Сегодня в мире активно развиваются процессы цифровизации, в связи с чем растет спрос на соответствующих специалистов. Зачастую готовить их начинают еще со школьного возраста, что происходит, например, в детском технопарке «Кванториум».
Чему обучают детей в псковском «Кванториуме», кто проходит в нем обучение, и кто обучает детей, читайте в интервью директора детского технопарка в Пскове Надежды Григорьевой.
— Детский технопарк «Кванториум» в Пскове — что это за организация, чему учат школьников?
— «Кванториум» - это бесплатное дополнительное образование детей. Мы входим в федеральную сеть детских технопарков, и у нас есть шесть основных направлений, оснащенных современным оборудованием: 3D-принтеры, лазерные станки, техника для работы с виртуальной и дополненной реальностью, конструкторы для создания роботов, химическая лаборатория и многое-многое другое. Дети активно используют это все в работе, развивая так называемые hard-skills. Мы большое внимание уделяем и гибким компетенциям. Учим критически относиться к информации, работать в команде, уметь исследовать опыт пользователя (это важно для работы над проектом), развиваем инженерное мышление, навык выступления и презентации.
— Все ли направления «Кванториума» популярны у псковских детей? Чем они отличаются?
— Популярны скорее не квантумы, а время. Самая плотная запись всегда на субботние занятия. Направления «Кванториума»: VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность), Промробоквантум (промышленная робототехника), Геоквантум (разработка интерактивных карт, создание 3D-макетов, анализ спутниковых изображений), Аэроквантум (создание беспилотных летальных аппаратов, полеты), Наноквантум (химическая лаборатория, изучение различных материалов) и Хайтек (производственная мастерская). Специфика у направлений разная, но дети взаимодействуют между собой в работе, встречаются на общекванторианских мероприятиях. Для участия в конкурсах (хакатонах) мы предлагаем ребятам из разных квантумов объединиться в команды. Так команды эффективнее работают над проектом.
— А что это за проекты?
— В основе нашей работы лежит проектная деятельность. Обучаясь по образовательным программам, дети работают над кейсом, решая какую-либо задачу и используя приобретенные за время курса навыки. Мы стараемся находить заказчиков таких кейсов – это люди, у которых есть проблема, требующая решения. Например, весной мы сотрудничали с креативным пространством «Лофт». Несколько команд кванторианцев работали над организацией уличной территории рядом с главным зданием. Лучшие идеи руководство «Лофта» возьмет в работу.
Региональное отделение Общества слепых Пскова поделилось с нами проблемой – отсутствие удобных для слабовидящих людей настольных игр. Ребята ездили к ним на интервью, делали прототипы игр, тестировали их. Плюс работали с оборудованием, программами и инструментами. Так мы оттачиваем практические навыки, развиваем эмпатию, делаем полезное и нужное дело. Кстати, с обществом инвалидов мы заключили соглашение о сотрудничестве, будем работать в этом направлении дальше. Также из интересных проектов можно отметить антибактериальное покрытие для телефона, анализ зарастания линий электропередач, виртуальную экскурсию по одному из фитнес-клубов нашего города (такие проекты делают ребята нулевого уровня), визуализацию объектов утраченного завода братьев Тиме в Пушкиногорском районе. Для того, чтобы браться за подобные кейсы, ребята осваивают все этапы работы над проектом: проблематизация, исследование, генерация идей, прототипирование и т. п.
— Сколько человек посещали занятия в псковском «Кванториуме» в этом году? Каковы условия набора в технопарк?
— За 2020 год мы обучили 1010 детей, которые пришли к нам впервые. Плюс у нас есть кванторианцы, которые посещают «Кванториум» не первый год, занимаются в проектных группах. Это более 1050 детей. За первое полугодие 2021 года мы выпустили 732 ученика нулевого уровня и 608 продолжающих. Мы берем всех желающих детей от 12 до 18 лет, вступительных испытаний нет, достаточно заявления от родителей.
— Как вы взаимодействуете с Псковской областью? Или занятия проходят только для детей города Пскова?
