Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» с Любовью Кузнецовой.
Катастрофа с самолетом Sukhoi Superjet 100, унесшая жизни 41 человека, вновь заставила общество говорить о безопасности авиаперелетов. Напомним, 5 мая после получасового полета по маршруту «Москва - Мурманск» по техническим причинам вернулся в Шереметьево и сгорел после неудачной посадки пассажирский среднемагистральный лайнер авиакомпании «Аэрофлот». Из 78 человек на борту спаслись 37.
Для Пскова этот вопрос более чем актуален. Ровно за сутки до московской трагедии из Сочи в Псков прибыл первый самолет авиакомпании «Азимут», который открыл новый маршрут авиаперевозчика в сезоне «Лето-2019». С октября прошлого года авиасообщение восстановлено между Псковом и Москвой. Воздушные суда - это именно Sukhoi Superjet 100. Информагентства пестрят версиями трагедии в Шереметьево, свое мнение высказывают летчики, конструкторы, активно передвигающиеся авиатранспортом люди, авиакомпании отбиваются от подозрений и обвинений. На данный момент полеты Superjet 100 Росавиация не приостановила, проверяют «Аэрофлот», чей борт сгорел в Шереметьево - сам аэропорт и все его службы. Если в ближайшее время Росавиация приостановит полеты Sukhoi Superjet 100, наш регион вновь останется без авиасообщения, поскольку авиакомпания «Азимут» имеет в своем парке борты только этой модели. Что называется, все яйца в одну корзину. И на решение «летать или не летать» суперджетам, очевидно, повлияет причина трагедии 5 мая. На сегодняшний день, сообщила «Дневному дозору» пресс-секретарь авиакомпании «Азимут» Екатерина Скляренко, перевозчик работает в штатном режиме, все 9 имеющихся бортов задействованы и проходят необходимые предполетные процедуры.
Следователи Следственного комитета, задействованные в расследовании авиакатастрофы в Шереметьево, рассматривают несколько версий произошедшего. Среди основных - недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия. В новом «Дневном дозоре» люди, имеющие непосредственное отношение к авиации, рассказывают свои версии причин крушения Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево. С тем, что приоритетной версией СК является ошибка пилотов и наземных служб, то есть человеческий фактор, согласен полковник ВВС, в прошлом командир Берлинского авиатранспортного полка, боевой летчик-снайпер Сергей Никифоров. За летную карьеру ему приходилось управлять самолетами не то что в экстремальных - в боевых условиях: за плечами военные конфликты в Афганистане, Вьетнаме, Лаосе и Кампучии. Изучив имеющуюся в открытых источниках информацию о катастрофе в Шереметьево, Сергей Никифоров уверен: Sukhoi Superjet 100 - это один из лучших самолетов в мире с технической точки зрения, а с ЧП в Шереметьево не справился экипаж.
Кроме того, добавляет Сергей Никифоров, в составе экипажа нет штурмана, который при отказе электроники, то есть автопилота, мог бы скорректировать курс и помочь грамотно посадить борт. «Дневной дозор» обратился за экспертным мнением к майору ВВС в запасе, штурману с 12-летним стажем, ныне замглавы Пскова Сергею Гаврилову, который буквально неделю назад летел (в качестве пассажира) рейсом «Санкт-Петербург - Мурманск». 5 мая, узнав о трагедии в Шереметьево, Сергею Гаврилову стало, мягко говоря, не по себе. И вот его мнение.
Еще один человек, чья судьба связана с небом, - вице-спикер областного Собрания, бизнесмен, пилот малой авиации Юрий Сорокин. В качестве пассажира летал в самолете Sukhoi Superjet 100 неоднократно. Ни с точки зрения комфорта, ни с точки зрения действий экипажа нареканий не было, рассказывает Юрий Сорокин.
Среди опрошенных экспертов не нашлось ни одного человека, который бы сказал: Sukhoi Superjet 100 - это потенциально опасная машина, это она не выдержала удар молнии, это у нее отказала электроника, это в этом типе самолета не выдержали стойки шасси. При этом на борту машины было 78 из 98 максимально возможных пассажиров, садился самолет с практически полными баками топлива - за 28 минут полета керосина много не сожжешь, при этом полная загрузка баков, согласно техническим параметрам, - 15 800 литров. Когда произошло воспламенение топливных баков, лишь счастливый случай спас от взрыва, который погубил бы абсолютно всех людей на борту. Очень многие эксперты в эти дни поднимают вопрос летной подготовки экипажей гражданской авиации безотносительно модели самолета. Опытные летчики - как боевые, так и гражданские, летавшие на прежнем поколении самолетов, бьют тревогу: экипажи теряют квалификацию, поскольку современные модели авиатехники буквально напичканы электроникой, и при ее отказе уже не бывает, как в фильме «Экипаж». И это проблема не отдельной авиакомпании, и даже не нашей страны. Это общемировая беда. Мнение экспертов разделяет летчик Сергей Никифоров.
Несмотря на критические замечания в адрес пилотов и в целом экипажа «Москва - Мурманск», не будем забывать, что именно грамотные действия и личное мужество бортпроводников позволили спасти всех, кого было возможно в сложившихся условиях, проведя грамотную эвакуацию из горящего салона. Одному из стюардов, Максиму Моисееву, это стоило жизни. В деталях и обстоятельствах разберется СК. Несмотря на подобного рода происшествия, авиасообщение является самым безопасным видом транспорта и в мире, и в нашей стране. За минувший год в авиапроисшествиях в России погибли 128 человек. На дорогах нашей страны за тот же период потери составили 16,5 тысяч человек. Кого-то, быть может, покоробит это сравнение. Страшнее другое: мы перестали замечать человеческие смерти каждый день. Они стали обыденностью, если их не много разом - не автобус, не самолет и не вагон.