Добираться до места работы на катере и жить в школе, преподавать у одного ученика в классе и вести по 4-5 предметов помимо своего - такой эксклюзив доступен только учителям сельских школ. Несмотря на самые разные трудности, учитель русского языка и литературы Вячеслав Новиков уже 10 лет преподает в сельских школах. О том, что заставляет его каждый день выходить к доске и рассказывать сказки, о преимуществах работы в сельской школе и «вениках» на День знаний педагог рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей.
Фото здесь и далее из личного архива Вячеслава Новикова.
- Вы уже более 10 лет работаете педагогом русского языка и литературы. Расскажите, где вы преподавали за это время?
- За 10 лет я успел 2 года поработать на кафедре литературы в псковском университете и 1 год - в Псковском техническом лицее. Еще несколько лет совмещал работу в Залитской средней общеобразовательной школе в Псковского районе, когда там было достаточно учеников. Теперь ребята оттуда приезжают в Писковскую школу и живут в интернате.
- Что с Залитской школой сейчас?
- Залитская школа сейчас открыта, но ее посещают только ученики начальных классов. Потом, возможно, если они откажутся перебраться в интернат, к нам, «на землю», как они говорят, то учителя снова будут ездить к ним в школу.
- Вы хотели бы вернуться на работу туда?
- Да, хотел бы. Конечно, когда я там работал, то немного ворчал. Тяжело, когда ты работаешь три дня у себя в городской школе, а в среду после обеда садишься с вещами на катер, плывешь туда и живешь там со среды по пятницу, оторванный от земли... Но, мне кажется, это такое место силы в Псковской области, куда хочется возвращаться. Там уникальная школа, уникальные по святости места и потрясающие закаты, потрясающая тишина! Только там я видел перелетающие стаи лебедей.
Работать в этой школе было так по-домашнему, так уютно! Я с большой теплотой вспоминаю эти годы. Со временем недостатки забываются - трудная дорога, тяжелые условия, работа с одним учеником в классе... В памяти остается только хорошее, и туда хочется возвращаться. Вспоминается доброе отношение местных жителей, когда ты приходишь в магазин, и тебя угощают хлебом или приносят завернутую в газету баночку супа.
- Где на острове живут учителя?
- Когда я приехал туда впервые, то школа еще не была отремонтирована и жить было негде. Каждое утро мы приезжали на катере на остров, вели уроки и в обед возвращались обратно в Толбу, а затем - на автобусе ехали в город. Но потом школу отремонтировали по проекту и обустроили в ней комнату учителя. Это полноценная однокомнатная квартира, с кухней и санузлом, очень уютная. Поскольку сейчас учителя туда не ездят, ее предоставили фельдшеру. У меня проблем с проживанием в ней не было.
Сейчас с жильем у сельских учителей немного проще - есть возможность поучаствовать в программе «Земский учитель». По этой программе и в нашу школу приехала учительница начальных классов из другого региона. Ей выделят миллион рублей на съем и покупку жилья. Мне кажется, это хорошая возможность, и я бы в свое время ею тоже воспользовался.
Сельских учителей сейчас поддерживают и в рамках ряда других программ. В этом наше преимущество перед городскими учителями. У нас есть доплаты к окладу за работу в сельской местности (+25% к окладу). Кроме того, фиксированная плата за коммунальные услуги для учителя - 1147 рублей. Если посчитать за год, то выйдет неплохая сумма, и на нее можно оплатить свет и интернет. Также, поскольку у нас много ребят с особенностями здоровья, за работу с ними идет отдельная доплата. Зарплата сельского учителя неплохая, в отличие от городских учителей, которые получают иногда в разы меньше.
Однако здесь все зависит и от разных показателей - от нагрузки учителя, стажа, категории... Мне кажется, у нас сейчас есть проблема с тем, что молодому педагогу, который только приходит в школу, требуется время для того, чтобы его зарплата повысилась.
- Как это - работать с одним учеником в классе?
