Общество

Гостиница у Покрова: какая польза человеку?

26.06.2014 18:01|ПсковКомментариев: 122

Инвестор, намеревающийся построить в Пскове гостиницу на месте бывшего психдиспансера - рядом с Покровской башней, глубоко разочарован вчерашними публичными слушаниями. Беда для застройщика (ООО «Сити-Сервис») пришла, откуда её, кажется, совсем не ждали: не со стороны профессионального сообщества архитекторов-реставраторов-искусствоведов, а со стороны православной общественности. На улице Кузнецкой завязался такой узелок, что куда там истории с домом на площади Героев-десантников. Участники публичных слушаний требовали от городских властей «не продавать Псков и Россию».

Еще не было шести часов, а зал заседаний Псковской городской Думы заполнился до отказа. Среди пришедших было много женщин в платочках и с совершенно особенным выражением лица... В общем, не часто думский зал видел таких людей.

«Участок в собственности, я не ослышался?»

Заместитель главы города Пскова Наталия Соколова сразу сообщила, что в комиссию по публичным слушаниям поступили обращения граждан, обеспокоенных сохранением историко-культурного наследия. Под просьбой не строить гостиницу у Покровки стоят подписи на 52 листах (позже выступающие скажут, что собрали 750 подписей за три дня). Но также поступило 85 обращений от граждан, которые желают видеть рядом с Покровской башней благоустроенную территорию. То есть гостиничный комплекс.

И.о. начальника управления градостроительной деятельности администрации города Пскова Андрей Изюмов коротко доложил, что участок площадью 7839 кв. метров по улице Кузнецкой, 2 находится у заявителя «на праве собственности» (здесь по залу прошел первый гул). Затруднение одно - в зоне Р3. Это зона зеленых насаждений, и строительство гостиницы (в нашем случае — реконструкция существующего здания) здесь может быть разрешено. Но именно разрешено! То есть заявителю нужно получить согласование комиссии по землепользованию, пройти процедуру публичных слушаний и дождаться окончательного решения главы администрации Пскова.

В течение почти трех недель все желающие могли ознакомиться с предлагаемым проектом и прочими материалами к слушаниям в Управлении градостроительной деятельности. Среди отзывов тех, кто ознакомился — 19 поддерживающих проект, 8 отзывов поддерживают строительство, но с замечаниями. Но еще 22 отзыва — это возражения против. Андрей Евгеньевич сначала даже хотел их охарактеризовать, но замялся: «Там почему-то писали про ресторанно-развлекательный комплекс. Всё это как-то...»

Но тут подоспел вопрос из зала - участник слушаний Александр Борисов уточнил: «Вы сказали, что участок находится в собственности, я не ослышался? А на Ленте.ру выложено, что этот участок не подлежит отчуждению в частную собственность, потому что находится в зоне памятника федерального значения — культурный слой Пскова». Господин Изюмов сухо подтвердил, что никто не ослышался, а «ленты» ошибаются.

И дал слово представителю инвестора Владимиру Раскоту, который с самого начала выглядел расстроенным: «Вызывает сожаление, что записи в журнале предложений носят агрессивный, некорректный характер: пишут про то, что там будет развращение, притон». Господин Раскот постарался убедить граждан, что инвестор понимает всё историческое значение этого места, поэтому прошел все положенные процедуры. И с археологами уже есть «проект намерений на ведение археологических изысканий».

«Это не пляски на костях, это не кабак! Сюда пожелают приехать те, кто уважают историю и культуру», - говорил Владимир Иванович. В пылу защиты своего проекта он чуть не назвал адреса, куда в Пскове могут селиться любители разврата, но вовремя остановился. И сделал упор на вечной проблеме: на памятники у государства денег нет, а инвестор — он же всегда поможет, благоустроит... По большому счету, гостиница у памятника - это тоже средство его популяризации, это тоже духовное воспитание, в том числе молодежи. И тут его снова спросили: «Так каким образом земля в собственности оказалась? Это культурный слой, как он мог попасть в собственность?»

Наталия Соколова вопросом тоже заинтересовалась: «А в собственности вся земля? Или только под строениями?». Оказалось, что вся. Куплена на аукционе, обременений не имеет. А как это произошло и когда, Владимир Раскот пояснить затруднился: «Если технические вопросы я могу пояснить, то на юридические не готов ответить».

«У вас будут проблемы не только с деньгами!»

Но на этом, пожалуй, вопросы кончились. Потому что для подавляющего большинства собравшихся было важно не выяснить подробности проекта, а не допустить строительства гостиницы и ресторана в самой непосредственной близости от святого для всей России места. Это если обобщить смысл большинства выступлений, а их прозвучало более 20. Участники слушаний использовали разные аргументы, в том числе мистические.