— За 2020 год мы взаимодействовали с 20 школами из 13 районов Псковской области, за первое полугодие года удалось поработать с 16 школами. Это школы из Пустошки, Пушкинских Гор, Палкино, Себежа, Красногородского района и других районов. Школьники обучаются по тем же программам, что и псковские кванторианцы, но адаптированным под дистанционку. Ребята выполняют задания, работают в специализированных программах. Конечно, иногда возникают трудности с интернетом и техникой в районах, но все поправимо. Этим летом мы впервые практиковали выезд наших педагогов в близлежащие сельские школы. Мы рады, что удалось получить такой опыт, потому что живое общение невозможно сравнить с дистанционным.
— Большой ли у вас штат учителей? Кто эти люди?
— В «Кванториуме» мы говорим не «учитель», а «наставник». Потому что роль нашего педагога в том, чтобы направить ребенка, показать ему вектор работы, где-то подсказать, поддержать. Наставничество практикуется во всех аспектах. Сами дети могут быть наставниками друг для друга. На конкурсах мы часто в каждую команду назначаем саппорта – тимлидера среди детей. Его задача - помогать своим одногруппникам, распределять задачи, контролировать работу.
В каждом квантуме работает по 2-4 наставника. Многие из них имеют как педагогическое, так и инженерное образование. Раз в год сотрудники «Кванториума» проходят курсы повышения квалификации от Федерального центра дополнительного образования в Москве. Плюс мы проводим собственные внутренние обучающие сессии, на которые приглашаем специалистов в области психологии, педагогики, бизнеса, сотрудничаем с Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования.
— Как долго ребенок может посещать занятия в «Кванториуме»? Может ли школьник, например, «окончить» «Кванториум» как музыкальную школу и получить документ об этом?
— В каждом квантуме есть несколько уровней обучения – от нулевого до проектной группы. После завершения обучения на каждом уровне мы выдаем подтверждающий сертификат, но для этого ребенку нужно защитить итоговый проект. Переход на следующий уровень возможен при рекомендации наставника. Один образовательный уровень длится 72 часа - это ориентировочно три-четыре месяца.
— Как прошла летняя смена в «Кванториуме»? Это были только занятия, или дети участвовали и во внеурочных мероприятиях?
— Этим летом мы активно работали и еще продолжаем работать. Во-первых, наши педагоги вели занятия в «Точках роста» близлежащих школ Псковского района. Во-вторых, в «Кванториуме» прошла тематическая смена «Твое пространство», в которой приняло участие около 80 детей. Они разрабатывали уличную территорию на Достовалова, с таким «заказом» к нам обратились местные жители.
Сейчас у нас проходит смена, организованная совместно с компанией Intel. Около 80 детей обучаются программированию на языке Python и работе с искусственными интеллектом. Также на этой неделе стартует смена «Приозерная низменность». Ее мы проводим с Центром одаренных школьников. Ребята будут изучать прибрежную зону Псковского озера. Каждая смена имеет мощный образовательный блок, но мы не забываем и отдыхать. Каждый день у нас проходят различные квесты, конкурсы, фестивали, игры.
— Уходя на каникулы, какие главные итоги года вы можете подвести?
— В этом учебном году наши кванторианцы неоднократно становились победителями всероссийских конкурсов и олимпиад. Наша команда стала лауреатом Всероссийской олимпиады кружкового движения НТИ во Владивостоке – эта победа подарила ребятам льготы при поступлении в вузы. Кванторианцы отлично выступали на Курчатовском турнире, показывали высокие результаты на общекванторианском конкурсе «Кванториада», ездили на всероссийскую олимпиаду по 3D-моделированию, представляли регион на конкурсе World Skills. Были активны и одерживали победы на внутренних мероприятиях: «Промробохакатон», «Мейкертон», «Геохакатон», «VR/AR-хакатон», который мы проводили с краудфандинговой платформой Planeta.ru. Мы рады, что все больше детей приобщаются к инженерному творчеству, приходят к нам, рассказывают о нас своим друзьям, чувствуют себя здесь как дома.
— Какие цели на следующий год ставят перед собой руководители детского технопарка?
За годы существования «Кванториума» нам удалось создать настоящее кванторианское комьюнити, где чувствуется атмосфера творчества, где легко и интересно работать, где чувствуешь себя нужным. Мы хотим, чтобы так оставалось и дальше. В планах расширять форматы мероприятий, привлекать новых партнеров, открыть курсы для обучения взрослых, поскольку такой запрос есть, а у нас есть на это силы и возможности.
Беседовала Ксения Иванова