- Это было интересно. В этом, мне кажется, сейчас специфика многих сельских школ, потому что в Остенской школе, где я сейчас работаю, тоже маленькие классы. Конечно, у нас не один ученик, но в целом 7-8 обучающихся в классе. Это накладывает отпечаток на сам образовательный процесс. Ребята знают, что их в течение урока обязательно спросят; каждый в течение урока обязательно поработает у доски; домашнее задание я проверю сразу же, пока они пишут число и «Классная работа», и они будут сразу же похвалены или отруганы. Это хороший задел для индивидуальной подготовки, потому что я знаю, кто из ребят на каком уровне находится, и «отсидеться» во время урока уже не получится. За таким особым, индивидуальным подходом некоторые ребята специально приезжают из города.
С другой стороны, это не всегда хорошо, потому что дети ограничены в общении. Может быть, если бы в классе было бы 30 человек, у кого-то появились бы друзья и товарищи по интересам. Возможно, социальный круг контактов у ребят расширился бы.
- Получается, в сельской школе, где у ребят так мало социальных связей, учителю приходится быть не только педагогом-наставником, но и другом? Может быть, это даже намного важнее, чем в городской?
- Конечно. Здесь на учителя накладывается очень много социальных ролей - это и друг, и любящий родитель, и образец культурных парадигм.
Первое время ребята не воспринимали меня как учителя, когда я, молодой, пришел работать после университета. И я был человеком совершенно другой культуры. Когда я приходил на работу в костюмах и с бабочкой, у учеников открывались рты. Они не воспринимали и половину материала. Они неожиданно для себя увидели совершенно другого человека. Некоторые даже задавали мне такие вопросы: «А где вы покупаете рубашки?». Казалось бы, он не должен возникнуть вообще, а для них это вопрос. Они не видели и не представляют другого варианта жизни, чем тот, который у них есть. Задача учителя - как раз открыть для учеников другие горизонты.
Несколько лет назад, когда я участвовал в конкурсе «Учитель года», Александр Седунов (экс-председатель областного комитета по образованию - ред.) спрашивал, что для нас, конкурсантов, является показателем качества образования. Когда можно сказать, что образование прошло качественно? Многие говорили о том, что это количество поступивших в вузы, количество ставших успешными учеников... Но, на мой взгляд, специфика сельских школ в том, что не все наши выпускники поступают в университеты после школы. Некоторые поступают, заканчивают и становятся хорошими специалистами. Но я считаю, что главным показателем качества образования является то, что наши выпускники становятся хорошими, добрыми людьми, что они помнят своих учителей и здороваются при встрече, что у них счастливые и благополучные семьи. Они не обязательно должны быть успешными директорами или менеджерами. Достаточно стать хорошей мамой. И я счастлив, когда ко мне приходят выпускницы и говорят: «Вячеслав Геннадьевич, я рассказываю детям те сказки, которые вы нам рассказывали!». Тогда я понимаю, что не зря что-то говорил на уроках.
Многие ребята тянутся к знаниям, им интересно что-то новое. При этом, отмечу, что и родители в последнее время, несмотря на цену проезда до города, стали отправлять детей в город, чтобы они занимались на компьютерных курсах, в исследовательских центрах, в спортивных секциях и музыкальных школах. Раньше этого не было. Я думаю, что в этом отчасти есть заслуга школы. Мы поддерживаем учеников, просим их выступать на концертах. Мы понимаем, насколько важна для ребят ситуация успеха. Поругать мы всегда успеем, а вот поддержать нужно всегда вовремя.
- Хотелось бы поговорить лично про вас. Как вы решили стать учителем?
- На различных конкурсах периодически встает этот вопрос - как я пришел в профессию (смеется). Это стало итогом действия очень многих факторов. Я вырос в педагогической семье. Мой дедушка только три года назад ушел на пенсию, а до этого 50 лет отработал педагогом по классу баяна в музыкальной школе. Я помню, как ходил к нему на уроки, заглядывал к нему в класс и, может быть, даже перенял его определенную педагогическую манеру. Моя мама сразу после окончания школы прошла курсы воспитателя и работала воспитателем в детском саду. Может быть, и это тоже сказалось.