Например, о том, что застройщику на выбранном месте удачи не будет, говорила псковичка Наталья Шершнева: «Такие попытки в Пскове были уже при советской власти - строить гостиницы на месте храмов и монастырей. И теперь у нас стоят две недостроенные гостиницы. Поэтому — конечно, стройте... Но у вас ничего не получится! Потому что есть духовные законы, их никто не может отменить, они не видны, но действуют! И у вас будут проблемы не только с планами, не только с деньгами, но и с собственными судьбами. Будьте осторожны».

«Спасибо, мы будем помнить ваши слова», - мрачно ответил Владимир Раскот.

Между тем, слово предоставили депутату городской Думы Александру Самуйлову, который даже растерялся: «Ого, мне?». «Так вы же записались», - удивилась Наталия Соколова. «Тогда я как житель Пскова», - собрался с мыслями Александр Самуйлов.

«Мне сейчас очень сложно говорить... Но я против того, как сегодня используется это место. Оно плохое, забытое Богом», - депутат и житель в одном лице едва начал, как был прерван выкриками из зала: «Кто сказал, что оно забыто Богом?»

«Извините, извините! Я не правильно сказал! - согласился выступающий. - Это место святое, намоленное, это гордость нашего города. Но если там ничего не делать, то мы можем получить запущенное место. Давайте отталкиваться от того, что есть уже собственник, и он готов построить там не шалман!». «Именно шалман!» - вновь выкрикнули из зала. И пскович Самуйлов тоже начал терять терпение: «Послушайте, давайте не будем — инвестор еще ничего не построил! Про Изборск тоже говорили: что вы делаете, там святое место, нельзя ничего строить! Да, что-то в Изборске сделали плохо, безусловно. Но что-то замечательно! Туда приезжают туристы, привозят деньги».

Последнее слово было ошибкой, зал дружно откликнулся: «Вот-вот, деньги!». И стало окончательно понятно, что для этой аудитории не подходят «инвестиционные» аргументы. Не деньги являются для нее ценностью... Этих людей нельзя было ни «купить» обещанием благополучия (рабочие места, налоги и т.д.), ни запугать огромными суммами возврата. Ведь Александр Самуйлов в какой-то момент предложил, что раз уж все так радеют за это место, то «давайте скинемся, выкупим его у инвестора, сколько оно стоит?». Выяснилось, что 120 млн рублей! Не 44 млн рублей, о чем мы сообщали ранее, а 120! Видимо, это и есть цена более поздней покупки - земли...

«Пить, петь, гулять на крови - это преступление»

А слушания продолжались. Архитектор Людмила Савельева говорила просто: «Следует исправить допущенную в довоенное время ошибку, когда было построено это здание на Кузнецкой. Исправить, а не усугублять. У нас есть коллективное обращение, под которым подписались архитекторы, реставраторы, преподаватели ПсковГУ, врачи, журналисты, писатели. Мы выражаем категорический протест против строительства гостиницы с рестораном здесь».

У еще одной участницы слушаний Галины Ильиной в выступлении содержалась сенсация, и не маленькая. Надо признать, что в Пскове Русская православная церковь никогда не вмешивается в градостроительные конфликты, если речь не идет о зданиях культового назначения. То есть о реставрации храмов батюшки еще могут поспорить, но в вопрос что и где строить в Пскове не вмешиваются, даже если речь идет об историческом ландшафте. Так вот в случае с гостиницей у Покровской башни общественность обратилась к митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию: «Почтительно просим Вашей поддержки в защите от поругания величайшей святыни Пскова и всей русской земли». В обращении есть напоминание о чуде явления Богородицы защитникам Пскова от войск Стефана Батория, а также пожелание устроить на месте, где лилась кровь, мемориал воинской славы. Ответ Владыки, если кратко: «Полностью разделяю вашу обеспокоенность и считаю, что это место должно остаться неприкосновенным достоянием, хранящим память»...

Другая псковичка Ильина Татьяна обращалась к власти: «Неправильно думать, что мы имеем право только проживать в своем городе, но не имеем права участвовать в решение сложнейших вопросов. Ни один человек здесь не скажет, что это земля не является гордостью всемирного масштаба. Не допустимо попирать память героев, благодаря которым мы здесь сидим и рассуждаем: чему быть на этом месте? Гостинице с ресторанчиком?».

Она прочитала, в общем-то, замечательную лекцию об истории похода Стефана Батория на Русь. Напоминала, что целью его было покорение Пскова, Новгорода, Москвы. На Псков шло войско численностью от 70 тысяч до 100 тысяч человек, в городе жили 20 тысяч, ополчение Пскова - 7 тысяч. Когда через 10 дней осады Пскова Стефан Баторий уже потерял терпение и предложил псковичам сдаться, ответ ему был таким: «Какая польза человеку возлюбить тьму паче света? Или паче чести бесчестие? Или паче свободы горькую работу?».

