Ситуация с коронавирусом, пожалуй, самый серьезный вызов власти, начиная с 1990-х годов. В условиях фундаментального кризиса существуют, своего рода, индикаторы, по которым можно понять, насколько достойно система проходит проверку на прочность. Первый из них - то, как общество смогло подготовиться к преодолению стрессовой ситуации. Для общего понимания проблемы можно сравнить, например, уровень готовности к последствиям пандемии COVID-19 Италии и Германии. При схожем числе заразившихся коронавирусом, количество умерших в этих странах несопоставимо. Однако мы не эксперты в области вирусологии, поэтому не станем углубляться в тонкости протекания эпидемических процессов.
Другой важнейший индикатор способности системы реагировать на вызовы - это уровень открытости власти, ее способность в кризисной ситуации выстроить адекватный диалог с гражданами. Надо заметить, обычно власть старается избегать слишком тесного общения с народом. Как правило, ограничивается стандартными форматами информирования о результатах работы, акцентируя повышенное внимание на позитивных моментах и наоборот, по возможности игнорируя негатив. Диалог с обществом в такой парадигме обычно сводится к шаблонным формулировкам «проблему знаем», «работаем над устранением» и т.п. Информация лишний раз не придается публичности, а во главу угла поставлен принцип: «меньше знаете, крепче спите».
Думаю, почти все обратили внимание, что самые свежие и актуальные данные по коронавирусу с самого начала пандемии стали публиковаться в инстаграм-аккаунте губернатора области Михаила Ведерникова.
У не привыкшей к подобному псковской политтусовки это вызвало немалое удивление - многие полагали, что «у нас так дела не делаются». Ведь есть же официальные ресурсы, интернет-порталы, есть даже собственный медиахолдинг. Так почему же самые свежие новости не «в утренних газетах», а на страницах в social media? Добавлю, что даже официальный ресурс оперативного штаба по противодействию коронавирусу для информирования населения использует наиболее популярные социальные сети и различные системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных платформ, в народе известные как мессенджеры.
Дальше - больше. Все заседания оперативного штаба по противодействию коронавирусу - по сути главного органа управления регионом в условиях кризиса - транслируются в прямом эфире. Раньше мы о таком и подумать не могли. Аналогичным образом организованы прямые трансляции важнейших совещаний губернатора - вот и на этой неделе анонсировано общение губернатора с медиками региона. Выходы Михаила Ведерникова «на местность» также освещаются в режиме онлайн. И это не какой-то там «пиар во время чумы» - любой желающий может все это смотреть, оценивать, критиковать. Тем более, что значительно прибавилось количество инструментов «обратной связи».
Есть некий парадокс в том, что среди недовольных новой информационной политикой подавляющее большинство - это представители т.н. несистемной оппозиции. Именно они весь минувший год пробовали убедить всех вокруг, что все самое актуальное, свежее и настоящее исходит не от органов власти, а публикуется в социальных сетях, мобильных мессенджерах и онлайн-форматах. Но стоило власти начать активно работать в social media, внедрить практику прямых трансляций важнейших мероприятий, как «несистемщики» подняли истошный вопль, что чиновники, оказывается, пиарятся на коронавирусе, а губернатор тут, вместо нормального информирования, решил «прокачать» свой инстаграм.
Насчет «прокачки» аккаунта мне нечего сказать, потому как в этом нет вообще ничего крамольного - так-то все мы стремимся максимально «разогнать» собственные страницы в социальных сетях, увеличить число реальных и адекватных подписчиков и посещаемость. Иначе это, мягко говоря, не имеет смысла.
Но дело в том, что в сложившихся условиях данный формат диалога власти и общества выглядит совершенно правильным и, вероятно, оптимальным. Вот, смотрите.
Во-первых, это дает власти возможность транслировать необходимую информацию в максимально короткие сроки. Не секрет, что именно губернатор области обладает самой актуальной информацией. Собственный аккаунт в социальной сети (в нашем случае это Инстаграм) - это возможность за несколько минут передать полученную информацию в публичный доступ. Кроме того, публикация оперативной информации на личной странице губернатора региона априори снимает все вопросы о ее достоверности и официальности. Что заметно облегчает работу официальных СМИ, которые, тем самым, избегают траты драгоценного времени на уточнение и перепроверку данных.
