Политика

Юлия Лысова: Молодежный парламент - отличный кадровый лифт, но сам он не поедет

05.11.2020 16:25|ПсковКомментариев: 1

С марта текущего года при Псковском областном Собрании депутатов действует обновленный состав Молодежного парламента. Так получилось, что становление новой команды молодых парламентариев проходило в период пандемии коронавируса и действующих ограничений. Как работалось Молодежному парламенту в этих непростых условиях? Какими вопросами сегодня занимается его новая команда? Для чего молодежь идет в политику? На эти и другие вопросы в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове ответили председатель Молодежного парламента при Псковском областном Собрании Юлия Лысова и вице-спикер Собрания, куратор Молодежного парламента Виктор Остренко.


Константин Калиниченко: Юлия, чем сегодня живет организация, которую вы возглавляете?

Юлия Лысова: Наш состав был окончательно сформирован только в марте этого года. Прошло совсем немного времени, хотя промежуточные итоги уже можно подвести. Как раз в марте мы попали в ситуацию, когда из-за коронавируса запретили массовые мероприятия и, как многие считают, из-за этого было невозможно ничего проводить. Но я даже сама не ожидала, что нам удастся сделать так много мероприятий и провести такую большую работу по командообразованию. Естественно, нам пришлось освоить все форматы онлайн-работы. За это время мы произвели расстановку приоритетов, чтоб понять, что является самым важным для нашего состава. Так как Молодежный парламент избирался всего на два года, а это срок относительно небольшой, я считаю, что нельзя терять время, нужно делать все максимально быстро и качественно.

Константин Калиниченко: Как говорил один известный политик, «времени на раскачку нет».

Юлия Лысова: Одним из приоритетных направлений своей деятельности мы определили выборные кампании. В сентябре прошли большие муниципальные выборы, в которых Молодежный парламент принял участие. Так масштабно, пожалуй, впервые. Второе направление нашей работы - работа с молодежными советами. Помимо этого мы не отказываемся от акций и мероприятий, но мое личное мнение - наверное, это все-таки не деятельность Молодежного парламента. Мы находимся при законодательном органе власти и должны, прежде всего, заниматься молодежной политикой.

Константин Калиниченко: Что вы успели сделать за этот период?

Юлия Лысова: За это короткое время мы сделали даже больше, чем за последний год предыдущего состава Молодежного парламента. Прежде всего, мы начали работать с молодежными советами, которые были созданы в каждом районе. В конце августа у нас прошел первый слет молодежных советов Псковской области, и на его площадке мы объединили не только молодежные советы, но и глав районов, чтобы они могли отладить дальнейшую коммуникацию друг с другом.

Константин Калиниченко: А насколько охотно вообще молодежь идет в политику? Существует стереотип, что политика — это дело грязное. Нет ли здесь юношеского максимализма, что от политики лучше подальше держаться?

Юлия Лысова: У каждого молодого человека свои ожидания и свои запросы на этот счет. В случае с Молодежным парламентом мы говорим про молодежь до 35 лет, и это очень хороший разброс. А позиция «подальше от политики» присуща как раз молодым людям 18 - 20 лет, для которых принимать решения, брать на себя ответственность - непростая задача. Конечно, им больше интересно помахать флагами, попрыгать, участвовать в том, где нет ответственности. Но позиция ли это? Не знаю. Ближе к 30 - это уже совершенно другая аудитория. Здесь человек понимает, куда, зачем он идет и что он от этого хочет получить, а молодежь 30+ в большинстве своем - уже семейные люди с детьми.

Я наблюдала историю Молодежного парламента с 2015 года. Как правило, все приходят сюда с горящими глазами: «сейчас мы мир перевернем и покажем, как надо работать, сейчас зажжем!». Проходит полгода - и от 44 человек остается в лучшем случае 15. О чем это говорит? Понятно, у кого-то не оправдываются ожидания. На самом деле Молодежный парламент - отличная школа и отличная возможность заявить о себе, но почему-то ребята не используют ее по максимуму. Около 70% точно не используют ее по назначению.

Виктор Остренко: У нас же просто все - пришел и сразу все получил.

Юлия Лысова: Самый главный вопрос: «А у нас будут удостоверения?». Мы от этого принципиально отказались.

Константин Калиниченко: То есть вы без «корочек»?

Юлия Лысова: Мы без «корочек».

Константин Калиниченко: А как вам кажется, участие в молодежной политической тусовке может быть реальным кадровым лифтом? Что такое Молодежный парламент — реальный шанс куда-то двинуться или просто приятная молодежная тусовка, а дальше каждый идет своим путем?

