Туризм

Случайное неслучайно

12.05.2020 15:16|ПсковКомментариев: 0

Несмотря на то, что ситуация карантина должна разрешиться к лету, мир еще неопределенное время будет жить с закрытыми границами. Это безусловно поднимет волну внутреннего туризма. Необходимо воспользоваться этим шансом и привлечь внимание к Пскову, его древней и современной культуре, природе, истории. Готовы ли мы удивить нового туриста? Готовы ли мы предложить что-то новое тем, кто уже бывал в нашем городе? Готовы ли мы оставить привычные маршруты и создать новую карту достопримечательностей? Для этого необходимо отправиться в путешествие по, казалось бы, знакомому до каждой тропинки городу и учиться открывать его заново. Отправиться в дрейф.


Случалось ли вам бесцельно идти по улицам? Куда глаза глядят, а ноги сами несут? Наверняка, было. Что вы чувствовали при этом? Вероятно, вы находились под воздействием сильных переживаний или от опостылевшей до безразличия повседневности. Скорее всего, этот опыт уже забыт, вытеснен из памяти и явно не подвергся рефлексии, а зря, ведь это – дрейф! Это «революционный подход к ничем не опосредованному исследованию городских ландшафтов, руководящей силой которого являются эстетические побуждения и влечения отдельно взятого субъекта», – читаем в Википедии.

Одним из интереснейших и неожиданных событий в жизни Пскова февраля 2020 года стала выставка «Городская среда», организованная в галерее «Цех». Куратор выставки – Людмила Кирсанова, искусствовед из Австрии псковского происхождения. Одним из проектов, представленных на выставке, посвященной исследованию Пскова, стал ее совместный с Денисом Есаковым проект «Псков. Дрейф».

К моменту открытия выставки я уже знала о проекте. В июле 2019 года в «Псковской правде» была опубликована статья «Сыграли с Псковом в дрейф». Статья зацепила сразу, ведь Людмила Кирсанова говорила о созвучных мне вещах – необходимо выпасть из привычных маршрутов и открывать город заново.

В современном обществе для коммуникации фактически нет преград. Социальные сети дают возможность пообщаться с абсолютно незнакомым тебе человеком, если содержание его страницы вызвало твой интерес. Так в декабре 2019 года, пролистывая ленту Фейсбука, я зацепилась взглядом за новость незнакомого мне Дениса Есакова, который сообщил про завершение карты-журнала «Псков.Дрейф», результата того самого художественного исследования Пскова, которое состоялось в июне 2019 года. Реакция была мгновенной – «Денис, здравствуйте! Очень интересный проект с картой. Хотелось бы иметь хотя бы один экземпляр! Это возможно?». И, знакомый мне через одно рукопожатие человек (как случайно выяснилось), мне ее пообещал передать. В ответ я написала: «Спасибо большое! Мы работаем с экскурсоводами и ищем новые форматы маршрутов. Я читала ранее про ваш проект, и он интересен, в том числе, с этой точки зрения».

И вот в феврале мы уже сидели с Людмилой Кирсановой в студии «Эхо Москвы» в Пскове и рассуждали о публикации и о важности новых методов городских исследований в передаче Дмитрия Волхонова «Дело Луначарского».

Какой наш город? Каким мы его знаем? Каким мы его видим? Каким мы его хотим видеть? Очень много вопросов. Чаще всего, наш город нам привычен. А привычка способна убить любовь. Тем более к городу. Мы знаем, что Псков – православный, русский город, богатый древними архитектурными памятниками, что в Пскове есть Кремль – его важнейшая достопримечательность и центр притяжения туристов. Мы еще что-то знаем о нашем городе, но это знание уже привычно для нас. Я думаю, что как раз техника дрейфа может стать не только уникальным опытом для горожан, но и новым методом раскрепощения экскурсоводов, практикой вдохновения и поиска удивительного «под носом», а сделанные в дрейфе открытия могут привести и к новым туристским маршрутам, и к новым точкам культурного притяжения.

С февраля 2018 года, когда на историческом факультете Псковского государственного университета началась реализация программы профессиональной переподготовки «Внутренний туризм и экскурсионная деятельность», первому и последующим потокам слушателей я пыталась донести мысль о том, что нужно искать новые фишки города Пскова, что нужно менять форматы работы с городской средой, что актуализировать для туриста можно мусорные баки и даже пресловутые для туристской отрасли региона туалеты, что нужно уметь уходить от штампов в профессиональной деятельности экскурсовода, что нужно уметь уходить с наезженных, нахоженных маршрутов, даже если это приносит стабильный доход.

Экскурсовод должен видеть будущего туриста. Заранее. Предвидеть, а не учиться с ним работать здесь и сейчас, методом проб и ошибок. Приведу пример. С момента изобретения фотографии привычным являлось фотографирование лица. Схема продолжает работать: красивое лицо на фотографии нужно каждому. Но уже сформировалось множество людей, которое не видит необходимости фотографировать только лицо и с удовольствием пытается сфотографироваться как то иначе. Тоже самое незаметно происходит с туристом. Турист хочет впечатлений. Ярких. Красочных. На всю жизнь. Желательно, подешевле. И их ему надо будет дать. Конечно, работающую схему глупо разрушать, да и не надо специально этого делать. Но надо понимать, что привычное, обыденное, приносящее стабильный доход, утрачивает обаяние для самого себя, а, значит, и для туриста, с которым ты работаешь. Значит, надо уходить от «текучей повседневности», искать что-то новое. И мы искали.

Начали, конечно, с классики, и актуализировали тему В.И. Ленина. Несколько раз. Но каждый раз по-разному. С прослушиванием звукозаписей, с дегустацией пива. Был небольшой успех и в актуализации истории доходных домов города Пскова. Их ведь не покупают как Кремль, зачем о них вспоминать. Но дом жилой доходный Гавриловых начала ХХ в. в рассказе Никиты Подлинева на практическом занятии заиграл такими яркими красками, что невольно поверилось в эффективность «архитектуры недеяния» (то есть метода работы со сложившимся состоянием объекта, когда вместо реконструкции или сноса архитектор консервирует среду и организует ее функциональность).

Нашли мы и новые маршруты, которые в некоторых вселяли ужас. Псковская тюрьма, Мироносицкое кладбище, дом жилой И.А. Сафьянщикова на Советской набережной. «Туда нельзя водить», «Зачем туда ходить?» и подобного рода высказывания звучат чаще всего, но после эфира на радио, где эти маршруты прозвучали, ко мне стали поступать звонки и обращения с просьбой организовать экскурсии по «нетрадиционным» маршрутам.

Город необходимо присвоить. Нужно бывать там, где редко ступает нога человека. Нельзя бояться показывать разрушенные дома. Говорить о них. Ведь и в них тоже обаяние города. Надо его только рассмотреть за стеной обыденности. Выходя за границы обыденного, мы способны творить. И если сегодня мы актуализируем забытый Богом уголок города, завтра мы его присвоим, а послезавтра увидим, как способно измениться то, что кто-то полюбил. Как Олег Павлович Ивченко полюбил Овсище. И даже Овсище станет притягательным. А изменение социального пространства города будет способно изменить сознание горожан, привлечь внимание туриста к нашему городу и заставить его приехать в наш город еще раз.

Людмила Алиева

Людмила Алиева - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, директор института гуманитарных наук и языковых коммуникаций Псковского государственного университета, руководитель программы профессиональной переподготовки «Внутренний туризм и экскурсионная деятельность», программ повышения квалификации экскурсоводов.

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
ПЛН в телеграм