Общество

Если реклама - лицо города, то в Пскове - это рожа

28.11.2018 10:31|ПсковКомментариев: 75

До Международных Ганзейских дней в Пскове осталось чуть больше 200 дней. Не будем сейчас рассуждать о готовности города к такому масштабному мероприятию с организационной точки зрения, хотя предмет для серьезного разговора в этом отношении, безусловно, есть. Давайте просто окинем областной центр беспристрастным взглядом. Что мы видим? Плохие дороги, разваливающиеся объекты исторического наследия, сомнительные градостроительные решения в виде вездесущих заборов, грязища в межсезонье, пылища летом и… толстый слой разномастной рекламы сверху.

Придираемся? Давайте посмотрим, что написали в комментариях к записи известного блогера Ильи Варламова в Инстаграме, который включил Псков в список 10 самых красивых мест России, псковичи и гости города. Лестная оценка путешественника не нашла поддержки у большинства комментаторов. Вспомнили и про стаи бродячих собак, и про обилие мусора, и про заросли борщевика чуть ли не на центральных улицах, и про разбитые тротуары и ступени, и про провинциальные нелепые рынки, торгующие ширпотребом. Это еще не все. Туристы пишут, что в Пскове им было откровенно скучно, а самым ярким впечатлением становится «обилие уродливой рекламы».

У нас тем временем проходят многочисленные оргкомитеты, чиновники старательно представляют какие-то эпичные планы, рассказывают о создании десятков(!) рабочих групп, переносе выпускных, обсуждают с серьезной миной вопросы торговли спиртным во время не то Олимпиады выходного дня, не то рынка всероссийского масштаба… Да как ни назови, но куда в конечном итоге приедут наши гости? Не появится ли у них ощущения, что они приехали не в древний город с богатой историей, а в уездный город-шалман?

Посмотрите на наше городское пространство, оно практически полностью оккупировано рекламой без остатка. На каждом шагу можно встретить если не баннер, то растяжку, а если не растяжку, так штендер. Рекламными листовками заклеены остановки, двери подъездов, фонарные столбы и даже деревья, а фасады домов загромождены безвкусными вывесками, за которыми порой и здания-то не видно. В том числе, и в центре города. Да что там говорить, даже на площадь Ленина, визитную карточку Пскова, без слез не взглянешь.

Понятно, что назойливость рекламы - ее главный конек. Однако, пусть тонкая, но все же грань между информированием и хаосом должна соблюдаться. Особенно с учетом приближающейся Ганзы. Но пока наш город вполне может претендовать на звание областного центра безвкусицы, а при взгляде на местные вывески, рекламные конструкции и оформление витрин можно подумать, что 90-е годы у нас все еще не закончились.

Покажи мне свою рекламу, и я скажу, кто ты

У псковичей, пожалуй, взгляд уже «замылился». В потоке будней многие уже не обращают внимания, что наш красивый древний город практически исчез в безобразных разномастных вывесках, плакатах и баннерах.

Взгляните на эти снимки. Узнаете? Сложно поверить, но все это не поселок городского типа в постперестроечный период, а областной центр XXI века с богатым историческим наследием. И это не улочки в спальных микрорайонах, это центральные артерии города, по которым гуляют, в том числе, туристы и… лицезрят. Неужели нам за это не стыдно?

Изумляет все: и полное отсутствие вкуса, и качество исполнения, и состояние псковской «наружки». Складывается ощущение, что предприниматели просто не любят наш город. В попытке заявить о себе как можно громче, они забывают, что вывеска или рекламный баннер - это лицо их бизнеса. Так вот большинство из них, простите, хочется назвать не лицом, а рожей.

Думаете, владельцы магазинчиков и разнообразных фирм задумываются о том, что при дизайне вывески необходимо учитывать особенности архитектуры здания, которому «повезло» с «квартирантами»? Возможно, единицы. Большинство без тени сомнения закрывают дешевыми примитивными лайтбоксами (так называемыми световыми коробами) архитектурные элементы исторических фасадов, а вершиной их «творчества» становятся истрепанные грязные вывески из баннерной ткани, привязанные к перилам. Большего дурновкусия и придумать нельзя. Зато дешево.

