Очередная встреча псковских участников праймериз в рамках путинского проекта «Общероссийский народный фронт» прошла в тесном конференц-зальчике Островской поликлиники ЦРБ. В тесноте, но не сказать, что не в обиде, потому что, судя по вдруг развернувшейся дискуссии, чем ближе пресловутые праймериз, тем все больше не до шуток. Невооруженным глазом заметно, что некоторые кандидаты в региональный список ОНФ на грядущих выборах в Госдуму, готовы буквально выскочить из одежды, так им хочется в оный список попасть. Сквозь былую благостность и показное балагурство все чаще проскакивают самые настоящие заряды электротока. Избранные на роли кандидатов персоны начинают свою игру и заметно мутируют в жестких тисках оппонентов. Хотя на предыдущей встрече и была озвучена линия партии: «Никого не мочим», - как выйдет на самом деле, лично для меня вопрос открытый, да и для участников праймериз, уверен, - тоже.
Впрочем, одно не подлежит сомнению: губернатор Андрей Турчак, принявший принципиальное решение лично участвовать в праймериз, явно «задает тон», хотя и старательно изображает из себя «одного из», пусть и чисто внешне.
Изображение имеет вид некой игры, потому что атрибуты партийной и даже чисто административной иерархии, при всех показных демонстрациях демократизма, никуда не исчезают и буквально витают в замкнутом пространстве, наподобие газов, скопившихся в кишечнике, при метеоризме, а ведь известно, что сии газы огнеопасны. Достаточно поднести горящую спичку в нужный момент. Возникнет ли на праймериз смельчак, дерзнувший внести на площадки источник огня, пока не очень понятно.
Примкнувшие к списку «Единой России» в своих высказываниях, - даже в тесном кругу, - сильно отличаются от своих «попутчиков» (назовем их так) из «ЕР». Они резче и откровеннее в репликах, жестче и ближе к реальной жизни, тогда как некоторые единороссы, даже в условиях объявленной Владимиром Путиным демократизации, как будто витают в облаках и до сих пор не избавились от привычного им «лизательного» условного рефлекса.
Вчера, зайдя в небольшой, но отнюдь не забитый под завязку, конференц-зал ЦРБ, где его уже ждали партийцы и сторонники, Андрей Турчак, осмотрев комнату, демонстративно уселся не в президиум, где уже председательствовали ответственные за успех праймериз товарищи по партии Дмитрий Хритоненков и Роман Романов, а так сказать в «гущу» претендентов. Губернатор посетовал даже, что его любимое местечко на галерке занято. Оказалось, однако, что местечко имеется, аккурат рядом с депутатом Госдумы Виктором Антоновым. И первое лицо региона с удовольствием переместился на самый задний ряд.
- Тем более, здесь пирожки и конфеты. – Добавил губернатор.
Виктор Остренко «нарисовал картинку», как и что произойдет, кто и где будет во время праймериз находиться.
Согласно плану, первая площадка праймериз состоится в клубе «R-16». Мероприятие начнется с представления списка кандидатов, будет выпущен буклет участников праймериз с краткими биографическими данными и фото, также в зале покажут 20-ти секундные промо-ролики. Затем последуют самопрезентации кандидатов и их ответы на вопросы, а после перерыва состоится собственно рейтинговое голосование.
Сама площадка будет разделена на три зоны. Первая – это сцена, на которой будут находиться ведущий и кандидат. Внизу, около сцены, будут сидеть все кандидаты, участвующие в праймериз. А в третьей зоне разместятся выборщики.
Агитационные материалы, в том числе и плакаты, приветствуются.
- В каком порядке кандидаты будут выступать? – Спросили у Виктора Остренко.
- По алфавиту. – Ответил он.
- Это нечестно! – Высказал мнение губернатор, как будто сетуя на то, что его фамилия начинается с буквы, которая находится во второй половине алфавита.
- Что ж, давайте проведем жеребьевку. – Легко согласился Остренко.
Обсудив формальные вопросы организации праймериз, участники встречи попытались сформулировать основные идеи - «с чем они пойдут на выборы».
