Политика

Вызовы-2019, или Год серьезных испытаний

28.01.2019 15:59|ПсковКомментариев: 17

В соответствии с многолетней традицией ПЛН публикует в начале года аналитический материал, посвященный вызовам и угрозам в общественно-политической и социально-экономической жизни. В таких статьях мы пытаемся заглянуть в ближайшее будущее и ищем ответы на вопросы о том, что ждет Псковскую область, региональные элиты и жителей.

Уже сейчас, на старте 2019-го, можно смело прогнозировать: год будет крайне непростым. Ухудшение социально-экономической ситуации в целом по стране, накопившиеся за многие годы собственные проблемы нашего региона, изменение общественных настроений и накапливающийся протестный потенциал - всё это, а также многие другие факторы, несомненно, будут оказывать серьезное влияние на происходящее в Псковской области.

Когда поют финансы

За последние годы в нашем регионе сформировался целый комплекс проблем, которые сегодня тормозят его развитие. Прежде всего, это проблема государственного долга Псковской области; он составляет порядка 16 млрд рублей и фактически равен всем собственным доходам регионального бюджета. На обслуживание госдолга регион вынужден тратить ежегодно до миллиарда рублей, не имея возможности пустить эти средства на другие значимые направления. При этом в связи с невыполнением условий Минфина область фактически отрезана от бюджетных кредитов, которые значительно выгоднее коммерческих.

Действительно, когда 7-8 лет назад администрация области брала кредиты для участия в федеральных программах на условиях софинансирования, это было благо. Тогда удалось запустить многие инфраструктурные проекты. Но сейчас регион вообще не имеет свободных средств - весь бюджет уходит только на выполнение социальных обязательств и уплату процентов по долгам.

Структура госдолга Псковской области

Региональная власть ставит задачу значительно сократить размер госдолга, однако в ближайшее время его объемы будут только увеличиваться. По расчетам областного финансового управления, соотношение долга к доходной части бюджета должно постепенно сокращаться, за счет роста собственных доходов. Впрочем, суждено ли сбыться этим прогнозам - большой вопрос.

Как и прежде, неся на себе груз выполнения социальных обязательств, регион крайне ограничен в средствах на развитие и модернизацию. В отличие от ресурсно обеспеченных субъектов РФ, бедная и дотационная Псковская область не имеет собственных резервов для решения многочисленных проблем. Как и прежде мы зависимы от федерального центра, а особо рассчитывать на его щедрость в настоящее время не приходится. Мало того, что, согласно известному определению премьер-министра, «денег нет», так еще и крупные выборы, перед которыми Москва обычно задабривает регионы и насколько это возможно удовлетворяет «хотелки», закончились. Таким образом, денег не хватает даже на самое необходимое, в том числе на выплату зарплат бюджетникам. Каждый раз финансовое управление с трудом наскребает эти средства, при этом бюджетные организации подчас не имеют возможности делать обязательные платежи - отсюда претензии и штрафные санкции от налоговиков.

Между тем области необходимо решать целый ряд инфраструктурных проблем. В частности, предстоит «разруливать» ситуацию с государственными и муниципальными предприятиями (прежде всего в сферах транспорта, ЖКХ и др.). Ни для кого не секрет, в каком критическом положении ныне находятся «Псковпассажиравтотранс», «Псковские тепловые сети», «Горводоканал», целый ряд других предприятий, реализующих жизненно важные для жителей Псковской области функции. При этом собственных средств для решения многочисленных проблем у региона нет.

Изменить ситуацию к лучшему мог бы приход инвесторов, однако они как и прежде к нам не спешат.

В этой связи следует напомнить, что из года в год у нас возникают проблемы со сбором собственных доходов. Программа приватизации государственного и муниципального имущества не приносит ощутимого эффекта. Крупные инвесторы за все последние годы в регион не приходили. Особая экономическая зона «Моглино», какие бы надежды на нее ни возлагались, «локомотивом» региональной экономики не стала - по крайней мере, пока. При этом необходимо понимать, что появление инвесторов способно принести результат не мгновенно, а лишь спустя годы - проблемы же надо решать сегодня. Иначе говоря, даже если крупные инвесторы придут, то на решение актуальных проблем это повлияет слабо.

Остается добавить, что, по мнению губернатора Михаила Ведерникова, «у нас очень серьезным тормозом является отсутствие подготовленных участков и площадок для инвесторов и непонятная бюрократия».