Еще один странный тренд - наглухо заклеенные витрины. Почему владельцы торговых точек считают, что это привлекает посетителей - непонятно. Порой это выглядит так, как будто в здании ведется ремонт или оно вообще заброшено. Присовокупите к этому немытые стекла, неравномерно покрашенные стены, грязные следы от оборванных объявлений и абсолютную визуальную какофонию вывесок. И это будет привычный для центра городской пейзаж.

Дополняют картину навязанные по всему городу подобно злым псам на цепи ржавые штендеры, покосившиеся сити-форматы, облупившиеся тумбы и непонятно кем согласованные конструкции, которым сложно подобрать благозвучное описание. Воистину Ганзейская красота! Сразу видно, что Псков - город богатых торговых традиций.

Не менее плачевно обстоит ситуация и с рекламными конструкциями в городе. В Пскове около двух сотен билбордов и даже с большой натяжкой сложно сказать, что они его украшают. Отметим только, что недавно на главных улицах областного центра провели солидную зачистку назойливых, а главное, не очень законных сити-форматов. Хорошее начинание!

Так уж получилось, что оформление нашего города зависит от предпринимателей, которые подошли к этой задаче нетривиально - кто во что горазд. Большинство вывесок сделано по принципу «дешево и сердито», к тому же редко кто следит за их состоянием: глаз постоянно натыкается на грязные лайтбоксы, оторванные и зажеванные баннеры, упавшие «без чувств» штендеры, которые никто не торопится поднимать. А мы еще просим предпринимателей облагородить территорию вокруг своих заведений. Их отношение к городу достаточно красноречиво отражается в «наружке».

Что говорит закон?

Допустим, взгляды на художественное исполнение местечковой рекламы - это чистой воды вкусовщина. Кого-то раздражает, а кому-то, чем черт не шутит, нравится. Некоторые даже размещают таким образом любовные послания и разнообразные поздравления в духе все тех же 90-х. Другое дело, вопрос уместности той или иной рекламной конструкции на конкретной площадке города, а главное, законность ее существования. Не просто же так существует говорящий сам за себя федеральной закон «О рекламе», который, вроде как, регламентирует любые ее формы, в том числе и наружные.

Закон, между прочим, неумолим: стоит конструкция по закону - ее владелец должен платить налоги в бюджет, установлена нелегально - под снос. Так быть должно, но по факту - срабатывает не всегда. У нас же закон - что дышло.

Например, руководитель псковского УФАС Ольга Милонаец в начале осени обратила внимание, что власти Пскова несколько лет не проводили аукцион на право размещения наружной рекламы. Срок действия старых договоров с арендаторами истек, но при этом сами рекламные конструкции никуда не делись. Сотрудники антимонопольного ведомства осмотрели почти с сотню городских рекламных мест и обнаружили, что почти на всех установлены отдельно стоящие рекламные конструкции с двумя поверхностями, при этом большая часть из них на момент осмотра использовалась для размещения рекламы незаконно.

В региональном УФАС даже завели дело о бездействии органов власти, заставив комитет по управлению муниципальным имуществом все-таки разыграть право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на торгах. Однако ни извещения, ни документация к аукционам не содержали информацию о том, что рекламные места… уже заняты. Все это похоже на анекдот, но участникам рынка, поверьте, было совсем не до смеха.

Потенциальным участникам конкурса, которые узнали о старых конструкциях, разумеется, стали возмущаться. В КУМИ не растерялись и предложили негодующим поставить баннеры рядом с уже занятыми местами, причем, как утверждают антимонопольщики, незаконно. Действительно, интересное предложение, особенно если учесть, что оно противоречит утвержденной городской схеме размещения рекламных конструкций.

Сотрудники УФАС попытались разобраться в ситуации и выяснили, что заниматься демонтажом незаконных конструкций, согласно существующим правилам, должны были прежние арендаторы, причем в течение десяти дней со дня прекращения действия договоров аренды. Поскольку предприниматели это правило проигнорировали, обязанность по демонтажу легла на город. Но профильный комитет даже не выдавал прежним арендаторам предписаний о сносе.

Неудивительно, что после жалоб на действия КУМИ города по организации и проведению аукционов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, УФАС оштрафовал экс-председателя городского КУМИ на 60 000 рублей, причем Псковский городской суд это решение поддержал.

