Общество

Виктор Остренко: Говоря об изменениях в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», мы думаем о разрушающихся памятниках истории и культуры

03.10.2018 13:05|ПсковКомментариев: 10

На минувшей сессии депутаты Псковского областного Собрания одобрили инициативу, направленную на сохранение объектов культурного наследия.  Памятники культуры, которыми изобилует Псковская область, зачастую находятся в неудовлетворительном состоянии. На сегодняшний день законодательство позволяет приватизировать такие объекты на льготных условиях, с целью их последующего восстановления. Но есть фактор, сдерживающий эту возможность. Инициатором совершенствования федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества выступил вице-спикер Псковского областного Собрания Виктор Остренко. Он рассказал Псковской Ленте Новостей о том, каким образом региональная инициатива будет работать в случае ее одобрения на федеральном уровне. 

- Виктор Владимирович, вы выступили инициатором изменений в федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Расскажите, в чем суть инициативы?

- При том, что поправки мы предлагаем вносить в Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», инициатива Псковского областного Собрания прежде всего направлена на сохранение памятников истории и культуры нашей страны.

Большая часть объектов культурного наследия находится в государственной и муниципальной собственности. Зачастую недостаточность бюджетных средств не позволяет обеспечить памятникам должную сохранность.

Один из возможных инструментов в этом направлении — это привлечение частных инвестиций. В действующем федеральном законе эта идея реализована и представлена в качестве нормы, которая дает право приватизировать на льготных условиях объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, с целью последующей их реставрации и приспособления для использования.

Мера позитивная, однако практически неработающая...

- Так часто бывает - задумано хорошо, но не работает... В чем причины такого положения дел?

- Чтобы использовать эту норму федерального закона, орган власти, который сегодня распоряжается государственным или муниципальным имуществом, должен запустить конкурсную процедуру при наличии разработанной проектной документации. Но пока эскизного проекта реставрации объекта нет, применить эту норму невозможно. Теоретически все верно.

То есть, как это должно работать в идеале. Мы видим, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. Мы беремся за бюджетные средства разрабатывать проектную документацию. Разработали, потратили несколько миллионов рублей, выставили на торги по льготной цене за 1 рубль. Инвестор нашелся, выполнил требования, предусмотренные проектом реставрации, приспособил объект под свои хозяйственные цели и эксплуатирует. Таким образом, объект культурного наследия сохранен, и идея законодательного акта воплощена.

Что происходит на практике. Разработали проектную документацию, выставили объект на торги, а на эти торги никто не вышел. Из разных соображений, не будем вдаваться по каким причинам, просто объект сегодня оказался не интересен для вложения частных инвестиций.  Через три года документация утратила свою силу, ее нужно обновлять. По сути, государственный орган по охране объектов культурного наследия, выполнивший функции заказчика такого проекта, снова должен тратить средства на актуализацию документации. И опять, возможно, вхолостую.

Может быть еще одна история. Частный инвестор приватизирует объект культурного наследия, но разработанный проект реставрации не будет учитывать специфику его дальнейшего приспособления. В таком случае придется готовить новый проект или переделывать существующий с учетом особенностей дальнейшей эксплуатации объекта. Бюджетные средства в этом случае будут затрачены неэффективно.

При ограниченности бюджетных средств в сфере обеспечения сохранения объектов культурного наследия, такие виды работ будут осуществляться в последнюю очередь.

- Что предлагает областное Собрание?

- Мы предлагаем своей инициативой закрепить следующую возможность: если на объект культурного наследия, который находится в неудовлетворительном состоянии, в течение последних трех лет не была разработана проектная документация, то заинтересованное лицо, выступая инициатором торгов, может самостоятельно заказать проектную документацию. Все работы в этом случае будут сделаны за счет инвестора в том виде, в котором он видит приспособление этого объекта, не нарушая требований охранного обязательства. Затем он передает проект на согласование в госорган, который, в свою очередь, предлагает объект к последующей приватизации и запускается конкурсная процедура. Стоимость проектных работ фактически и будет являться стартовой стоимостью для начала проведения аукциона по приватизации данных объектов. Таким образом, мы расширяем вариативность принятия решения при привлечении частных инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия.

- Насколько данная тема актуальна для Псковской области? Можете привести конкретные примеры, какие памятники могли бы быть предоставлены инвесторам на таких условиях?

- У нас в регионе несколько тысяч объектов культурного наследия, и значительная часть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Можно назвать наиболее значимые – Дом Марины Мнишек, Дом предводителя дворянства, Дом Печенко, Солодежня, Дом Батова. У каждого объекта своя история, но ни один из них на сегодняшний день не запущен в хозяйственный оборот. Практически каждый из этих объектов, не имея «хозяина», находится в зоне риска, если не сказать жестче.

Как вы думаете, найдутся инвесторы, которые готовы не только приобрести памятник культуры со всеми обременениями, но взять на себя еще и дорогостоящее изготовление проектной документации?

- Конечно, это работает уже сейчас, но несколько в ином ракурсе. В Пскове объектами культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, являются дома, которые пошли под расселение. Это частная собственность, там не надо проводить никаких аукционов. Для их восстановления похожую процедуру по подготовке и согласованию проектной документации, уже сейчас проходят собственники этих домов. Собственник может на свое усмотрение приспосабливать их под жилые или нежилые помещения. Так, как он видит его дальнейшее использование. Вся финансовая нагрузка, связанная с изготовлением проектной документации, ложится на собственника. Вот и вопрос, почему не предусмотреть аналогичную возможность и для потенциально готовых к приватизации объектам государственной и муниципальной собственности?

- На ваш взгляд, какова возможность прохождения инициативы на федеральном уровне? На сессии приводилась информация, что всего 5-7% законопроектов из регионов доходят до голосования в Госдуме.

- Я не могу судить о том, как будет организована работа на уровне Федерального Собрания. Эта инициатива обсуждалась с коллегами из парламентов Северо-Запада в рамках постоянного комитета Парламентской Ассоциации по культурной политике и туризму. Наши коллеги единогласно ее поддержали. Мы подготовили поправки в федеральный закон, Псковское областное Собрание выступило автором законодательной инициативы. Далее мы будем работать с профильным комитетом Государственной Думы, с депутатами, которые представляют Псковскую область и субъекты Северо-Запада. Здесь нельзя строить прогнозов: поддержат - не поддержат. Конечно, здесь не последнюю роль сыграет позиция Министерства культуры РФ. Эта работа организована в рамках межпарламентского взаимодействия. Уверен, она в любом случае принесет свои плоды.

Беседовала Илона Васильева 

Пресс-портрет
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 131 человек