Цифровые технологии будут все шире использоваться для повышения качества оказания госуслуг, а в будущем они будут предоставляться в «один клик». Как сообщает Интерфакс, такой прогноз сделал заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов на пленарном заседании конференции «Приоритеты регионов: контроль, госуслуги, цифровизация и развитие МСП».
«Мы считаем, что абсолютно реальной является картина, когда государственная услуга может оказываться в один клик. Большинство услуг связаны с тем, чтобы проанализировать, имеет ли право тот или иной субъект на получение от государства, например, каких-то социальных выплат. Что для этого нужно? Понять соответствует ли он определенным параметрам, причем зачастую это параметры, на которые можно ответить «да» или «нет». И данные, которые позволяют принять это решение, могут содержаться в цифровом виде в государственных реестрах. Если система будет обращаться за этим данными в онлайн-режиме, получать автоматический ответ, то услуга может оказываться в один клик, и это абсолютно реальная ситуация и это реальность, к которой мы можем прийти достаточно скоро», - сказал он.
Замминистра отметил, что пока не решена проблема того, что госреестры хранят цифровые юридически значимые данные. Поэтому «одной из важнейших задач для федерального уровня является внедрение так называемой реестровой модели оказания государственных услуг». Эта модель подразумевает, что по результатам предоставления каждой госуслуги не выдается бумага, а вносится запись в госреестр и эта запись имеет юридическое значение. На федеральном уровне опыт внедрения этой модели имеется в Росаккредитации, ФНС и Росреестре.
«Мы считаем, что такая же модель должна применяться абсолютно по всем региональным государственным услугам», - убежден замминистра.
Шипов напомнил, что в настоящее время есть возможность оказания услуг «по жизненной ситуации», а не по заявлениям граждан. В качестве примера, он привел рождение ребенка, когда государство автоматически имеет информацию о его рождении и может предоставить необходимые льготы и пособия без заявлений. Такая схема уже реализуется на федеральном уровне по отдельным видам госуслуг, в частности, по такому принципу выдается СНИЛС.
«Считаем, что оказание услуг «по жизненным ситуациям» - это будущее. В рамках программы «Цифровая экономика» уже сейчас заложены планы по переводу типовых услуг на жизненные ситуации», - подчеркнул он, добавив, что развитие госуслуг должно происходить по принципу многоканальности.
По его словам, среднее время ожидания в очереди в многофункциональных центрах в 2018 году, по предварительным оценкам, составит 15 минут, что ниже показателя 2017 года.
Однако, по мнению Саввы Шипова, произошедшие изменения являются «очень серьезным вызовом». Он пояснил, что граждане привыкают к определенному уровню качества госуслуги, и становится все сложнее это качество повышать. Поэтому необходимо использовать современные цифровые технологии для дальнейшего развития.