В ночь с 7 на 8 апреля в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Великие Луки епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Пасхальные богослужения - полунощницу, крестный ход, пасхальную заутреню и праздничную Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе епархии, ему сослужили: ключарь Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки протоиерей Сергий Матвеев; секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев); клирики Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки иерей Сергий Микулич, иерей Роман Донец и иерей Евгений Глухоедов. Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского Епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).
По сложившейся многолетней традиции Пасхальное богослужение посетили руководители администрации города Великие Луки.
За богослужением пел хор Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Великие Луки, регент Ольга Смольченкова.
Богослужение началось с совершения полунощницы с каноном Великой субботы, во время которой Плащаница из центра собора была перенесена на престол. Затем начался Пасхальный крестный ход вокруг городского квартала, где находится Свято-Вознесенский кафедральный собор. Во время крестного хода было совершено пение пасхального канона, после чего со ступеней храма архипастырь зачитал «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения» Святителя Иоанна Златоустого. При пении стихир Пасхи духовенство и верующие вошли в собор, где завершилась утреня.
По пасхальном отпусте заутрени начались пасхальные часы, а затем Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста, совершенная по Пасхальному чину, собрала многочисленных богомольцев у Святого Причастия, усилив духовную радость праздника у каждого встретившегося в этом великом Таинстве с Самим Христом.
По запричастном стихе секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев) огласил Пасхальные послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященнейшего Сергия, епископа Великолукского и Невельского.
После заамвонной молитвы епископ Сергий освятил артос и поздравил участников богослужения с праздником Воскресения Христова.
По окончании богослужения состоялось освящение куличей, пасок, яиц, вина и других продуктов для праздничной трапезы. Щедрое окропление святой водой пасхальных приношений вызывало искреннюю радость верующих, собравшихся в эту святую ночь прославить Воскресшего Спасителя.
Напомним, что Пасхальная служба традиционно начинается с чтения книги Деяний святых апостолов, в которой рассказывается об основании и развитии Церкви Христовой в первые тридцать лет её существования после Вознесения Господа Иисуса Христа. Далее совершается Пасхальная полунощница, во время которой Плащаница Спасителя заносится в алтарь и возлагается на престоле храма. Ровно в полночь начинается Пасхальный Крестный ход. Шествие вокруг храма с зажженными свечами совершается в воспоминание о том, как две тысячи лет назад жены мироносицы шли ко гробу, чтобы умастить бездыханное тело Господа Иисуса благовонными маслами и нашли гроб пустым, а Господа - воскресшим. Крестный ход, обойдя храм, возвращается к закрытым дверям пустого храма, который символизирует гроб Господень, а запертые двери - камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру.
За пасхальной утренней следует Божественная литургия. Если служение совершают несколько священников, то по древнему обычаю Евангелие на литургии читается на нескольких языках, древних и современных: это символизирует собою обращенную ко всем народам апостольскую проповедь.
В конце пасхальной Божественной литургии совершается освящение артоса. Артосом (по-гречески - «хлеб») мы называем особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении пасхальной недели артос находится в храме, выносится на крестные ходы, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.
Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») - в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо. В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прихождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Пасха Христова - торжество из торжеств, об этом, в частности, говорит в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый.
Кроме исторического, у Пасхи есть еще и эсхатологическое значение, то есть относящееся к «веку будущей жизни». В Таинстве Крещения человек умирает и воскресает вместе со Христом для вечной жизни, но мы видим, что вся жизнь человека является как бы продолжающимся крещением: в течение жизни мы «ежедневно умираем» в борьбе с грехом, а «окончательно» воскреснем в День всеобщего воскресения, после которого смерти уже не будет. И те из нас, кто будет со Христом в Его Царстве, будут участниками «брачного пира Христа и Его Церкви» - вечно длящейся Пасхи.