Решило ли это проблему? Едва ли. Ольга Милонаец по-прежнему призывает рекламные распорки и раскладушки на площади Ленина, на улице Некрасова и стен кремля каждое утро собирать и отвозить в ангар. Пока рекламщикам не надоест их незаконно устанавливать. Да и правила размещения штендеров, табличек и информационных щитов с рекламой в Пскове, по ее словам, до сих пор не утверждены. А надо бы.

К порядку!

Навести порядок на рынке наружной рекламы в Пскове призывает и депутат Псковской городской Думы («Справедливая Россия») Олег Брячак. С таким предложением он, в частности выступил на внеочередной сессии гордумы в сентябре.

«Не за горами Ганза, и мы видим, что много рекламных конструкций незаконно стоят и портят вид города. Надо незамедлительно наводить порядок в этом вопросе», - заявил парламентарий. Кроме того, подчеркнул он, на рынке наружной рекламы в Пскове действует мошенническая схема, когда «компания выигрывает конкурс на размещение рекламных конструкций, реально деньги не платит, но рекламу размещает и за счет этого обогащается». «Предлагаю навести в этом вопросе порядок совместно с администрацией», - призвал Олег Брячак.

Справедливости ради надо сказать - активная работа по легализации рынка наружной рекламы в Пскове ведется уже давно. Есть даже свои плоды. На сегодняшний день во всех районах утверждены схемы размещения рекламных конструкций, а это далось очень нелегко. Правда, в Пскове, как отмечала Ольга Милонаец на одном из отчетных заседаний, схеме соответствуют только 80% объектов. Соответственно, все еще 20% не имеют разрешений.

В общем, есть еще над чем поработать. К примеру, в Пскове отсутствует нормативно-правовой акт, который позволял бы размещать какие-то временные рекламные конструкции. Когда в город приезжает на три дня, например, цирк, то для него размещение на статичных баннерах - это слишком дорого и нецелесообразно, а другой альтернативы у нас они не видят. Вот и появляются листовки на столбах, на заборах, на остановках, да на всем чем угодно.

Тот же передвижной цирк, приезжая, скажем, в Краснодар, идет в органы местной власти, платит определенную сумму и получает разрешение на временное распространение рекламных плакатов и афиш в строго определенных местах. У нас же в городе такая система просто не выстроена.

Что касается тотальной безвкусицы, то здесь корень зла псковской наружной рекламы - в отсутствии четко разработанной концепции, дизайн-кода, если хотите. Отсюда результат - визуальный «беспредел» в городе. Можно долго говорить о том, что вкус у предпринимателей надо воспитывать, но все мы понимаем, что выберет бизнес между «стильно и красиво» и «что подешевле», даже если будет понимать, как для города лучше.

Поэтому необходимо на уровне нормативов четко прописать (ну или хотя бы строго рекомендовать), чем можно обезображивать фасады и улицы, а чем - нельзя. Раз уж без рекламы совсем нельзя. Не лишать же торговлю ее двигателя?

Насколько нам известно, такая работа в стенах городской администрации уже ведется. Здесь всерьез озаботились и размещением вывесок в городе, и объектов нестационарной торговли, и рекламных конструкций, и даже уличной мебели. Дело, безусловно, важное, хоть и взялись за него явно с опозданием. Многие российские города уже давно успели такими бренд-буками обзавестись. И теперь с переменными успехом их внедряют. Но лучше поздно, чем никогда.

И еще один важный момент - такой документ не должен стать просто красивой брошюрой, на которую предприниматели посмотрят, подумают, что «да, действительно, так было бы неплохо», и отправятся дальше баннеры на перила навязывать. Рекомендации рекомендациями, но хотелось бы увидеть и строгие правила, и четко прописанные наказания за их нарушения.

Можно сколько угодно развивать транспортную доступность нашего региона, строить новые комфортабельные отели, повышать культуру обслуживания в псковских ресторанах и кафе, продумывать новые туристические маршруты и реконструировать улицы. Все это все равно не поможет сгладить тот эффект визуального ужаса, который может испытать посетивший Псков турист. Захочется ли ему после этого возвращаться? Станет ли он рекомендовать наш город для посещения другим?

Да и нам из 90-х давно пора выбираться.

Алексей Овчинников

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 286 человек