Во-вторых, нужно обратить внимание, что диалог власти и общества через социальные сети не влечет потери части аудитории. Многие сегодня критикуют информационную политику Михаила Ведерникова за то, что, активно используя Инстаграм и Телеграм, он «отрезал» от свежих новостей значительную часть населения, которая недостаточно интегрирована в Social media. Отнюдь, надо сказать, данные утверждения напрочь лишены смысла. Тут прежде всего не следует недооценивать погруженность самых разных социальных слоев и возрастных групп в современные информационные технологии и медиаформаты. Но главное в том, что информация из официального аккаунта главы региона в считанные минуты (а то и секунды) публикуется и на порталах официальных СМИ, тем самым становясь доступной максимально широкому кругу потребителей.
В-третьих, и это, мне кажется, принципиально важно: общение власти и общества наконец-то получилось выстроить в формате «чистого диалога». Прямые трансляции самых значимых мероприятий власти наряду с «обратной связью» через личный аккаунт губернатора - все это создает полное ощущение доступности власти своим гражданам.
Можно сколько угодно язвить на предмет того, что Михаил Ведерников попал в топ губернаторов-блогеров. Но вообще-то именно о таком уровне открытости и публичности высшего должностного лица мы всегда и мечтали. И дело в том, что это все оказалось очень востребовано простыми людьми. Достаточно посмотреть на количество просмотров видео в инстаграме губернатора, где он отвечает на актуальные вопросы, связанные с коронавирусом и ограничительными мерами.
Чиновники областной администрации тоже стараются, по мере сил, не отставать от первого лица. Практически каждый день рабочей недели насыщен прямыми эфирами с руководителями органов исполнительной власти, онлайн-брифингами представителей оперативного штаба и другими общественно значимыми событиями. Если в прежние времена многих ответственных чиновников на прямой эфир радиостанции можно было привести разве что под конвоем, то сегодня некоторые приходят в СМИ как на работу, понимая важность своевременного информирования граждан о работе властей.
Оппоненты, понятное дело, именно за это и критикуют сегодня власть. Впрочем, те же самые «вечные оппозиционеры» в прежние времена критиковали власть за ее закрытость и подчеркнутую непубличность. Притворно возмущаясь новой информационной политикой, противники власти, тем не менее, сами черпают информацию из инстаграмма губернатора и онлайн-трансляций заседаний оперативного штаба, чтобы затем эту информацию подать под нужным им углом, в надежде получить свои три секунды славы.
Некоторое время назад могло показаться, что областная администрация оказалась неконкурентоспособной в активно набирающих популярность новых медиаформатах. Пространство псковского политического Телеграма еще несколько месяцев назад, казалось бы, прочно контролировалось несистемной оппозицией, чиновники и думать не могли, что важнейшие совещания будут проходить в прямом эфире, и в целом в новых медиа власть чувствовала себя неуютно и неуверенно.
Сегодня ситуация диаметрально противоположная. Несистемная оппозиция напоминает ученика, из-под которого внезапно вышибли стул. И вот сидит он такой, на пятой точке, пытается разобраться в ситуации, чешет ушибленное место и осмысливает новую реальность. Пока с осмысление все довольно туго - попытки «удержаться на плаву», генерируя фейковые истории в промышленных объемах, выглядят абсолютно неубедительно, как следствие, совершают «невынужденные ошибки».
Власть же, нужно признать, ситуацию с коронавирусом использует едва ли не оптимально. Не потеряла имеющиеся активы и активно захватывает новое информационное пространство, демонстрируя максимальный уровень открытости и транспарентности.
Да, к новой инфополитике есть немало вопросов. Трудно даже предполагать, как новая модель информационной политики будет работать в условиях «мирного времени». Нет полной уверенности, что взятый «темп» диалога власти и общества получится сохранить. К тому же народ наш постепенно «входит во вкус». Под отдельными постами губернатора в инстаграме – 300-500 комментариев, и в большинстве своем это просьбы: «дайте», «помогите», «поддержите»… Обратная связь с нашими людьми – тонкая материя, и примеры ее успешной организации, думаю, можно пересчитать по пальцам руки.
Однако же выбор сделан. Новая информационная политика в Псковской области определяет новые правила игры. В обозримом будущем именно по таким алгоритмам будет строиться диалог власти и граждан. Этот формат сложился, во многом, под давлением обстоятельств. Но, как говорил великий Густав Климт, «каждому времени – свое искусство». И чем быстрее мы все это примем, тем проще будет ориентироваться в бурных информационных водах этого безумного 2020 года.
Константин Калиниченко