«Резкий и мелодичный звук, именуемый в библиотеке звуков айфона как «трезвучие», уже четвертый раз за ночь разбудил Уинстона Смита. Опять проклятый «Речекряк», подумал Уинстон. И отключить нельзя. С тех пор, как Министерство Правды заменило телекраны на анонимные телеграм-каналы, жизнь на Взлетной Полосе - 1 окончательно утратила былую размеренность. Министерство Правды больше не занималось сбором информации и чтением мыслей. Теперь, через анонимные телеграм-каналы, Министерство проникало напрямую в мозг человека и формировало сознание. Большой Брат больше не смотрел с плакатов, газет и телекранов. Большой Брат был теперь в каждом из нас…».
Аллюзия на роман-антиутопию Дж. Оруэлла «1984»
Кадр из кинофильма «1984» (реж. М.Редфорд)
Впрочем, не стоит волноваться. Пожалуй, я слегка преувеличил масштаб проблемы. В конце концов, во все времена определенная часть политически активных граждан испытывала непреодолимое желание промыть мозги основной массе населения. Это неизбежно вызывало аллергическую реакцию наиболее продвинутой публики, которая изобретала свои способы противодействия. В средневековье ответом на тотальный промыв мозга католической церковью стали шуты и памфлеты. В ХХ веке самиздат вполне успешно противостоял пропаганде режима. Нечто подобное несложно отыскать в любой исторической эпохе. А как обстоят дела в наши дни?
На самом деле все очень просто. Не так давно основным способом «прокачивания» мозгов наиболее продвинутой публики стали бесчисленные телеграм-каналы. Ученые-теоретики здесь бы пустились в пространные рассуждения о четырех стадиях трансформации СМИ и зарождении конвергентных масс-медиа как вершине эволюции медийного мира. Но все это можно объяснить и русскими словами. Проще говоря, СМИ из активного генератора информационного потока превратились в его принудительного поставщика. Сегодня потребитель получает информацию, не открывая «новость». Читатель узнает о событии из СМИ, фактически не открывая его – только лишь читая саммари или превью из ссылки в телеграм-канале.
Telegram
Активно включенная в политику псковская общественность накануне узнала о том, что глава города Иван Цецерский не устоял перед соблазном и завел-таки собственный телеграм-канал. Через несколько часов выяснилось, что это фейк, и ничего такого Иван Николаевич не заводил. Но к этому моменту многие успели ознакомиться с содержанием канала и, зная особенности потока сознания главы города, готовы были поручиться, что наконец-то Иван Николаевич перестал сдерживаться и излил душу. Дело зашло так далеко, что пресс-служба главы вынуждена была экстренно завести официальный телеграм-канал, чтобы унять бушующие медиа-страсти…
Это всего лишь эпизод. Индустрия телеграм-каналов сегодня готова удовлетворить любую возможную информационную потребность. Однако же Псков довольно долго находился на периферии тренда. Приход политических телеграм-каналов в наш регион совпал с назначением Михаила Ведерникова врио губернатора области. Не вижу смысла здесь лукавить и предполагать случайное совпадение. Совершенно очевидно, что активный и успешный в social media Михаил Ведерников не мог не акцентировать работу своей команды на самый актуальный сегодня тренд.
И вот, не прошло и полугода, а политические телеграм-каналы в регионе множатся как грибы после дождя. Анонимные, разумеется. Такой подход видится совершенно логичным и обоснованным. Не секрет, основные региональные СМИ сегодня довольно жестко ассоциируются с конкретными силами и даже лицами, что не дает возможности активно предлагать инсайдерскую информацию и оказывать дополнительное влияние на массы. А вот «новые медиа» в лице «ботов» и анонимных телеграм-каналов не только порождают массу слухов и домыслов, но и активно «прокачивают» участников политического процесса.
«Бот» (иллюстративное фото)
Что сказать, на первый взгляд, изобилие имеет место. Только подписывайся и будь в курсе последних актуальных событий, версий, слухов, получай оперативную инсайдерскую информацию и всевозможную аналитику происходящего в псковской политике. Более того, всегда найдутся те, кто тебя подпишет на телеграм-канал без твоего особого согласия. Если бы не одно «но». Точнее не одно, а целых три.
Прежде всего, надо отметить, что почти все каналы весьма недвусмысленно «топят за Ведерникова». С большей или меньшей степенью очевидности этим занимаются «Воробей», «Скобаристан» и «Скобария». «Псковский пылесос» функционирует исключительно в качестве агрегатора информации различных местных ресурсов, вероятно, с целью общего мониторинга ситуации, поэтому политической окраски не демонстрирует и интереса не представляет. «Довмонтова грамота», пожалуй, единственный сегодня ресурс, демонстративно не акцентирующий внимание на врио губернатора.