Мне было интересно пойти работать учителем. Даже, наверное, сначала было интересно учиться на учителя. Когда я поступал, мама сказала мне: «Иди на учителя русского языка и литературы, там тебя научат "тамадить"!». Она думала, что по окончании университета я стану тамадой. И когда у нас на первом курсе вдруг началась античная литература и древнерусская литература, я все думал - когда ж нас станут учить «тамадить»? Но скоро я понял, что здесь этому не учат, и я влюбился в то дело, которому обучался. Мне кажется, это особенность всех учителей - ты настолько любишь свой предмет, что не можешь жить без него.
Когда я окончил университет, у меня не возникало вопроса, кем я буду работать. Был вопрос - куда устроиться, потому что устроиться учителем русского языка в школу было практически невозможно. Я пришел в управление образования искать вакансию, и мне предложили две школы на выбор. И все. Остальные школы были укомплектованы. Учителей тогда не требовалось. Сейчас же вас возьмут практически в любую школу, если вы скажете, что хотите у них работать - нехватка учителей катастрофическая.
Мне нравится моя работа. Я получаю от нее удовольствие, чувствую свою востребованность. Эта работа дает тот заряд и положительных, и отрицательных эмоций, которые больше нигде не получишь. Каждый день учителя уникален и неповторим. К нему невозможно подготовиться. Ты никогда заведомо не знаешь, как у тебя пройдет день, кто и когда тебе позвонит, кто из родителей устроит скандал, а кто придет со словами благодарности. Это постоянный вызов, который не дает состариться душой и телом. Работа заставляет думать и мобилизировать все силы. А как же иначе? Ведь ты же нужен.
- Если бы вы не были учителем русского языка и литературы, то кем тогда?
- Я бы вполне мог стать учителем математики. Школу я окончил с серебряной медалью, и моя учительница была уверена, что я тоже поступлю в университет на учителя математики. Она очень удивилась, что я поступил на другое направление.
Мне кажется, учитель - достаточно универсальная профессия. Мне приходилось вести и историю, и обществознание, и ИЗО, и замещать учителя начальных классов. И, если бы меня сейчас поставили вести биологию, то стоило бы прочитать дома учебник, и я бы спокойно провел урок биологии.
Если говорить о других профессиях, то учитель бы точно не смог стать врачом - там нужны специфичные знания. Но журналистом бы я точно мог стать, да и продавцом. Кем бы только я не мог стать! Но пока я радуюсь тому, что работаю в школе. При этом мне очень жаль, что сейчас наши педагогические кадры очень стремительно стареют. Основному костяку педагогов уже за 50. Еще лет десять и, к сожалению, половина школы уйдет на пенсию. Кто будет работать - неизвестно.
- Вы упомянули, что в сельских школах вам приходилось вести и другие дисциплины. Было ли это неожиданностью для вас? Как вы к ним готовились?
- Да, это действительно сложно. Во всех предметах есть свои тонкости и свои нюансы. Например, уроки истории мне было очень сложно вести, потому что я не настолько глубоко знаю историю. Нужна особая подготовка к таким урокам, которая требует большой затраты сил. Но это интересно. История с обществознанием не настолько глубоко остались в моей памяти, но уроки мировой художественной культуры мне самому были очень интересны и полезны. Мне очень нравилось вместе с ребятами узнавать какие-то тонкости культуры, неизвестные мне ни со школы, ни из программы университета. Это заставляет развиваться тебя самого.
- Применяете ли вы какие-то современные технологии в образовании?
- Как говорится, все лучшее новое - это хорошо забытое старое. Все технологии - и комментированное чтение, и чтение с остановками уже существовали раньше. Но, на мой взгляд, главное в образовании не это. Главное - приблизить обучение и его результаты к жизни.
Например, в 5 классе один из уроков русского языка посвящен алфавиту. То есть, ребята уже в 4 классе изучали глаголы и спряжения, вдруг они должны прийти в 5 класс, где я должен рассказывать им про алфавит! Конечно, я могу углубить это все и рассказать про старинные буквы - ер, ерь, ять и другие. Но зачем им это? Ведь очень многим это не пригодится в дальнейшем. Я делаю иначе. Перед уроком перемешиваю книги, которые стоят у меня на полке, и прошу ребят расставить их по алфавиту. Сначала по авторам, затем - по названиям произведений. И практически весь урок уходит только на это, ведь им еще нужно организоваться в группе - кто за что отвечает. И это как раз то, где им пригодится этот алфавит. Ну а для чего иначе этот урок?