Так, Анна Иглоч, сторонница партии «Единая Россия», представляющая общественную организацию «Комиссия по контролю за соблюдением законодательства и развитию садоводств Псковской области», в достаточно сумбурном стиле так сформулировала свои требования:
- Я лично считаю, что нужно активизировать общественный контроль за деятельностью госаппарата. Я считаю, что госаппарат создан для службы народу. О чем у нас периодически забывают. Мне нравится разница в зарплате в Японии. Там разница между президентом корпорации и вахтеров не превышает 5-ти раз. И это ключевой момент. Нужно больше думать о народе.
- Должна быть четкая политика по ценам на бензин. – Озвучил одно из своих многих «дорожных» требований Александр Васильев, активист Интернет-сообщества «Убитые дороги Пскова». – Иначе мы не сможем конкурировать с другими странами.
В это время Андрей Турчак иронически улыбался, а потом «в плане полемики» стал задавать младшему коллеге по ОНФ «каверзные» вопросы, к примеру, о гарантийном сроке для фирм, выигрывающих конкурсы на строительство дорог, и об отношении к транспортному налогу.
Диалог между губернатором и кандидатом больше напоминал разговор между преподавателем и студентом на экзамене.
- Я на правах модератора этого процесса просто хочу задать тон для нашего всеобщего всплытия, поскольку мы, все-таки, единая команда. – Пояснил собравшимся свои «придирки» Андрей Турчак. - Мы можем конкурировать только в каких-то частностях, но не в принципиальных подходах. Нужно задать тон для презентации нас как единой команды. – Подчеркнул высокопоставленный модератор, одновременно являющийся и одним из кандидатов в кандидаты.
- Мне очень нравится, что Андрей Анатольевич задает такие неординарные вопросы. – Подключилась к разговору лидер регионального отделения «Союза пенсионеров России» Елена Косенкова. – Если мы собрались идти в Госдуму, то должны бы знать, зачем мы туда идем: себя «засветить» или решать серьезные вопросы? Мы должны мыслить не «узкоместническо», а широко. Поэтому, если Андрей Анатольевич мне будет задавать нелицеприятные вопросы, я ему буду только благодарна.
- Я так и не понял, честно говоря, каким фронтом нам идти? – Вставил недоуменную реплику руководитель регионального отделения ДОСААФ, член «Единой России» Игорь Сиротин. – Единым или не единым? Ну, как я могу, например, бороться с губернатором, если он борец, а я боксер? Я вот буквально могу разнести молодых ребят, но против губернатора идти... Я готов помогать вам. – Коллегу Сиротина явно мучил резкий «когнитивный диссонанс» между объявленной демократией и жесткой субординацией, которую никто не отменял.
На что Андрей Турчак ответил:
- Я пошел на процедуру праймериз абсолютно осознанно. Я действительно готов, и считаю, что это единственно правильное решение: когда губернатор формирует понимание следующего этапа в жизни региона. Я несу ответственность за народную программу. Я не знаю, насколько регламент это позволяет, но, по крайней мере, присутствовать на этих площадках я буду. Я хочу задавать вопросы, пусть как эксперт. И насколько бы неопытен был Александр Николаевич (речь о лидере «Убитых дорог» - А. Д.), сколько бы опытен ни был профессиональный боксер, должна быть все-таки конкуренция программ, а не конкуренция авторитетов. В любом случае я хочу просить, чтобы я был в списке праймериз, потому что для меня результат важен.
После недолгого обсуждения участники собрания решили оставить Турчака в списке, но отправить его в третью зону, к выборщикам, потому что – согласно регламенту, «как мы решим, так и будет».
- Вы должны понимать, что я с передовой никуда не ухожу. Я – дебатерский резерв, и его выплесну в ходе настоящей избирательной компании. Мне проще дебатировать с оппонентами партии, чем со своими коллегами. – Объяснился Андрей Турчак, как бы идя на компромисс с теми, кому «неудобно» вступать в полемику с фактическими начальниками.
В какой-то момент дискуссии наступательная словесная инициатива прочно перешла к Елене Косенковой, которая принялась поднимать одну тему за другой. И важный для нее, как директора швейной фабрики, вопрос сохранения и развития в стране легкой промышленности, и тему целевой подготовки рабочих кадров, и острый вопрос, который стоит перед матерями, которые сидят с малолетними детьми от полутора до трех лет, не получая никакого пособия.
- А садик продала! – Внезапно вставил свою «шпильку» депутат Виктор Антонов, а губернатор поддакнул: - Продала садик.
