение, или создавай свое, или исхитрись получить поддержку уже существующего, оставаясь беспартийным. Подобные ограничения выглядели бы логично, будь они по-настоящему системными, однако этого-то и нет. К примеру, пресловутый «ценз оседлости» для потенциальных кандидатов не введен, в связи с чем любой партиец - гражданин России, ранее не имевший абсолютно никакого отношения к нашему региону, может претендовать на участие в выборах, а коренной пскович-великолучанин-стружанин, которому претит членство в любой политической организации, -  не может. Я это не к тому, что надо бы вводить все новые запреты и ограничения – просто парадоксы налицо.

А перечень ограничений можно продолжать. «Кандидатам на должность губернатора Псковской области запрещено иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», - это еще одно ограничение. Можно вспомнить и такие, модные ныне темы как отсутствие гражданства иностранного государства (напомню, израильский паспорт стоил мандата депутата областного Собрания одному из ведущих политиков региона Михаилу Гавунасу), отсутствие недвижимости за рубежом (как тут не вспомнить про французскую собственность семьи Андрея Турчака, «отрикошетившую» попыткой импичмента губернатора) и прочие громкие разоблачения-«пехтинги» последнего времени.

Переход на новый уровень

Однако названными требованиями испытания для возможных кандидатов на пост губернатора не ограничиваются. На следующем этапе игры участника (с правильной биографией,  в возрасте старше тридцати лет, с партбилетом в кармане и решением коллег о выдвижении на руках) ждет прохождение так называемого «муниципального фильтра». Учитывая, что многие до сих пор весьма смутно представляют, что это такое (даже встречается заблуждение, что МФ - требование относительно опыта работы кандидата в органах местного самоуправления), напомню главное. «Муниципальный фильтр» - установленная избирательным законодательством процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, а также глав районов и городов в поддержку кандидатов на пост глав субъектов РФ.

В этом отношении кандидату на должность губернатора Псковской области для регистрации и, соответственно, включения его фамилии в избирательный бюллетень необходимо выполнить три условия:

1) получить поддержку 7 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, выраженную в представлении подписей указанных лиц в избирательную комиссию Псковской области;

2) в числе лиц, поддержавших кандидата, должно быть 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов;

3) кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории области (не менее чем в 20).

Мнения относительно причин введения «муниципального фильтра» разнятся. Представители оппозиции в один голос и не без оснований говорят о нем, как о безжалостном механизме отсечения конкурентов действующей власти и видят тут коррупциогенный фактор. Мол, власти изначально заложили для прохождения административного ресурса коррупционную составляющую. Необходимо понимать, что иных действенных способов заручиться поддержкой беспартийного или вовсе представляющего другую партию муниципального депутата, кроме как «забашлять», у политика, желающего прорваться на выборы, просто нет. Есть тут и другой нюанс. Перефразируя известное: депутата нельзя купить, его можно только… перекупить. Разного рода манипуляции с подписями муниципальных депутатов и глав могут стать формой нейтрализации того или иного кандидата. Ведь, как следует из федерального закона, в том случае, если один и тот же депутат или глава поставил подписи за двух или более кандидатов, то засчитывается лишь первая по времени подпись.

Кремль и его проводники на местах, напротив, настаивают: такой барьер позволяет исключить прохождение во власть политических проходимцев - случайных людей, не пользующихся поддержкой и уважением жителей региона. Вот и президент Владимир Путин во время недавней большой пресс-конференции вновь вернулся к теме пресловутого выборного препятствия. По его мнению, «муниципальный фильтр» не является инструментом «отсечки неугодных властям» кандидатов, а заставляет выставляющих свои кандидатуры на выборах задуматься о потребностях избирателей. «И для кандидатов, и для избирателей, на мой взгляд, это процесс положительный. Когда мы говорим фильтр муниципальный — это фильтр, согласен, но это все-таки не пустой инструмент отсечки неугодных властям. С этим я никогда не соглашусь», — сказал Путин. - Такой фильтр заставляет кандидата подумать о реальных потребностях того населенного пункта или страны, где он собирается баллотироваться. И, на мой взгляд, это правильная вещь, во всяком случае, сегодня».

Как бы там ни было, просочиться сквозь фильтр непросто, а зачастую без поддержки действующей региональной власти – просто невозможно. Полторы сотни подписей, собранных по всей Псковской области, должны быть нотариально заверены - причем, любой из районных и городских депутатов и глав может поддержать лишь одного из региональных политиков, претендующих на пост губернатора. Добиться поддержки такого количества муниципалов – задача сложная даже для парламентских партий, имеющих фракции и представителей в районных Собраниях. А что говорить о кандидатах от недавно образованных политических объединений? Откуда им взять подписи? Если на то не будет специального указания власти – то не откуда, разве что покупать. Неудивительно, что в контексте разговоров о выборах то и дело звучит определение «крапленая колода» и делается вывод о явном преимуществе над конкурентами кандидата от партии власти, в руках которого сосредоточены рычаги влияния и на депутатов в глубинке, и на членов избирательных комиссий, и на нотариусов.

Положение же о необходимости поддержки кандидата избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований (таких руководителей у нас всего немногим более двадцати) вовсе заслуживает отдельного разговора.

Дьявол в деталях?

Внимательное знакомство с принятыми в июне 2012-го поправками в областной избирательный кодекс и его «старшим братом» - федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации», а также сверка статей двух документов - наводят на размышления и заставляют задаваться вопросами.

