Туризм

На краю земли

16.10.2024 16:39|ПсковКомментариев: 0

В прошлом году Псковская Лента Новостей рассказывала о необычном памятнике в честь исследователей севера, над проектом которого работал псковский архитектор Владимир Шуляковский. Скульптура в виде старинного маяка XVIII века установлена осенью 2023 года в Салехарде в честь отряда Дмитрия Овцына, три столетия назад исследовавшего территорию полуострова Ямал и нашедшего водный путь из Оби в Енисей.

В этом году в Псков приехал автор идеи памятника - чемпион мира по спортивному туризму, член Русского географического общества, руководитель многих экспедиций за полярный круг Сергей Чижик. На встрече с псковичами он рассказал о том, как на снегоходах повторил маршрут Дмитрия Овцына «Из Оби в Енисей». Подробности узнала Псковская Лента Новостей.

 

О своих путешествиях Сергей Чижик рассказал читателям библиотеки микрорайона Овсище и всем жителям города, которые пришли на встречу с ним. Впрочем, он и его супруга Жанна уже сами немного псковичи. Они живут в Салехарде, но недавно купили дом в Псковской области, недалеко от Изборска.

Маяк из Пскова

О Пскове теперь напоминает и памятник первооткрывателям Арктики в Салехарде. Его установка стала результатом двух экспедиций по следам русских мореходов. «Основная экспедиция - по маршруту отряда Дмитрия Овцына, и вторая — по маршруту Малыгина и Скуратова. Нашему проекту «Отряду Великой Северной экспедиции Дмитрия Овцына посвящается...» - порядка семи лет. Мы начали его в 2017 году, в годовщину 280-летия нахождения прохода из Оби в Енисей», - пояснил Сергей Чижик.

В честь Великой Северной экспедиции теперь на правом берегу Оби установлен памятный знак. За основу его взят изображенный на историческом документе силуэт маяка. От идеи до воплощения - шесть лет. Проект памятника выполнил псковский архитектор Владимир Шуляковский.

«Начиналось все с экспедиции, архивных материалов, и в прошлом году осенью выразилась в реализации такого проекта. Мы очень рады, что известный псковский архитектор Владимир Николаевич Шуляковский принял участие в разработке этого памятника-маяка, и, таким образом, соединил Салехард и Псков», - сказал путешественник.

Место установки знака в память о подвиге русских мореходов, открывших ворота в Арктику, уже стало популярным у жителей Ямала. А по словам Сергея Чижика, это еще и стимул для молодежи изучать историю. Путешественник признался, что когда готовился к экспедиции, сам не так много знал о Дмитрии Овцыне. «Мы изучили архивы, подготовили маршрут. Задачей было посетить все места, которые нанес на карту Овцын. До него карты Обской дуги не существовало», - пояснил он.

По словам путешественника, отряд Дмитрия Овцына — единственный из всех отрядов Великой Северной экспедиции, который задачу, поставленную Адмиралтейств-коллегией, выполнил до конца: прошел по маршруту, описал его, составил карту. Однако судьба одного из первых русских исследователей Арктики была сложной: «Когда Дмитрий Овцын явился с докладом об успешной экспедиции в Тобольск, он был арестован по обвинению в связях с князем Долгоруким. Его пытали, он был отдан под суд. Затем отправлен на Камчатку, где и участвовал в экспедиции Беринга».

Три недели по дрейфующим льдинам

Спортсмен и путешественник Сергей Чижик решил повторить путь русских мореходов и организовал экспедицию по следам Дмитрия Овцына.

«Маршрут протяжённостью порядка 3 тысяч километров занял 22 дня. Мы его проходили на снегоходах. Большую часть маршрута - по льдам Обской губы, в сторону Енисея. Около 100 км шли по дрейфующим льдам, которые в любой момент могли дать трещины», - сообщил путешественник.

По его словам, при составлении маршрута участники пользовались помощью консультанта-гидрографа. Поскольку речь идет о морском заливе, в маршруте пришлось учитывать отливы и приливы, когда вода могла выйти и какие-то участки затопить. Но все предусмотреть не удавалось, на маршруте были и опасные моменты. Например, при ночном переезде отряд чуть не угодил в трещину, припорошенную снегом.

Были и сложности, связанные с погодой. «Это трудности, наверное, обычные для снегоходного путешествия: то хорошая солнечная погода, то сильный ветер и пурга. Особенно тяжело двигаться в белую мглу, когда ориентиров нет никаких и глазу не к чему привязаться. Всё как бы одинаково ровно. Приходится двигаться по приборам (навигатор, компас) и так выдерживать маршруты»,- отметил путешественник.

Из-за таких снежных буранов приходилось корректировать своё движение: «Не всегда получалось идти по графику. Поэтому иногда, чтобы наверстать упущенное время, приходилось двигаться ночью. Гнали, чтобы войти в график».

Впрочем, по словам Сергея Чижика, в ночное время иногда удобнее ехать - в свете фар лучше виден рельеф и трещины.