И все вспомнили печальную историю о том, как фабрика «Славянка» под руководством Елены Косенковой закрыла свой детский сад, продала здание, тем самым лишив работниц «Славянки» возможности водить детишек в собственное дошкольное учреждение.
Словесный порыв Елены Косенковой – уапп! - задохнулся в беспомощной реплике:
- Не надо!
В свою очередь Александр Котов предложил коллегам быть ближе к реальности и не говорить избирателям всей правды, то есть приблизиться к бренной земле и собственно выборам:
- Госдума – это фабрика по производству законов. Если по мелочам разговаривать, то это неправильно. Нужно наметить стратегические направления, и здесь есть некие опасности, которых нам, будущим и действующим политикам, надо бы остерегаться. – Сказал Александр Котов. - Понимаете, с одной стороны, важно избежать популизма. Но с другой стороны, если мы будем упорно объяснять избирателям, что пенсионный возраст в итоге все-таки повысится, уж поверьте, - мало, кто за нас проголосует. Уж извините за откровенность, но всей правды говорить нельзя.
На это предложение в духе философа Макиавелли Роман Романов ответил афористичной репликой:
- Не надо врать, не надо бояться! Нет таких проблем и таких решений, которые нельзя было бы объяснить. Мы же ведь люди! И надо все объяснять.
Денис Кравченко, представляющий Общероссийское движение «Россия, вперед!», со своей стороны, заявил, что будущий депутат должен обладать мощным потенциалом лоббиста интересов области, то есть он обязан быть «своим» в федеральных структурах.
Было понятно, что выступающий намекает на себя.
Отследив, куда движется дискуссия, Андрей Турчак решил ее скорректировать:
- Мы не для того создавали народный фронт, чтобы продолжать ориентироваться исключительно на позицию руководства «Единой России». – Артикулировал он свою позицию. - Народный фронт – над- и вне- партийная структура. Мы должны действовать не из желаний наших боссов, которые забронзовели, а из чаяний народа и народной программы. И в данном случае «Единая Россия» выступает в роли своего рода «инструмента», имея контрольный пакет в Госдуме, в областном Собрании, реализуя народную программу. Я предлагаю всем единороссам, которые на общих основаниях попали в народный фронт, чуть-чуть мозги включить.
По ходу дискуссии губернатора озаботил и вопрос посещаемости, мол, заявилось 30 человек кандидатов, а на собрания приезжает от силы половина:
- Что это, неуважение к нам? Нежелание дальше участвовать в процедурах? Надо мне, кажется, перед началом праймериз сказать, кто участвовал в работе по формированию программы, а кто не участвовал.
Председатель облсовпрофа Ульяна Михайлова попыталась напомнить собравшимся, что в рабочих коллективах на самом деле словосочетание «Единая Россия» встречают достаточно агрессивно, потому что людей на самом деле интересуют не программы, а «зарплата и тот квиток за услуги ЖКХ, который кладут им в почтовый ящик».
- Мы идем в Госдуму, чтобы пенсионный возраст не увеличился, чтобы зарплата выросла, и создавались новые рабочие места. – Четко сформулировала Ульяна Михайлова, за что удостоилась похвалы из уст модератора-губернатора:
- Вы уложились в пять минут. Все четко и понятно.
Ближе к финалу участникам грядущих праймериз пришлось согласиться с губернатором и в том, что избирательная кампания идет уже сейчас, а не начнется завтра - осенью, после съезда «Единой России», поэтому нужно срочно идти в коллективы и на предприятия.
- Еще раз призываю – идти в народ! Если мы закроемся на наших площадках праймериз, то и получим в итоге 350 выборщиков. - Призвал сторонников Андрей Турчак.
Будет ли этот лозунг «русских народников» воспринят буквально, или останется исключительно лозунгом, покажут ближайшие месяцы. Пока же можно только констатировать, что уже предварительные обмены мнениями показывают, насколько трудно участникам ОНФ найти общий язык. К тому же за внешним благодушием и вроде как демократией явственно проступают черты острой внутрипартийной конкуренции. Открыто «мочить» члены ОНФ и «Единой России» друг друга, быть может, и не станут, а вот обидные и больно ранящие «шпильки» в предвыборные каблуки вставить, как показала встреча в Острове, - вполне себе способны.
Как выразился один из фронтменов, «не все там так просто».
Александр ДОНЕЦКИЙ