Со мной ученики пишут резюме, интервью, объяснительные и заявления. Мы вместе разбираем ошибки в рекламе и газетах. Ученики видят, зачем мы изучаем русский язык и где они могут применить свои знания.
- Наверное, именно при преподавании гуманитарных дисциплин важно делать акцент на практической значимости предмета, чтобы школьники ощущали реальную пользу от обучения и не думали, «почитаю я книжки, а дальше что?».
- Да. Вопрос изучения литературы в школе неоднозначный. Недавно велись споры о том, какие произведения следует оставить в школьной программе, а какие - заменить. При этом высказывалась такая точка зрения, что следует включить в программу произведения, которые детям было бы интересно читать - «Гарри Поттера», например. Но согласитесь, «Гарри Поттера» ученик может и сам понять, прочитав, а вот «Евгения Онегина» без учителя мы, к сожалению, уже не сможем прочитать. Специалист, педагог, должен объяснить ребенку, что это за слово и почему герой так поступает. На интересную современную литературу у ребят еще будет время по окончании школы. А вот «Войну и мир» они вряд ли прочитают.
Многие с отвращением и злобой вспоминают свои школьные годы именно из-за обязательных списков для чтения. Но именно благодаря этим школьным годам люди знают и помнят произведения литературы и стихи классиков. Задача учителя литературы, на мой взгляд, - сохранить эту классику и объяснить ее, познакомить детей с культурой и попытаться хоть как-то сократить образовавшийся культурный разрыв.
Сейчас часто говорят о том, что современные дети стали меньше читать. Это неправда. Они читают столько же и даже больше. Дело в том, что именно они читают. Это статьи и лонгриды в интернете, материалы интересных им пабликов, графические романы. Они просто читают другое, и объем информации, который на них свалился, гораздо больше, чем тот, что был еще несколько лет назад.
- Многие учителя литературы сегодня придерживаются той позиции, что литература должна воспитывать. Но, наверное, было бы правильнее научить школьника работать с текстом и видеть его художественные особенности как произведения искусства?
- Я согласен с этим. Конечно, воспитательный момент присутствует на каждом уроке - когда мы читаем стихи о природе, мы воспитываем внимание к окружающему миру. Но работать с текстом и работать со словом как таковым ребята не умеют.
Из-за того, что дети не так внимательны к слову, которое они произносят и пишут, могут возникать конфликты между учителями и учениками. Ребенок, может быть, и хотел бы выразиться как-то иначе, но не знает, как. Задача урока литературы - как раз показать, как работать со словом и с текстом. Не понимаешь слово? Давай попробуем разобраться. Давай разберем современные интерпретации текста и исторический взгляд на предмет.
Задача уроков литературы - не воспитать хорошего человека, а воспитать хорошего читателя, привить ему вкус к литературе. Но нельзя говорить о том, что то всем нужно. Не все мы умеем плавать или прыгать в высоту. Может быть, не всем нужно и читать книги. Кому-то больше нравятся детективы, кто-то увлекается современной философской прозой, а кто-то приходит в восторг от классики, но при этом кто-то откровенно может не любить читать. И, может быть, этот искренний неинтерес будет намного честнее, чем если бы человек читал то, что ему неинтересно и воспроизводил чужие мысли.
- С какими проблемами во время работы в сельской школе вы столкнулись?
- Проблем хватало всегда, и, в первую очередь, с финансированием - нам часто нечем заменить выходящие их строя компьютеры и проекторы, бывает, что нам не хватает денег на покупку новых учебников. Однако эти проблемы хоть и медленно, но решаются. Недавно нам в школу провели центральное отопление. Пусть и с боем, но мы получили теплую школу. Кроме того, нам заменили старые окна на новые, пластиковые.