Юлия Лысова: Это отличный кадровый лифт. Это отличная возможность заявить о себе, но надо понимать: чтобы это сработало, нужно приложить максимум усилий. Это большой труд. Говорить о том, что ты отработаешь в Молодежном парламенте два года, а потом займешь какое-то место в исполнительной или законодательной власти — это бред, потому что, пока ты здесь, надо пахать. Тебе дается море возможностей, здесь ты можешь познакомиться с интересными людьми, получить огромный опыт. Кстати, если брать статистику, на сентябрьских выборах было замещено более 1100 мандатов и всего лишь 109 человек - это молодые люди до 35 лет. Из них 90 - от 30 до 35 лет.

Надо сказать, в этом году мы впервые помогали ребятам, которые пытались пройти выборную кампанию, и у нас получилось. Все члены Молодежного парламента, которые были выдвинуты, стали депутатами. Для нас это был очень хороший опыт, но без их желания, без их работы, даже с учетом нашей помощи, они бы не прошли. Поэтому, если говорить про Молодежный парламент как лифт, это действительно работает, только нужно прилагать очень много усилий самому. И мне хотелось бы, чтобы наши ребята это поняли. Никто не будет водить тебя за ручку и говорить, что надо делать. Пока ты не возьмешь инициативу в свои руки, этот лифт не поедет.

Константин Калиниченко: В следующем году пройдет большая избирательная кампания - выборы в Псковское областное Собрание. Каковы у Молодежного парламента планы в связи с этим?

Юлия Лысова: Если реально смотреть на вещи, мы все прекрасно понимаем, что произошло сокращение депутатского корпуса до 26 человек. Понятно, что молодежи, наверное, будет трудно попасть в какие-то списки и выдвинуться, но мы будем стараться, чтоб наши люди там были. Так или иначе, избирательную кампанию стоит рассматривать не только как возможность заявить о себе, но и как прикладной опыт. То есть пощупать и посмотреть изнутри, как эта система работает, взаимодействовать с избирателями, попробовать себя. Может, кто-то захочет поработать в качестве агитатора. Вообще, агитатор - это 50% успеха кандидата, если он хорошо подготовлен и грамотно доносит информацию до избирателя. Поэтому считаю, Молодежный парламент - хорошая возможность не только кандидатом побыть, но и посмотреть всю механику избирательной кампании. Мне хотелось бы, чтобы в будущем Молодежный парламент поработал еще и в плане социологии. Это тоже хороший инструмент, которым надо пользоваться.

Константин Калиниченко: Мне кажется, идея сокращения численности депутатов должна идти параллельно с идеей обновления кадрового состава. Ничего не имею против опытных депутатов, но свежая кровь нужна в любом процессе.

Виктор Остренко: Это всегда дискуссионная тема и очень деликатная. После каждых выборов законодательный орган претерпевает достаточно серьезное обновление. А сегодняшняя ситуация с сокращением количества мандатов — это, с одной стороны, повышение внутренней конкуренции, а с другой - повышение требований к деятельности самого депутата. Потому что, если твоя работа как действующего депутата в округе в течение 4-5 лет не проводилась, - все, как говорится, сливай масло, тебя «вынесут» очень быстро. А если все-таки коммуникация как часть политической работы с избирателями выстроена системно, то вопросов не может возникать в принципе.

Константин Калиниченко: Все чаще в общественно-политической повестке звучит термин «молодежная политика». Мне всегда казалось, что нет отдельно взятой молодежной или, например, пенсионерской политики. Расскажите, как вы это понимаете: что такое «молодежная политика» и для чего она нужна?

Юлия Лысова: Начнем с основного. Мы недавно голосовали по поправкам в Конституцию РФ, и одна из поправок касалась того, чтобы у нас было зафиксировано понятие молодежи и распределение ролей во всей этой истории. Как следствие, в Госдуму внесен проект закона о молодежной политике. В последние годы мы наблюдаем, как молодежь поддерживается государством, сколько ресурсов вкладывается в молодежное движение. У нас появилось огромное количество молодежных общественных организаций, функционирует грантовая система. Это уникальный инструмент, который очень хорошо научились использовать молодые люди. У нас и школа есть, где можно научиться правильно составлять грант, чтобы его выиграть. Много появилось организаций. Есть Молодежный парламент при областном Собрании, есть молодежные советы, Молодежный парламент при Госдуме.

Константин Калиниченко: То есть это все не симулякры, не структуры, организованные лишь на бумаге.

Юлия Лысова: Если отвечать на вопрос, зачем мне нужен Молодежный парламент, я хотела показать, как этот орган может работать. Мне очень хочется раскрыть Молодежный парламент чуть-чуть с другой стороны. Когда мы его сформировали в 2015 году по новому принципу, мы сами искали ориентиры, пробовали разные варианты, что делать, куда идти, как взаимодействовать. В большей степени мы как раз упирались в мероприятия и акции, которые только косвенно касались политических процессов. Выборов мы напрямую никогда не касались, никогда никого не выставляли до недавнего времени.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Политика
опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 326 человек