Но в таком путешествии важно не только зрение. У участников экспедиции был опыт ориентирования по запаху. «Мы вышли на точку, где должна быть фактория (торговое поселение — прим.ред) старая на карте. А там ничего нет. Вниз с обрыва спустились на берег, остановились. Слышу запах дыма. Так! Едем по запаху! Через километр видим факторию, ее перенесли на новое место», - рассказал он.

Экспедиция проходила в апреле, но за полярным кругом были еще морозы до 45 градусов. Несмотря на это, ночевали путешественники в палатках. Если, конечно, попадалась какая-то изба - останавливались там. Например, на Гыдане (Гыданский полуостров на севере Западно-Сибирской равнины, вдаётся в Карское море между Тазовской и Обской губами на западе и Енисейским заливом на востоке — прим.ред.) есть посёлок, зимой он недействующий. Поэтому ночевать там можно, но жилье еще надо откопать — все занесено снегом.

«Быстрее палатку поставить, чем выгребать снег и ждать, пока изба разморозится. Мы имеем опыт лыжных туров. В таких походах учишься сушить носки на животе, привыкаешь к этому», - поведал о лайфхаках путешественник.

Прочувствовать трудности

Впрочем, случались и непредвиденные ситуации. «Одна ночевка холодная получилось из-за того, что в санях пролилась канистра с бензином. Палатка лежала не в герметичном мешке и пропиталась бензином. Когда вечером встали на стоянку, вытащили ее, но ночевать в ней невозможно было. Пришлось «куропачий чум» сделать: выкопали яму, накрыли тентом, заночевали. А палатку поставили на ветру, чтобы проветривалась».

Но теплее всего были ночевки в чумах оленеводов. С местными жителями участники экспедиции всегда рады общаться. «От них можно многое узнать о тех местах, где делаем остановки. К их рассказам надо прислушиваться и напитываться теми знаниями, которые у них есть», - отметил Сергей Чижик. И рассказал, как однажды оленеводы очень выручили экспедицию.

«У нас был перерасход топлива, и они нас спасли: подарили бочку бензина. Этот подарок мы очень оценили. Потому что бензин добывается сложно: им приходится переезжать через Обскую губу — это 60 км по льду, чтобы купить в посёлке бензин», - пояснил он.

А вот неожиданных встреч практически не было. На острове Шокальского, который считается вотчиной белых медведей, полярных хищников замечено не было, хотя на снегу были их следы. Зато много раз путешественники видели диких оленей.

«Нас оленями не удивить - на Ямале большие стала оленей. Но они все домашние. Здесь, на самом севере, вы видели дикарей. Они более статные, и они когда бегут, подпрыгивают так, как будто осматриваются в прыжке. Но для оленеводов дикари — это настоящая проблема: один самец может увести полстада за собой», - рассказал Сергей Чижик.

По его словам, только кажется, что северные моря — суровые. «Живности» там много: «Там нерпа лежит, там - тюлени, такие морские зайцы».

Путешественник также вспоминает встречу с ледоколом: «Очень впечатлила. Мы вечером ехали по губе, и вдруг такой девятиэтажный дом движется на нас! Я всегда думал, что когда идёт ледокол, все вокруг ломается и там в разные стороны крошится. А оказывается, он ломает лед буквально по ширине себя и рядом почти ничего не шевелится -мы стояли буквально метров за 30-20 от него. И след от него замерзает за несколько часов».

Но еще большее впечатление произвело на путешественника утро на Гыданском полуострове. «Крайняя точка Гыдана. Рано утром мы туда приехали. Когда ребята уснули, я пошёл на бугор. Ощущения до сих пор вспоминаю. Я - на краю карты. Дальше — льды и острова. Я сидел на краю земли и смотрел на северное море», - рассказал Сергей Чижик.

В отличие от первопроходцев, экспедиция Сергея Чижика была оснащена всем необходимым: спутниковыми телефонами, трекерами. Но как отмечает руководитель группы, все равно надеялись только больше на себя: расстояния на севере большие, а погода такая, что не всегда у спасателей есть возможность прислать вертолет.

«Мы, повторяя этот маршрут, хотели на себе прочувствовать трудности, которые, может быть, чуть-чуть близки к тем, которые претерпевали члены тех экспедиций. У Олега Куваева (советский геолог, геофизик, писатель — прим.ред) есть замечательное произведение «Зажгите костры в океане». Мы должны всегда помнить о тех, кто зажег эти первые огоньки исследований, поставил эти маяки», - отметил путешественник.

В марте прошлого года Сергей Чижик организовал еще один поход - по маршруту Великой Северной экспедиции. Его участники - члены РГО прошли 960 км из Салехарда до самой крайней северной точки границы Ямала. Этим маршрутом в 1736-1737 годах двигался Обско-Двинский отряд под командованием Малыгина и Скуратова, который тоже внес большой вклад в исследование арктических территорий российского государства. Современные путешественники идут за полярный круг не ради открытий. Но их миссия не менее значима — изучение истории России и сохранение памяти о русских мореходах.

Светлана Синцова

Фото ВК-сообщества "Библиотека микрорайона Овсище"

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 140 человек
ПЛН в телеграм