Итак, федеральный закон, устанавливающий рамки для проведения избирательных кампаний в регионах. Статья 18. Пункт 3. Речь о выдвижении кандидатов в губернаторы. «Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов…»

И далее там же: «В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов…»

То есть из закона следует, что подписи в поддержку должны собираться среди  депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований  субъекта РФ («вилка» в пределах  5-10% определяется законом субъекта).

При этом, как следует из того же федерального закона, из общего количества подписей, собранных в поддержку, от 5 до 10% должны быть получены от депутатов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Это норма обязательная. Законом субъекта может регулироваться только вилка от 5 до 10%.

Иными словами, каждому кандидату необходимо собрать полторы сотни подписей в поддержку выдвижения, соответственно 10% от этого количества, т.е. 15 подписей, должны быть получены от депутатов районов и городов и (или) глав районов и городов.

Повторюсь: это – федеральный закон, Особое внимание – на «и (или)» и праве определять число лиц, необходимое для поддержки, в регионе.

Атеперь – читаем «Избирательный кодекс Псковской области». Статья 33. 1.«Поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора области».

«1. В поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора области должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории области…»

И далее: «2. В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов области».

Выходит, в поддержку выдвижения кандидата в губернаторы должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории области.

Иначе говоря – областной закон устанавливает еще одно ограничение, не предусмотренное федеральным законом, так как в ФЗ указано, что подписи могут собираться среди депутатов и (или) глав муниципальных образований.

Получается, закон области обязывает любого кандидата в обязательном порядке собирать подписи среди одних и других, то есть и среди депутатов, и среди глав, в то время как федеральный закон говорит, что кандидат может выбрать несколько вариантов:

- среди только депутатов;

- среди только  глав;

- среди депутатов и глав.

Далее, во втором пункте статьи 33, опять вводится ограничение. Так 10% подписей обязательно должно быть от депутатов районов и городских округов и глав районов и городских округов. В то время как федеральный закон предусматривает, что 10% должно быть от депутатов районов и городских округов и (или) от глав районов и городских округов, т.е. либо одних, либо других, либо в совокупности.

Как в первом, так и во втором случаях Псковское областное Собрание, вместе с подготовившей проект закона избирательной комиссией Псковской области, вышло за пределы своей компетенции, предоставленной федеральным законом. Он, как следует из указанных статей, позволил областным законотворцам определить лишь ЧИСЛО подписей.

Таким образом, на практике можно будет столкнуться со следующей проблемой. Кандидат в губернаторы представляет подписи, собранные среди депутатов муниципальных образований, из них 15 собраны среди депутатов муниципальных районов. Фильтр вроде бы пройден. Однако - среди подписей нет автографов глав муниципальных образований. Понятно, что если собрать подписи среди тысяч депутатов, представляющих разные партии и даже беспартийных, - дело хоть и сложное, но теоретически выполнимое, то вот заручиться поддержкой (причем, не будем забывать, нотариально заверенной) районных и городских глав, в большинстве своем членов партии власти и зависимых от руководства области, - затея почти что бесперспективная. 

Отсюда вопрос: заложенные в областной закон нормы в виде нарушения порядка поддержки выдвижения  - это веская причина не допустить «левого» кандидата к участию в выборах? Досадная оплошность, недоразумение, «косяк», которые все-таки будут исправлены? Или – чей-то умысел, та самая маленькая хитрость, которая должна поспособствовать большой победе?

Game Over?

Что касается избирательного фонда кандидата для финансирования избирательной кампании, то, разумеется, и тут есть целый ряд нюансов. В частности, максимальный размер фонда, который формируется в соответствии со статьей 54 Закона Псковской области от 1 августа 2003 года №295-ОЗ «Избирательный кодекс Псковской области», составляет 45 миллионов рублей.

Другой важный момент: правом вносить деньги в избирательный фонд обладают сам кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее его, а также физические и юридические лица.

При этом список категорий граждан и юридических лиц, которым запрещено вносить деньги, насчитывает полтора десятка позиций. В нем  анонимные жертвователи, многие типы некоммерческих организаций, иностранцы, лица без гражданства, россияне в возрасте до 18 лет, международные организации, ГУПы и госучреждения, благотворительные организации, религиозные объединения, юридические лица, зарегистрированные менее чем за год до дня голосования, а также другие категории. Таким образом, и здесь потенциальным соискателям губернаторского кресла надо быть предельно внимательными.

Подводя итог сказанному, отмечу очевидное: новые правила проведения губернаторских выборов с их ограничениями, барьерами и фильтрами значительно сузили круг потенциальных кандидатов на пост №1 и, соответственно, выбор для избирателя. Ни у кого не вызывает сомнений, что количество участников летне-осеннего забега будет не сопоставимо, например, с 13 участниками кампании 2000 года. Правда, по расчетам облизбиркома кандидатов теоретически может быть даже на одного больше - 14, однако такой парад политиков и их программ в условиях российской управляемой демократии, конечно, из разряда фантастики. Скорее всего, просочиться сквозь сито смогут лишь несколько кандидатов от ведущих партий, да и то при условии, что политтехнологи, работающие на действующую региональную власть, не увидят в регистрации представителей системной оппозиции угрозы и посчитают за лучшее прислушаться к словам первых лиц государства о необходимости проводить честные, прозрачные и конкурентные выборы. У нас же все и всегда выступают «за всё хорошее» - тем более, если это не противоречит собственным планам и не мешает достижению поставленной цели.

Александр Савенко

Фото из архива Псковской Ленты Новостей. Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Политика
опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 204 человека