В середине декабря 2018 года 12-летняя Таисия Перчикова обратилась в интернет-приемную Владимира Путина и попросила его подарить маме мотоблок или мини-трактор. Она объяснила, что без мотоблока им с мамой, которая работает медсестрой в две смены и получает зарплату чуть выше МРОТ, крайне трудно выживать в деревне, сообщает «Радио Свободы».
«У меня мама очень хорошая. Работает она в районной больнице в Себеже, в приемном покое. Зарплаты в больнице не хватает, она меньше МРОТ, поэтому мама работает на двух дежурствах. А еще мама помогает другим. Дома у нас живут козочки, мама привезла весной телочку. Ее зовут Карамелька. Я ее очень люблю. И мы надеемся, что она будет очень хорошей коровкой. Я помогаю маме по дому. Ухаживаю за козочками, курочками, телочкой. Работы очень много. Учусь я в обычной деревенской школе в 6-м классе, но не у себя в деревне. Здесь закрыли хорошую кирпичную двухэтажную школу. Говорят, что нас, школьников, стало очень мало и школу закрыли. Был и детский садик, его тоже закрыли. Ездить в школу надо далеко, почти 15 километров. Участвую в олимпиадах по предметам. Мне это очень нравится. Есть даже дипломы! Я очень люблю маму и вижу, как ей тяжело. Помогите пожалуйста, сделать маме подарок – мотоблок или мини-трактор. Чтобы маме было полегче и можно было бы лучше обрабатывать землю. За ней тоже надо ухаживать. Он очень нам нужен. У нас было бы больше грядок. И маме меньше пришлось бы работать лопатой, после дежурств, почти до потери сил. Я буду вам очень благодарна, если вы позвоните, и я смогу вам сама все рассказать. Мы будем очень вам рады, приезжайте к нам в гости, я покажу вам своих питомцев и свои дипломы», – написала главе государства двенадцатилетняя девочка.
По данным издания, когда обращение Таисии к президенту из Москвы спустили на местный уровень, начальство в районной больнице отчитало ее маму-медсестру, а соцработники напомнили об отсутствии регистрации по месту жительства. При этом из приемной президента РФ так автору письма никто и не ответил.
Елена Перчикова, мать девочки, рассказала, что о планах дочери ничего не знала. «Я на работе – и вдруг получаю на телефон сообщение: «Ваше обращение к президенту РФ Владимиру Путину перенаправлено в Государственное управление образования Псковской области». Удивилась, ведь я никому не писала. А потом увидела, что речь идет о Перчиковой Т. К., а я – Е. А., Ругать ребенка не стала, но попросила в следующий раз предупреждать о диалогах такого уровня», - поделилась она.
По словам Елены Перчиковой, она переехала с дочерью в себежскую деревню из Ленинградской области в 2018 году. «Устали жить на съемном жилье, вкладываться в чужое, - объяснила Елена Перчикова, - а накопить смогли только на себежскую деревеню. Небольшой деревянный в Томсине стоил 350 тысяч рублей». Здесь всего пара комнат, маленькая кухня и туалет. Дом отапливается двумя печками. На дровах экономят: берут горбыль и сами пилят. Бани, ванной и горячей воды нет: вместо них – чайник и тазик с ковшиком.
Помимо дома, который еще не до конца оформлен на Перчиковых, в собственности у семьи – только животные. Глава семьи в шутку называет их «недвижимым имуществом» и рассказывает, что ни мебели, ни одежды они здесь не покупали: денег не хватает. В гостиной – стенка 80-х годов, небольшой диван, уголок с иконами и Тасин письменный стол с главным богатством – простеньким компьютером, с которого девочка и отправила Путину письмо.
Таисия рассказала, что написать письмо президенту ее подтолкнул репортаж, увиденный на одном из телеканалов. «Я по телевизору увидела, что школе, где было 33 ребенка, выделили новый спортзал. Но у нас в двухэтажной школе училось 60 детей и ее закрыли. Тут были дети! В два раз больше детей! Почему ее закрыли?! Тут живет глава района (Леонид Курсенков. – Р.С.). Получается, он не отстоял школу? – кричит Тася и тут же тихо добавляет: – Я хочу маме помочь, потому что ей трудно, и мне тоже. Я хочу, чтобы школа тут была, рядом».
Мама Таисии работает в Себежской районной больнице младшей медсестрой. Ее оклад – 5623 рубля. Это меньше установленного в Псковской области прожиточного минимума (тот равняется 11 163 рублям), поэтому в ее расчетном листке есть специальная графа «Доплата до минимума». В прошлом месяце она составила всего 700 рублей, поэтому Елена Перчикова, по ее словам, вынуждена работать за двоих: за санитарку, и за медсестру приемного покоя одновременно. За это ей положено еще 70% оклада. Итого вместе с ночными дежурствами в реанимации в декабре ей «набежало» 16 769 рублей. Из этой суммы еще нужно вычесть подоходный налог - 2180 рублей.
Елена Перчикова обратила внимание, что от деревни до больницы – 30 километров. Проезд в одну сторону стоит 129 рублей. В месяц на дорогу уходит почти три тысячи рублей. Особенно неудобно добираться до дома после дежурств. Смена заканчивается в девять утра, а автобус подъезжает только в 15:10. Поэтому после ночной смены иногда приходится идти вдоль дороги пешком, надеясь на добрых попутчиков.
«Они подумали, что письмо о школе, а не о том, что вообще-то плохо жить на эти деньги, – отметила Елена Перчикова. – Я не пью и не курю, но если буду работать по двое суток подряд, надолго ли меня хватит?».
«Я, когда писала Путину, надеялась, что он ответит. Он пока не ответил, но я все равно жду», – говорит ее дочка Таисия и добавляет, что ей бы хотелось получить еще и планшет, потому что компьютер – медленный.
Фото: «Радио Свободы»