Холодильник против телевизора

Близкая к критической ситуация в экономике обуславливает и крайне непростое социально-экономическое положение населения. Уже в первые недели января в России был отмечен стремительный рост инфляции - ее темпы в разы (!) превосходят показатели аналогичного периода прошлого года. Последовавший за увеличением ставки НДС рост цен на товары и услуги при сохранении прежних зарплат и пенсий бьет по всему населению страны, но больнее всего - по жителям таких небогатых субъектов РФ, как Псковская область. Так или иначе, с деньгами стало значительно хуже, и это ощущают все - от состоятельных бизнесменов - местных «олигархов» до пенсионеров и учителей.

В этой связи особого разговора заслуживает тема «майских указов» Владимира Путина. Напомним, что такое неофициальное название получила серия из 11 указов президента, подписанных 7 мая 2012 года. Прописанные в документах целевые показатели по росту зарплат бюджетников на несколько лет во многом определили основное содержание деятельности региональных властей, ибо выполнение путинских стратегических предначертаний - приоритет для руководства любого субъекта РФ. В мае прошлого года был подписан новый «майский указ», ставящий целью прорыв в развитии и обеспечение принципиально иного качества жизни россиян. Груз его реализации вновь будет возложен на регионы. За это и будут спрашивать с областного руководства в Москве и аппарате полпреда в СЗФО все ближайшие годы. Несомненно, работа по исполнению президентского указа и реализации национальных проектов, необходимость достигать заявленных показателей (или, по крайней мере, бодро отчитываться о выполнении поставленных задач и манипулировать статистическими данными) потребует дополнительных усилий.

Жить становится тяжелее - и регионам страны в целом, и отдельным категориям жителей. Как следствие, постепенно происходит рост протестных настроений.

Да, минувший год, когда была запущена непопулярная в народе пенсионная реформа, не ознаменовался у нас какими-то небывалыми массовыми акциями. Однако и прежнего умиротворения в обществе уже нет. Подъем патриотических настроений, отмеченный после присоединения Крыма в 2014 году, остался разве что в воспоминаниях социологов и политологов. Президентские выборы с их многочисленными обещаниями от Кремля и эмоциональным подъемом - закончились, мундиаль (чемпионат мира по футболу) - прошел. Ныне отмечается усталость населения от однообразной пропаганды, особенно на местном уровне. То есть люди продолжают по привычке «хавать» федеральные новости, но их начинает мутить от местных псевдоновостей и бесконечной «лакировки действительности». Между тем других, значимых и вызывающих воодушевление масс, поводов не появилось - и вот уже в давнем соперничестве холодильник все увереннее отыгрывает очки у телевизора. Да, вероятнее всего, этот процесс будет протекать еще долго, если государство продолжит проводить ту же социально-экономическую политику. Народ хоть и ропщет, но к каким-то массовым протестным выступлениям не готов. Ожидать акций, схожих с теми, что мы наблюдали в 1990-е, не приходится, однако неприятные для власти звоночки звучат.

Иллюстрация: https://newsland.com

Под напряжением

Совершенно очевидно, что народ в целом недоволен происходящим и в обществе ощущается рост напряженности. В крупных мегаполисах по всей стране - от ее европейской части до Дальнего Востока - протестные настроения уже переплавляются в политическую проблему, что мы неоднократно наблюдали во второй половине 2018-го. Достаточно вспомнить результаты сентябрьских выборов в ряде регионов страны (Приморье, Хакасия, Владимирская область и другие), когда избиратель массово голосовал за представителей оппозиции. При этом следует понимать, что голосование было, по большому счету, не за кандидатов от КПРФ или ЛДПР, а протестным: не за конкретных, по сути - технических, кандидатов, а против власти.

У нас же, в Псковской области, - картина пока иная, и объясняется это тем, что регион небольшой, с относительно медленным ритмом жизни. Любые общественно-политические процессы докатываются до нас не сразу; на происходящее влияет инерционность мышления, патриархальный уклад жизни, патерналистский образ восприятия власти и многие другие факторы.

В напряжении сейчас находятся не только рядовые граждане, но и чиновники. C одной стороны, они повязаны по рукам и ногам, их контролируют, проверяют и в любой момент можно оказаться фигурантом уголовного дела. С другой стороны, они должны выполнять поставленные руководством задачи - при этом зачастую не будучи обеспеченными средствами и полномочиями. В напряжении и депутаты регионального парламента. «Народным избранникам» всё более явно дается понять, что от них требуется только поднимать руку и не выступать. Они, конечно, нажимают кнопки, «как надо», но политес не соблюден, и у многих возникает вопрос: зачем это вообще надо, тем более что статус депутата девальвирован, прежнего веса мандат не имеет - при этом надо разделять ответственность за непопулярные решения. Напрягаются также региональные политические и бизнес-элиты в целом. Они привыкли к привычному размеренному житью и устоявшимся моделям. Сейчас сложившиеся годами схемы рушатся. В определенных случаях это, возможно, и оправданно, однако зачастую всё происходит просто по причине того, что пришедшие в органы власти кадры не понимают, как функционирует та или иная система, какие существуют нюансы и т.д. В прошлом году эта ломка была не так очевидна - все-таки переходный период при смене регионального руководства и проведение избирательной кампании, однако уже в конце 2018 года это явление в региональной жизни стало заметнее. Наверняка в 2019-м мы станем свидетелями продолжения этой тенденции.

