Два дня назад Псковская Лента Новостей опубликовала снимки, от просмотра которых оторопь берет. Крайнюю растерянность, сильное замешательство и недоумение вызвали кадры наваленных в лесочке могильных плит. На них — десятки имен красноармейцев, погибших на псковской земле. Откуда взялись эти плиты, у кого поднялась рука выбросить их таким варварским способом, правда ли, что надгробиями собирались мостить дорогу, и как на происшествие отреагировали в Госдуме.
Придал огласке случившееся писатель Андрей Бениаминов. Он разослал в СМИ фотографии, сделанные недалеко от деревни Ваулино рядом с Псковом. Родственница повела маленькую дочку к болоту, по краю которого растут подснежники. Вместо весенних цветов обнаружились другие «подснежники»: гора из надгробных памятников с воинского мемориала. Андрей Бениаминов провел маленькое расследование:
«Набрал в интернете наиболее редкую фамилию с надгробия, узнал, где похоронен этот солдат — в деревне Ершово Псковского района. Нашел фото мемориала, плиты совпадают».
Ершово — деревня на Гдовской трассе, немного выше Ваулина на карте. Прошлой осенью в Ершово началась замена плит с фамилиями захороненных красноармейцев. Мемориал в его нынешнем виде открыли в 1989 году, за прошедшие годы плиты начали кособочиться. Да еще по центру появились несколько новых табличек с фамилиями тех солдат, чью судьбу удалось прояснить за последнее время. В общем, начали менять. Поставили новые плиты, уже заменили 32 штуки. Старые вывезли. Несколько из них появились из-под снега в Ваулино.
«С моей точки зрения, даже после того, как проведена реконструкция, сбрасывать надгробия на обочине — святотатство. Сгрести в кучу и бросить, на мой взгляд, недопустимо. Кто-то должен быть наказан, - считает писатель. - Это не только варварское отношение к памяти, но еще и несанкционированная свалка. Редкий случай, когда можно установить, кто ее устроил».
В Ершово живет депутат районного собрания Валерий Колтаков. Он съездил в Ваулино, чтобы на месте зафиксировать произошедшее.
«Уголовного наказания, наверно, не последует, - предполагает он. - Надругательством назвать это нельзя, на месте захоронения ничего не произошло. Но, как минимум, будет беседа в полиции с теми, кто это сделал, и беседа жесткая. У всех нас кто-то погиб».
На фотографиях из Ваулиных Гор видно, что плиты навалены в кучу в конце самодельной дороги. Она отсыпана строительным мусором. И пока непонятно, приготовлены ли надгробия из Ершово для дальнейшего мощения. Или водитель «Камаза» доехал до конца глухой дороги и опорожнил кузов. Может, на шабашку ехал, срочно потребовалось пустое место. А может, и в самом деле в один из рейсов целенаправленно свернул не туда, получил свои 30 сребреников за «строительный мусор» для основания будущей дороги.
Как говорят, следствие разберется. По нашем данным, сегодня в Ваулины Горы выезжали сотрудники районного отдела полиции.
«ОМВД России по Псковскому району проводит проверку по фактам, изложенным в публикации. В ходе мероприятий будут установлены все обстоятельства и дана правовая оценка ситуации», - в пресс-службе областного УМВД ситуацию пока комментируют коротко.
На ситуацию отреагировал также депутат Государственной Думы Александр Козловский. Произошедшим он оказался поражен и возмущен. И планирует привлечь к разбирательству прокуратуру:
«Мы каждый день говорим нашим юным согражданам о ценности наших традиций, о том, как важно чтить память предков. И что они видят?! Как некие «неизвестные сотрудники» подрядчика варварски «реконструируют» воинские захоронения – с чудовищным бездушием и без малейшего уважения. Разберёмся в ситуации. Направляю запрос прокурору Псковской области Грибову Ивану Владимировичу».
«Все по недомыслию, - считает глава Ершовской волости Олег Трашков. - Даже не сразу поверил, что плиты с нашего захоронения, расстроен этим. Когда прочитал о случившемся, сразу позвонил подрядчику. Работы заказывала администрация района, я на территории приглядывал. Обещали все сделать, как положено. Видимо, сработал человеческий фактор».
В волости к мемориалу все эти годы относились бережно. Подкрашивали имена и звездочки, высаживали цветы. Сложилась народная практика, по которой родственники погибших, приезжая со всей страны, оставляли на плитах фотокарточки своих героев. Кто на клей посадит, кто саморезами прикрутит. Местная администрация этому не препятствовала. Снимки, которые удалось снять при демонтаже плит, хранятся в волости, там думают заказать для них отдельную плиту, оставив на ней свободное пространство под фотографии.
Одна карточка все-таки осталась на плите, что вывезли в Ваулино. Родственники приклеили ее так крепко, что оторвать не получилось. Судя по всему, при выгрузке надгробий фрагмент с фотографией откололся. Его забрал первый заместитель главы Псковского района Святослав Колинко, когда оказался в Ваулино. Информация о происшествии попала в новости вечером в субботу, а уже в воскресенье он организовал устранение последствий чужого скудоумия.
Любопытно, что подрядчик, менявший плиты, большей частью выполнил работы за свой счет, проявив социальную ответственность в год 75-летия Победы. Для утилизации демонтированных надгробий была нанята субподрядная организация.
В 80-е годы плиты для захоронения в Ершове изготавливало районное управление бытового обслуживания под руководством Виктора Герасимова, действующего депутата районного собрания.
«В прошлом году проезжал мимо Ершово, когда меняли плиты, разговаривал с рабочими. Когда прочитал в интернете о случившемся, захотел убедиться своими глазами. Знаю каждую плиту в районе. Мы раствор для них вручную замешивали, отливали, буквы красить помогали школьники. Это было очень трудоемко», - рассказывает Виктор Герасимов.
Плиты выполнены из гранитной крошки, бетона и арматуры. Первая заготовка выполнялась из гипса, в котором вырезали фамилии красноармейцев. Она служила формой для бетонной матрицы. На третьем этапе бетон, смазанный отработкой машинного масла против прилипания становился формой для окончательной плиты. Отдельно отливали цветочницы, куда монтировали плиты, все это бетонировалось в землю.
Ершовская волость совсем недавно оказалась в центре другого происшествия с братским захоронением. Прошлой осенью воришка дважды наведывался к мемориалу в Жидиловом Бору за туями. На том же временном промежутке в Пскове студенты вызвали возмущение жителей Пскова, устроив игру в регби у Вечного огня.
«Скажу, наверно, пафосно и громко, - комментирует эту эпидемию беспамятства Виктор Герасимов. - Я воспитывался немного в другое время, у нас присутствовала доброта, ответственность, теплота друг к другу, какое-то уважение. В голову бы не пришло таким образом поступить с памятником или играть у Вечного огня. Мне кажется, сейчас молодежи мало об этом говорят. Патриотические акции делаются для узкого круга людей, уверен, что люди из инцидента с плитами не участвовали ни в каком патриотическом движении».
В этом году запланирована замена остальных плит на ершовском захоронении. Для тех, чьи имена на них выбиты, все еще продолжается бой. На этот раз — с ограниченностью и дикостью потомков.
Юлия Магера
Фото предоставлены Андреем Бениаминовым и Валерием Колтаковым