Общество

Виктория Левченко: Сельская школа может многое выиграть у городской

30.06.2021 20:40|ПсковКомментариев: 0

Каждое лето дарит Псковской области сотни выпускников. Одна часть из них только начинает свой профессиональный путь поступлением в колледжи и университеты, а другая уже отчаянно пытается трудоустроиться по окончании учебных заведений. Еще вчера они сидели за партами, а сегодня им самим предстоит выйти на работу с учениками.

Стоит ли пренебрегать предложениями из сельских школ и бороться только за рабочие места в учебных заведениях областных столиц? Как преподавать, если не у всех учеников дома есть компьютеры? Своим опытом работы в сельской школе поделилась выпускница исторического факультета ПсковГУ Виктория Левченко.

 

Фото из личного архива Виктории Левченко.

Старт карьеры в сельской школе

Специальность Виктории - учитель истории и обществознания. Она отмечает, что захотела стать учителем, глядя на маму, которая также преподает историю. Сыграл свою роль и положительный пример педагога в родной школе: «Мне нравилась манера преподавания нашей учительницы истории в школе. Я очень хотела быть похожей на нее. Кроме того, я очень любила дни самоуправления, во время которых мы проводили уроки для младших ребят», - поделилась выпускница.

Несмотря на то, что Виктория только недавно получила статус дипломированного специалиста, еще во время учебы в университете она приобрела опыт работы и в сельской школе поселка Крупп Печорского района, и в одной из школ Пскова. 

«Когда я училась на 3 курсе университета, захотела пойти работать в школу, и именно в сельскую. Отправляться на работу в городскую школу мне сначала было страшно. Казалось, что там выше требования к учителям и, конечно, больше детей. Уже потом я поняла, что сельская школа во многом оказалась круче городской!», - рассказала о своем карьерном старте Виктория Левченко.

По словам начинающего педагога, в сельской школе поселка Крупп было намного интереснее и «атмосфернее», чем в городской - в небольших школах всегда есть свои уютные мероприятия и маленькие традиции, которых часто недостает городским школам.

Однако в погоне за деревенской атмосферой городской педагог должен заранее продумать и решить вопрос с жильем, предостерегает Виктория Левченко. Перспектива ежедневно добираться на работу по несколько часов на автобусе может прельстить далеко не всех.

Быть примером для детей и их родителей

Сельская и городская школы сильно отличаются отношением к педагогу со стороны детей, родителей и даже коллег, отмечает Виктория. В деревне с учителя берут пример поведения не только ученики, но и порой их родители.

«Я видела, как все обращают внимание на идущего по поселку учителя. Все обязательно здороваются с ним и стараются вести себя так же вежливо и уважительно», - рассказала она.

Будущие преподаватели истории. Фото из личного архива Виктории Левченко.

Городская же школа задает иной темп работы: необходимо находить общий язык с большим количеством учеников и их родителей.

«Психология общения в городской школе намного сложнее и значительно отличается от той, которую можно применить в сельской», - пояснила начинающий педагог.

Индивидуальный подход или компьютерные технологии?

Обучение в сельской школе имеет свои преимущества, убеждена Виктория Левченко.

Во-первых, школьников ожидает почти репетиторский подход со стороны учителя. Есть возможность не только ответить на вопросы во время урока, но и позаниматься после них, ведь учитель, как правило, не обременен ведением факультативных занятий. Кроме того, домашнее задание в небольших и малокомплектных классах приходится отвечать каждый день и часто «отдуваться у доски».

«Ребенок не боится задавать вопросы учителю, когда его окружает всего 5 одноклассников, а не 30. Однако, при таком количестве ребят карантины в классах - обычное явление», - добавила Виктория, - «заболеет всего два человека, но из-за высокого процентного соотношения к общему числу учеников, закроют весь класс». 

Правда, школьникам часто приходится отвечать одному и тому же учителю больше одного домашнего задания - в сельских школах учителя часто замещают друг друга и берут на себя дополнительную нагрузку.

«Я вела историю и обществознание, а также согласилась примерить на себя роль учителя немецкого языка. Язык я знаю хорошо, а учителя как раз не хватало. Пришлось замещать...», - поделилась Виктория опытом столкновения с кадровым дефицитом.

Студенты исторического факультета. Фото из личного архива Виктории Левченко.

Разумеется, традиционным камнем преткновения  учеников  и учителей сельских школ становится техническое оснащение. Не хватает проекторов и компьютеров в кабинетах, да и далеко не каждый ученик может похвастаться домашней электроникой. Приходится учитывать это при подготовке к занятиям.

Виктория Левченко предостерегает: как бы интересно и необычно молодой учитель не составил урок, он должен быть всегда готов все перестроить и перекроить буквально за 5 минут до начала занятия, если окажется, что единственный кабинет с проектором уже занял другой педагог.

«Я считаю, что если руководство региона и страны обратит внимание на обновление технической базы сельской школы и на привлечение молодых кадров, то сельская школа будет во многом выигрывать у городской», - подвела итог начинающий преподаватель.

Учитель должен не забывать заботиться о себе

Своим коллегам, делающим первые шаги в мир профессии, Виктория пожелала умения отдыхать: «Для учителя очень важно не перегорать профессионально. Если учитель утратит интерес к профессии и силы уже на начальных этапах, он не сможет развиваться дальше сам и не научит чему-то новому ни своих коллег, ни детей. Нельзя допускать перегорания из-за усталости и высокой загруженности. Нужно не забывать заботиться о себе!».

* * *

По мнению выпускницы исторического факультета, сельские школы Псковской области сейчас особенно нуждаются в молодых специалистах с новыми методиками для всестороннего развития личности.

А сами начинающие педагоги, отправившись в сельские школы, смогут сделать для себя открытие: не все то золото, что городское.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Нужно ли вернуть обязательное распределение молодых специалистов?
В опросе приняло участие 312 человек