К числу негативных факторов следует отнести и проблемные отношения, складывающиеся между руководством политического блока администрации области и профсоюзами, которые в последние годы окрепли и стали реальной силой. Напомню, что при прежнем губернаторе между региональной властью и облсовпрофом установился особый формат взаимоотношений. Как мы уже неоднократно отмечали, Ульяна Михайлова и Ко регулярно, как по нотам, разыгрывали простые, но действенные комбинации: выпад в сторону Дома Советов, переговорный процесс, шаг назад - а затем всё по-новой. Сейчас прежняя модель не работает, при этом Дом Советов раз за разом натыкается на жесткий протест профсоюзов. Совершенно очевидно, что администрации необходимо либо возвращаться к прежнему формату и вести диалог, либо использовать другие приемы.

Председатель Псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова на митинге в поддержку «Псковпассажиравтотранса»

Несомненно, дадут о себе знать в наступившем году и многочисленные проблемы муниципальных образований - причем, как в крупнейших региональных центрах, так и во многих других муниципалитетах. Тем более, что в сентябре 2019 года пройдут выборы сразу в шести районах - Бежаницком, Дновском, Новоржевском, Пустошкинском, Пушкиногорском и Усвятском. 6 муниципалитетов - это четверть всех районов Псковской области, то есть кампания предстоит достаточно масштабная. К тому же не будем забывать и про то, что несколько лет назад в Новоржевском и Пушкиногорском районах кандидаты от оппозиции (Михаил Пашков и Римма Бурченкова соответственно) победили представителей партии власти. Это - для понимания электоральных особенностей территорий.

Но даже победа кандидата от партии власти на выборах не гарантирует спокойствия. Например, в Локнянском районе вскоре после дня голосования жители муниципалитета обратились к губернатору с просьбой отстранить главу Нину Степанову от занимаемой должности.

В муниципалитетах население и местные элиты негативно восприняли реформу районных газет. И хотя очередную оптимизацию они «проглотили», но в кулуарах продолжают обсуждать ее и возмущаться

Впрочем, было бы наивно полагать, что в других муниципалитетах, где грядут выборы, ситуация выглядит беспроблемно. Падение жизненного уровня населения, разочарование и усталость от действующих руководителей, а также иные негативные факторы усугубляются тем, что найти желающих из числа грамотных управленцев и руководителей-хозяйственников непросто. Мало кто хочет взваливать на себя груз ответственности за проблемные муниципалитеты, притом, что реальных рычагов для перелома ситуации нет, полномочий и финансов катастрофически мало, а спрашивать с глав районов будут строго и за всё. За последние годы партия власти уже неоднократно сталкивалась с этой проблемой на праймериз по определению кандидатов в районные главы от «Единой России». Самый наглядный пример - выборы в Гдовском районе, прошедшие немногим более года назад: проведение праймериз вызвало множество вопросов, в результате ставку сделали на Николая Капитонова - и ожидаемо проиграли, из-за чего у наблюдателей в конце 2017 года появились основания говорить о появлении на севере области «яблочной аномалии» (Гдовский и Плюсский районы). Другое дело, что избранные при поддержке оппозиции главы вскоре начали дрейфовать в сторону власти — однако это уже другая история.

Лидер регионального отделения «Единой России» Александр Котов

Как показал 2018 год, работу над ошибками в ЕР провели, и пути решения этой проблемы нашли. Однако далеко не факт, что подобные сбои на выборах в муниципалитетах не повторятся. При этом, как и прежде, перед региональным отделением «Единой России» во главе с секретарем организации, председателем Псковского областного Собрания депутатов Александром Котовым ставится задача побеждать везде и всегда, на выборах любого уровня. Делать это в условиях многозадачности и сложного социально-экономического положения весьма непросто, даже при «зачищенном поле» и очевидных преимуществах кандидатов от партии власти. К тому же отвечать на вызовы-2019 единороссам предстоит в пору внутрипартийных изменений и в условиях, когда формат взаимоотношений партии с региональным руководством далеко не очевиден. Напомним, что прежде в Псковской области был губернатор-единоросс Андрей Турчак и по поводу его взаимоотношений с ЕР никаких вопросов никогда не возникало. Сейчас же вроде бы и конфликта между администрацией и ЕР нет, но и ощущения слаженности не возникает.

