На протяжении последних десятилетий интернет-технологии резкими скачками проникают во все сферы человеческой жизни. Социальные медиа стали неотъемлемой частью и предвыборного процесса - они служат эффективным способом агитации, привлечения новых сторонников, мобилизации уже имеющихся, а также инструментом для сбора средств. Предвыборные ролики, фотографии и тексты вбрасываются в онлайн-пространство, а затем активно расшариваются сторонниками (расшарить - поделиться чем-либо в интернете - файлом, картинкой, ссылкой, переслать пост собеседнику - прим.ред.). Получается, что интернет-аудитория является одновременно и целью, и возможным каналом распространения сообщений. Социальные сети позволяют напрямую, быстро, без особых затрат воздействовать на сознание электората.
В предыдущих кампаниях социальные сети уже зарекомендовали себя, как эффективный инструмент работы с массами. Но, важно понимать, что помимо новых возможностей, которые они дают политикам, соцсети несут и серьезные угрозы. Теперь нужно нанимать не только специалистов в области новых медиа для подготовки контента в соцсетях, анализа информационного поля и поведения конкурентов, но и специалистов в области информационной безопасности. Предвыборная гонка 2022 года в Псковской области продемонстрировала, что к информации, которая распространяется в агитационный период, избирателям нужно относиться крайне серьезно и по возможности подвергать проверке все, что им пишут. Кто может скрываться за аватарками призывающих нас идти на выборы, и какие цели они преследуют на самом деле, не всегда очевидно.
Так, последние несколько недель пользователи социальных сетей «Вконтакте» и Telegram жалуются на массовые сообщения сомнительного характера. Сначала с анонимных telegram-аккаунтов псковичам предлагали ни много ни мало 250 рублей за регистрацию на участие в дистанционном электронном голосовании. Правда, таинственным сторонникам ДЭГ подошли не все. Оказалось, чтобы получить свой бонус «на шоколадку», нужно проживать в определенном районе города. При этом, нужно ли будет голосовать за какую-то конкретную партию или кандидата, в сообщениях не уточняли.
Позже горожане стали писать о том, что в Telegram от неизвестных поступают предложения заработать 1000 рублей за «одно простое действие на выборах». Так, псковичка решила заработать легких денег и предоставила номер своей банковской карты для начисления аванса, об этом она рассказала в одном из городских сообществ «Вконтакте». Девушка от чего-то решила, что предоставить номер своей карты людям, очевидно проводящим какие-то незаконные манипуляции, безопасно. В результате чего лишилась всех средств, которые были на счете.
Власти достаточно быстро отреагировали на посты граждан и стали распространять информацию о мошенниках на своих информационных ресурсах и в соцсетях.
В период этой предвыборной кампании Псковская область впервые столкнулась с массовой атакой мошенников. Чего именно хотели злоумышленники - украсть деньги псковичей, слить персональные данные или купить голоса на выборах, пока остается непонятным. Если все описанное – это реальная схема подкупа избирателей, и какие-то партии будут пытаться скупать электронные голоса в период трехдневных выборов, это явно просочится в интернет. А он, как известно, помнит все. И мы на всякий случай напомним, что подкуп избирателей - уголовно наказуемое преступление.
В это же время реальные политики, а не фейковые страницы (ложные, сфальсифицированные, выдаваемые за реальные с целью ввести в заблуждение – прим.ред.), активно агитировали избирателей через личные соцсети. Кто к каким методам прибегал, давайте разберемся. А насколько они оказались успешны, поймем уже в понедельник, когда выборы завершатся.
Наименее активным в этой кампании в соцсетях кажутся региональное отделение КПРФ. Соцсети они, конечно, используют, но явно не пытаются выжить из них максимум. Например, региональный лидер коммунистов Петр Алексеенко на личной странице «Вконтакте» ничего особенно не писал. Периодически он делает репосты из местного сообщества партии или официального федерального сайта. Никаких личных бесед с избирателями и призывов к поддержке. Даже предвыборная программа, опубликованная кандидатами, больше похожа на буклет, который был создан для печати. В соцсетях на такой картинке абсолютно точно ничего не разглядишь, а напрягаться лишний раз и увеличивать, никто, конечно, не будет. Это понятно и обывателю, а вот партийным специалистам по социальным медиа, видимо, нет.
Кстати, региональное отделение ЛДПР в предыдущих кампаниях использовало социальные сети куда менее эффективно. Теперь же сообщество реготделения постоянно обновляется, там партийцы информируют о своих делах и ретранслируют федеральную партийную повестку. В целом, работа с соцсетями ведется весьма неплохо.
У представителей «Единой России» все стабильно. Кандидаты или их пиарщики активно ведут агитационную кампанию в соцсетях. Здесь и официальные встречи, и текущие дела, и беседы с населением. Схема отработана, никаких новшеств в этом году я не заметила. В публикациях партийцы не позволяют сомнительного креатива, чтобы не подвергнуться излишней критике и избежать неправильных трактовок. Хоть особенного творческого подхода к публикациям не наблюдается, высокие охваты достигаются благодаря системной работе и наличию наибольшего количества кандидатов на выборы. Плюс все участники кампании коллективно отрабатывают крупные мероприятия. Например, в День Государственного флага вся новостная лента соцсетей была усыпана фотографиями партийцев, которые пришли растянуть вдоль реки Великой самый длинный триколор.
А вот лидер регионального отделения «Справедливой России – За правду» Олег Брячак как всегда креативно подошел к кампании. На своих страницах в соцсетях он красочных речей не пишет, но удивляет подписчиков необычными фото и видео.
На днях Олег Брячак поведал подписчикам о «новом сорте помидоров», которые ученые вывели прямо к выборам. А буквально вчера рассказал, что в партийном пробеге хотел принять участие водитель бронетранспортера БРДМ-2, однако его быстро остановили сотрудники ДПС. Такие посты большой смысловой нагрузки не несут, но хайпует (поднимает шумиху, ажиотаж, подстегивая интерес к чему-либо – прим.ред.) депутат отлично. Его креатив всегда попадает в различные региональные, а иногда и федеральные telegram-каналы.
Очень активно в своей предвыборной кампании социальные сети использует партия «Новые люди». У их председателя регионального отделения Андрея Маковского на странице в день выходит по несколько агитационных постов. Контент на любой вкус – фото, видео, встречи с избирателями. Помимо публикаций на личных страницах и партийных сообществах представители или, как они себя называют, волонтеры от «Новых людей» пишут пользователям личные сообщения, где интересуются, собираются ли избиратели идти на выборы.
Странно здесь то, что страницы «волонтеров» только что созданы, на них нет никакой информации, кроме аватарки, призывающей голосовать за партию.
Стратегию с рассылкой личных сообщений избирателям использует и партия «Яблоко». Их сообщения более развернутые, конкретные и приходили от лица регионального лидера партии Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) или самих кандидатов. В целом «Яблоко» уже давно активно ведет агитацию в социальных сетях – партийцы записывают видеоролики на YouTube, ведут группы, сообщества и общаются в интернете с избирателями напрямую.
Отмечу, что партийные группы и сообщества есть у всех партий. Там агитация проходит куда более активно, чем на личных страницах лидеров и кандидатов. Так или иначе, в пиар в соцсетях вкладываются все - кто-то больше, кто-то меньше, но совсем избежать этого уже просто нельзя. Эффективность использования социальных сетей в предвыборных кампаниях уже не дискуссионный вопрос. Из-за относительной дешевизны использования и огромной скорости распространения информации в интернете отказываться от таких площадок просто глупо.
Ксения Журавкова