Такой расклад вплотную подводит нас к самому интересному – кто создал эти каналы, и кто за ними скрывается. Ну что же, попробуем сорвать с них маску анонимуса. Сразу замечу, что это не более чем мои субъективные рассуждения.
Маска Анонимуса
Начнем с каналов «Скобаристан» и «Скобария». Тут следует отметить, что подобные названия вряд ли могли прийти в голову коренному псковичу. Ассоциативный ряд на основе «скобаря» интуитивно выстраивается у людей приезжих, в жизнь которых Псков вошел недавно и, скорее всего, достаточно неожиданно. Поэтому предположу, что эти два канала – детища людей, очень близких к команде врио губернатора либо его активных симпатизантов. Уместно вспомнить, что первые дни Михаила Ведерникова в Пскове активно освещались сторонним инстаграм-каналом @PSKOV_ZA, что для автора канала капитализировалось в членство в молодежном парламенте области. Материал в упомянутых каналах подается исключительно через призму демонстрации лояльности Михаилу Ведерникову. Надеюсь, со временем они более глубоко интегрируются в местные реалии и перестанут использовать в повседневной деятельности шаблонные «скобаристаны».
«Воробей» от первых двух существенно отличается по манере подачи материала, при этом также находится в русле поддержки линии врио губернатора. Канал демонстрирует достаточно глубокое понимание «псковской шахматной доски». Большое внимание уделено подводным течениям в самом Пскове. Очевидно, автор не первый год участвует в политической жизни региона и обладает хорошими источниками информации. Канал аккуратно «обсуждает» всех участников регионального политбомонда – А.Козловского, А.Котова, А.Братчикова, И.Цецерского, Я.Лузина. Трудно говорить о степени его близости к команде Михаила Ведерникова, но можно утверждать, что он пытается активно формировать повестку и привлекать внимание к тем или иным темам и персонам, в том числе внимание команды врио губернатора. При этом в большей степени «обсуждается» персона Ивана Цецерского.
«Довмонтова грамота» всеми силами пытается погрузить нас в мутные воды и подводные течения псковской политики. Делается умышленный акцент на доступ к инсайдерской информации, предвосхищаются сенсации и разъясняются «внутренние расклады». Честно говоря, этот канал мне довольно сильно напомнил некоторые материалы «Антикоррупционного фронта» Михаила Гавунаса. Или показалось;)?
Михаил Гавунас
Так или иначе, можно было бы говорить о выходе политтехнологий в Пскове на новый качественный уровень, если бы не одна очевидная беда. За прекрасной и ультрасовременной идеей невооруженным глазом видна крайне неубедительная реализация. Ведь телеграм-каналы были призваны, по сути, заменить традиционную подачу медийного материала. Другими словами, переманить аудиторию от газет, телевизора, интернет-порталов и тд.
Теперь взглянем на аудиторию псковских каналов. Здесь мы подходим к третьему «но». «Воробей» – 102 читателя. «Скобаристан» – 94. «Скобария» – 20. «Довмонтова грамота» – 40. Друзья, ну если так и дальше пойдет, то это сгодится разве что для тоскливого отчета в Росстат. Для кого вы стараетесь, если максимальная суточная аудитория вашего ресурса равна числу читателей в библиотеке небольшого райцентра? Тут надо добавить, что псковские телеграм-каналы пока не научились генерировать такой контент, который пользовался бы успехом у сторонних ресурсов и провоцировал на репосты. Увы, до этого совсем далеко.
К сказанному следует добавить, что псковское поле анонимных телеграм-каналов сегодня фактически монополизировано ресурсами, ангажированными властью. Странно, но в то же время и показательно, что оппозиция, денно и нощно рассуждающая о провластной монополии в СМИ и невозможности пробиться к народу, даже не пытается использовать данный канал связи и донесения информации. Что лишний раз доказывает ее инертность и неспособность ответить на вызовы времени.
Между тем, совсем еще недавняя псковская история помнит, по сути, аналогичные анонимные противостояния начала 2000-х годов, когда битва анонимных ресурсов в значительной степени определила судьбу губернаторского кресла в 2004 году. Многие, вероятно, помнят эпические битвы в виртуальном пространстве «Зеленого сайта», который связывают с командой Михаила Кузнецова, и «ПолитПскова» Евгения Михайлова, «Забав простолюдина» и «Скотного двора». Те времена давно канули в лету. Но история имеет свойство повторяться, и на новом витке спирали мы снова погружаемся в пучину баттлов между анонимными ресурсами. Вот только до героев былых времен, равно как и до роли интернет-ресурсов в региональной политике, этим «троянским коням» еще расти и расти…
Константин Калиниченко