При этом, есть и проблемы другого характера. Хоть я и говорю, что учителя - уважаемые люди, иногда складывается другое мнение. Иногда про нас забывают и отодвигают куда-то. Так, мне кажутся очень унизительными акции, которые нередко объявляют к первому сентября - давайте не будем дарить букеты учителям (зачем им 30 букетов?), а вместо этого деньги направим на помощь больным детям. Я очень поддерживаю идею помощи таким детям, но ведь этот день особенный, это же праздник. Как можно на свадьбу отправить невесту без белого платья, сказав ей: «Ну зачем тебе тратиться на платье, которое ты наденешь один раз в жизни? Иди в чем-то попроще, а деньги отдай больному ребенку». На мой взгляд, здесь есть потрясающая идея помощи, но не на этот праздник.
Бывают, конечно, ситуации, когда учителя ведут себя недостойно и говорят: «Нам не нужны эти веники». Я же рад любому «венику»! И призываю всех - дарите цветы учителям! И это не только подарок мне, и не какой-то момент лести школе. Я думаю, ребенок, который идет первого сентября и несет букет в школу, сам себя чувствует по-другому, он понимает, что это праздник, и у него создается особое настроение. И это не обязательно должны быть дорогие букеты. Это могут быть даже самодельные открытки. Я всегда храню подарки своих учеников - это всегда очень трогательно, такие детали всегда запоминаются и надолго сохраняются.
Нужно быть благодарными учителям, которые не уезжают в столицы, где намного лучше финансирование, а остаются работать в городских и сельских школах. Они выдерживают современное поколение трудных детей, трудных родителей и трудное общество в целом.
- Что вы посоветуете тем, кто только планирует выбрать путь сельского учителя?
- Я бы посоветовал решиться. В учителя нужно идти, это благородная профессия. Несмотря на то, что сейчас говорят о массовых сокращениях, учителя - это не та профессия, которая останется за обочиной современности. Учителя всегда будут востребованы.
Нужно не бояться идти в школу, и в этом плане, мне кажется, нужно вернуть советскую практику работы по распределению. Мне кажется, за три года отработки многие влюблялись в свое дело. Да, были те, кто уходил, кто потом менял место работы. Но ведь многие оставались. Работа в школе нелегкая, это не праздник каждодневный. Нужны силы, чтобы каждый день ходить на работу и просвещать, помогать, делиться опытом, помогать, выслушивать необоснованные и обоснованные жалобы, быть виновниками счастья и несчастья ребят. На это все нужна сила. Школа - это жизнь. Если вы готовы сделать школу своей жизнью, идите работать обязательно!
- Какие книги, на ваш взгляд, нужно обязательно прочитать подросткам?
- Вся классическая литература писалась не для подростков, а для взрослых думающих людей. И «Евгений Онегин», и «Герой нашего времени», и «Преступление и наказание» - это задел на будущее, а не книга для подросткового чтения. На мой взгляд, подросткам было бы интересно познакомиться с современными авторами. Например, Екатерина Мурашова - «Класс коррекции» - книга об особенных ребятах, которые могут уходить в свой мир. С большим удовольствием ребята читают «Манюню» Наринэ Абгарян.
Ученикам очень нравится и «Гарри Поттер», и, как ни странно, русская адаптация - «Таня Гроттер». Они зачитывались «Перси Джексоном», а потом поражали учителя истории знанием всех олимпийских богов. Многие уже в школе начинают интересоваться хорошей литературой и читают Джека Лондона, им нравится Джейн Остин.
Я иногда хитрю. Я дружу с одной городской библиотекой, которая дает мне книги на долгое-долгое время, чтобы все ребята могли их прочитать. Эти книги стоят на специальной полке в классе, откуда ребята могут брать их и читать дома. Иногда, во время урока, подхожу к кому-то из ребят и говорю: «Возьми эту книжку и никому не говори, что я тебе дал ее почитать!». И они с огромным удовольствием читают «Приключения Незнайки», а потом приходят и просят что-то похожее.
Для учителя большое удовольствие видеть, когда ребятам важно мнение учителя не только как профессионала, но и как человека.
Беседовала Екатерина Мазепина