Незаконная предпринимательская деятельность в историческом центре Пскова стала одной из тем эфира на радио «Эхо Москвы в Пскове» 26 декабря. Гость студии, председатель Псковского областного Собрания Александр Котов высказал свое мнение по вопросам, которые в последнее время бурно обсуждаются общественностью Пскова. В частности, речь идет о выросшем на ул. Карла Маркса заборе с загадочной табличкой «Смотровая площадка», а также реконструкции известного в Пскове магазина «Стекляшка». Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы программы «Обратный отсчет».
Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Ольга Миронович. Александр Алексеевич, хочу спросить, как вы относитесь к тому, что не выполняется постановление Псковского областного Собрания от 2013 года о зоне охраняемого ландшафта Псковского Кремля. В ноябре в этой зоне на улице Карла Маркса, напротив общежития ПсковГУ появился забор из металлических панелей. Арендатор участка уверяет, что он забор со всеми инстанциями согласовал. Органы охраны памятников не видят в этом заборе ничего противозаконного. В чем проблема? Может быть, постановление получилось невнятное? Или все-таки органы исполнительной власти его саботируют?
Александр Котов: Спасибо, Ольга. Действительно, постановление Псковского областного Собрания об утверждении зон охраны Псковского Кремля было принято. На мой взгляд, там ничего противоречивого нет. Там все четко расписано, что разрешается и что запрещается в границах этих зон делать. Что касается площадки, которая огорожена забором, то ее оборудование точно противоречит постановлению Псковского областного Собрания депутатов, поскольку эта территория входит в зону охраняемого природного ландшафта, как совершенно справедливо заметила Ольга. В этой зоне не разрешается никаких временных строений и сооружений, парковок. Видимо, огорожена площадка была с той целью, чтобы организовать там платную парковку. Сейчас эта территория обозначена как смотровая площадка. На мой взгляд, это достаточно смешно.
Константин Калиниченко: Не совсем понятно, куда смотреть.
Александр Котов: Да. Куда смотреть, находясь за забором, и что там будет за вид. На мой взгляд, это незаконно. Конечно, можно дать этому соответствующую юридическую оценку. Псковское областное Собрание следит за выполнением своих постановлений. У нас были обращения граждан, в том числе и по этому вопросу. Также были обращения по Финскому парку, по набережной Псковы у Троицкого моста. Нами были направлены соответствующие обращения. Мне кажется, что здесь и поведение арендатора площадки выглядит странно. Рассчитывать на то, что ему позволят там осуществлять какие-то предпринимательские шаги, достаточно наивно. И, с моей точки зрения, странным выглядит поведение нашего комитета по охране объектов культурного наследия и городских властей. Им нужно более тесно сотрудничать в этом плане и приводить в порядок эту территорию, чтобы не было нарушений нашего областного законодательства. Очень надеюсь на то, что в ближайшее время соответствующие шаги со стороны комитета по охране объектов культурного наследия будут предприняты, и нарушение будет устранено. Если этого сделано не будет, мы вынуждены будем привлекать для этих целей контролирующие надзорные органы федерального уровня. В частности, начнем с прокуратуры.
Константин Калиниченко: На прошлой неделе добавилась еще одна тема с магазином, который в Пскове известен как «Стекляшка». Сейчас он ремонтируется и оформляется в корпоративных цветах одной из известных торговых сетей. И выглядит это все как «колхоз» в плохом смысле. У меня большие сомнения, что комитет, который должен выдавать предписания, как-то самостоятельно активизируется. Мне кажется, чем раньше в отношении ответственных чиновников прокуратура заработает, тем быстрее начнет решаться и проблема «Стекляшки», и проблема Финского парка, и проблема батутов. Может, это вообще наша ментальная черта - пока прокуратура не начала «ковырять», мы будем надеяться на то, что нам «позволят там вести какую-то коммерческую деятельность»?
Александр Котов: Я бы хотел сказать несколько слов и в защиту нашего комитета по охране объектов культурного наследия. Они определенную работу все-таки в Финском парке провели.
Константин Калиниченко: Мне кажется, если бы вы не активизировали их, они бы никакой работы не провели...
Александр Котов: Возможно. Но мне все-таки хочется верить в то, что поводом был не толчок извне, а желание выполнять свои полномочия добросовестно. Соответствующие предписания были выданы, и нестационарные объекты, которые занимались предоставлением услуг развлекательного характера, были убраны. Правда, не все и не до конца. Поскольку в наш адрес были обращения граждан, мы за этим внимательно следим и обязательно добьемся того, чтобы постановления Псковского областного Собрания выполнялись. Поэтому комитет работает. Но хотелось бы, чтобы они все-таки своевременно реагировали.
В «Стекляшке», о которой вы говорите, начали проводить капитальный ремонт там, где будет размещен магазин. Пока они не наклеили там рекламу огурцов и помидоров, наверное, лучше их от этого предостеречь. Выписать соответствующее предписание и объяснить, как они могут проводить эту реконструкцию. Это немного другая охранная зона – зона регулируемой застройки. Там тоже четко расписано, что можно, а чего нельзя. Размещение рекламных конструкций там запрещено, как и изменение конструкции фасадов, и применение современных материалов вроде сайдинга. Я думаю, что хозяева магазина об этом знают, очень на это надеюсь. А если не знают, то комитету по охране объектов культурного наследия следует быстрее выдать предписание, чтобы люди не понесли напрасных затрат и не срывали бы потом лихорадочно эту рекламу огурцов и помидоров.
Константин Калиниченко: Александр Алексеевич, в качестве «вишенки на торте» из батутов и пластиковых наклеек - коней-то из города погонят? Насколько я понимаю, вопрос находится на контроле и уже практически рассматривался областным Собранием, но тут вмешался федеральный законодатель.
Александр Котов: Вы меня окунаете в городские проблемы. Наверное, это в большей степени полномочия городских властей и нашего комитета, о котором я уже говорил. Псковское областное Собрание отвечает за законодательную часть. Еще раз повторю, что постановлением определены зоны охраны Кремля. В данном случае речь идет о территории Детского парка. Если даже отвлечься от юридической части этого вопроса, Детский парк и кони – это несовместимые вещи. Наверное, детям интересно покататься на лошадях, никто спорить не будет. Но это нужно делать в специально оборудованном месте с соблюдением правил безопасности и ветеринарных требований. В парке находятся дети, а когда по этому парку проходишь и чувствуешь запах лошадиной мочи – на мой взгляд, это с детьми никак не совмещается. Более того, это охранная зона и там тоже есть определенные требования, которые также нарушаются.
По поводу лошадей - если мы запретили и не можем добиться выполнения запрета, возникает вопрос об эффективности работы властей. В Собрание нашим депутатом был внесен законопроект, как раз касающийся этой проблемы. Мы пока его отложили, так как на выходе федеральный закон, который будет регламентировать в целом вопрос обращения с животными. Он как раз будет касаться и той проблемы, которую мы с вами обсуждаем. Если не все вопросы будут урегулированы, то в рамках своих полномочий по предметам совместного ведения мы дополнительные меры своим областным законодательством обязательно примем. Со своей стороны правила игры мы уже определили, и по ним уже можно принимать решения. Если нужно, примем дополнительные нормы и будем рассчитывать на то, что городские власти и контролирующие надзорные органы добросовестно выполнят свои обязанности.