«А что сегодня можем мы? Гостиница, ресторан не спасают культурное наследие, и никакого отношение к воспитанию, к духовному развитию они не имеют! Пить, петь и гулять на крови — это преступление. Если мы уступим сегодня, мы проиграли всю свою жизнь», - заявила Татьяна Ильина.

Без славы

А были заявления и посильнее. Марина Сафронова, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника призналась, что она лицо заинтересованное: «Музей же заинтересован в том, чтобы там была гостиница рядом? Турист попрет прямо в башню, это же хорошо! Но я выступаю от себя лично, хоть я и связана с туристическим бизнесом. И туристов тоже надо воспитывать, но как? Если на святом месте, в конце пояса славы, как мы его называем, а там 8 памятников - от мемориала партизанам до памятного знака Героям-десантникам - построить гостиницу, это всё равно, что на Красной площади построить. А между прочим в истории этого уголочка, на Покровском бастионе, есть кладбище, которое там существовало с 1919 по 1936 год. Это была наша кремлевская стена, там хоронили только видных партийных советских деятелей. В 1953 году его назвали бесхозным и безымянным, власть решила его снести, там по генплану должна была быть зеленая зона - от берега вдоль всей стены окольного города, что тоже справедливо. Памятники перенесли на Дмитриевское кладбище, а кости, я вас уверяю, лежат еще там. Бастион немножко урезался, но кости еще в нем! И этот бастион впритык к вашему участку! На эти грабли нельзя наступать, как мы уже наступили со Шталагом. Там должна быть зеленая зона (не знаю, каким образом - пути выхода есть из любой ситуации, можно и инвестора не обидеть), и там должно быть продолжение пояса славы. Идеально было бы сделать в диспансере музей военной истории Пскова. Если здесь будет гостиница, я публично заявляю, что начну собирать подписи за отзыв звания воинской славы».

Было от чего притихнуть. «Эх, нельзя мне реплики произносить, Марина Николаевна. Но потом поговорим!» - еле сдержалась Наталия Соколова.

Председатель псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева по отношению к инвестору исполнила долг вежливости: «Эта организация - один из наиболее добросовестных застройщиков, который проходит все стадии согласования проектов, в том числе и такие неприятные, публичные, в отличие от тех, кто всё делает тихо. Но у нас много, слишком много инвесторов, которые лишились доверия. И теперь мы всегда настроены на то, что будет хуже». Ирина Борисовна донесла консолидированное мнение членов общества охраны памятников — против размещения гостиницы. И подчеркнула, что это мнение далеко не всех общественников. Были и другие - за...

«Мог напугать и напугал»

Архитектор Борис Пославский тоже был вежлив со всеми: и с защитниками Покровского комплекса, которыми он просто восхищался. И с инвестором, для которого он предложил в порядке компенсации выделить другой участок, даже лучший, чем у Покровки: есть такой на берегу Великой, напротив Кремля, у станции переливания крови.

Его коллега Владимир Шуляковский заметил, что «этот проект мог напугать кого угодно. И напугал  - выполнил свою функцию. Мое мнение — золотая середина. Было бы прекрасно, если бы это был единый зеленый пояс, но есть здание, есть хозяин. Путем грамотного проектирования там можно сделать гостиницу, не усугубляя ситуацию. Но такой попытки предпринято не было. Мои коллеги по Градостроительному совету просили потребовать, чтобы проект был обязательно представлен на их рассмотрение». Компромиссное предложение Шуляковского сопровождалось криками из зала: «Нет! Нет!»

Еще через несколько выступлений Наталия Соколова пожалела, что представитель администрации Псковской области уже покинула слушания. В конце концов, не город продал инвестору этот психдиспансер. Тем более, что к концу второго часа проснулись представители инвестора со своими робкими просьбами не записывать их в еретики и преступники, и слушания пошли на второй круг. Ситуация обострилась настолько, что Наталия Соколова в сердцах призвала: «Майдан не устраивайте, пожалуйста!».

А затем волевым решением прекратила прения: «Дорогие мои, как говорила когда-то Юлия Тимошенко и плохо закончила... Дорогие мои псковичи! Мы выслушали ваши мнения, спасибо за искренность, спасибо за то, что вы переживаете. Заключение такое: оргкомитету обобщить все предложения и замечания, направить протокол в администрацию. Протокол о заключении публичных слушаний для обнародования направить в газету «Псковские новости» и на официальный сайт города Пскова».

И после этого люди не расходились. Сколько бы раз не повторила Наталия Соколова: «Мы вас услышали!». Этих слов представителям любой власти надо бы уже избегать: люди в них не верят сразу и полностью. Владимира Раскота обступили уже на улице, люди говорили с ним еще минимум полчаса...

Да, это не та общественность, которая вежливо и интеллигентно просит застройщика хотя бы просто соблюдать законы в сфере градостроительства и охраны памятников. Это совсем другая общественность - она требует соблюсти закон нравственный.

И она верит, что Бог на ее стороне...

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 176 человек