Что до так называемой системной оппозиции, то представители трех партий (КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России») в минувшем году — кто прямо, кто косвенно — сыграли на подыгрыше у власти на губернаторских выборах, проголосовали за предложенный администрацией бюджет и в целом, как правило, выступали в унисон с главой региона - назначенцем Кремля. При этом, очевидно, они полагали, что такая линия поведения не останется не замеченной и в будущем оппозиции воздастся по делам ее. Иначе говоря, лидеры региональных отделений партий рассчитывают на различные преференции: кто - на посты в органах власти и депутатские мандаты, кто — на содействии в решении вопросов в бизнес-сфере.

Можно только предполагать, как поведут себя коммунисты или тот же председатель регионального отделения «Справедливой России» Олег Брячак в том случае, если их ожидания окажутся обманутыми.

Отсутствие больших избирательных кампаний в 2019 году - это, с одной стороны, плюс для действующей власти (ведь необходимость достигать результат — это всегда огромное напряжение и испытание, что и показал 2018-й с его президентской и губернаторской кампаниями), однако, с другой стороны, как уже говорилось, перед большими выборами федеральный центр неизменно уделяет регионам повышенное внимание, более щедр на финансы и обещания, которые раздают приезжающие в глубинку высокопоставленные чиновники. Сейчас, когда большой избирательный цикл завершен и эта тема закрыта на ближайшие пару лет, ждать «ценных подарков» из Москвы и ярких событий с участием высоких столичных гостей не приходится.

Год Михаила Ведерникова

Таким образом, наступивший год обещает быть весьма непростым для Псковской области. Следует отметить, что 2018-й был для действующего губернатора, образно говоря, годом управления «областью Андрея Турчака». Назначенный временно исполняющим обязанности губернатора в октябре 2017-го Михаил Ведерников работал в условиях, сложившихся при его предшественнике, исполнял бюджет, во многом сформированный прежней командой, продолжал запущенные ранее проекты, опирался на имеющиеся кадры. Теперь — всё иначе, и 2019-й станет первым полноценным годом управления «областью Михаила Ведерникова». Период, когда происходящее можно списывать на доставшееся наследство, проходит.

Теперь именно к действующему губернатору будут обращены и все вопросы жителей региона, и благодарности за позитивные изменения, и возможные общественные разочарования.

По поводу последнего надо сказать, что автор этих строк вовсе не предрекает: мол, команда действующего губернатора будет плохо работать. Вовсе нет. Предлагаю подождать и посмотреть. Тут дело в другом: ранее Михаилу Ведерникову был выдан «кредит доверия». Так бывает с любым новым руководителем региона: на старте его деятельности местные элиты, представители общественно-политического класса, в целом население испытывают надежду на то, что будут происходить изменения к лучшему, появится новый план развития региона и эффективные механизмы реализации задуманного. Повторюсь: так происходит практически всегда, когда меняется региональная власть: подобные ожидания были и при назначении в 2009-м Андрея Турчака, и при победе на губернаторских выборах-2004 Михаила Кузнецова, и ранее. Но — проходит год-полтора, и становится очевидным, что полученный от федерального руководства и местного населения аванс заканчивается, приходит время другого периода — как говорится в народе, долг платежом красен. Михаил Ведерников в этом смысле — не исключение. В конце 2017-го она был назначен президентом временно исполняющим обязанности губернатора, а затем, в сентябре 2018-го, получил более 70 процентов голосов на выборах. Задача регионального управленца — удержать этот рейтинг и не опустить зафиксированный ранее уровень доверия.

Губернатор Псковской области Михаил Ведерников

Следует отметить, что важным компенсирующим элементом здесь является образ губернатора — молодого, энергичного, работающего в режиме 24/7, активно присутствующего в масс-медиа и социальных сетях. До настоящего момента не наступило разочарования, и в целом к главе области благосклонное отношение. Михаил Ведерников пока «тянет» в основном на себе, и членам команды огрехи прощаются именно из-за этого ресурса. Важно — не потерять его. Тем более, что прежде мы неоднократно становились свидетелями того, как работающие в команде губернаторов чиновники своими действиями и заявлениями фактически уничтожали этот ресурс.

В данной публикации мы постарались подробно рассмотреть основные вызовы и угрозы, перед лицом которых на старте 2019 года оказалась Псковская область. Насколько верны наши предположения и оправдаются ли прогнозы, покажут ближайшие месяцы. Псковская Лента Новостей, как и прежде, будет внимательно следить за развитием событий и анализировать ход общественно-политических и социально-экономических процессов.

Игорь Макаров

Пресс-портрет
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Политика
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 220 человек