Общество

Зло или элемент эволюции?

29.07.2022 16:51|ПсковКомментариев: 0

Интернет, гаджеты и цифровые технологии для детей сегодня являются привычной и неотъемлемой частью жизни. Мобильные телефоны с выходом в глобальную Сеть появляются даже у дошкольников, поэтому родителям особенно важно предупредить и по возможности оградить своих детей от опасностей, с которыми они могут там столкнуться.

Свои рекомендации по этому поводу в беседе с корреспондентом Псковской Ленты Новостей дал псковский психолог-консультант Сергей Калинин. 

 

— Сергей Иванович, не секрет, что современное поколение детей более свободно чувствует себя во взаимодействии с гаджетами. Скажите, с какого возраста сейчас дети начинают осваивать Интернет и чем они там в основном занимаются?

— Вопрос в том, что детям посильно по возрасту. Уже сейчас, например, с 3-4 лет дети играют в онлайн-игры, они могут слушать аудиокниги, какие-нибудь сказки, размещенные в Интернете. Если мы говорим про старший дошкольный и младший школьный возраст, то где-то с 5-7 лет дети начинают осваивать смешные ролики, которые могут быть размещены в YouTube, TikTok и других подобных ресурсах. 

Сфера интереса привязана к детскому развитию. Если сначала это что-то игровое, сказочное, то постепенно детей начинают интересовать какие-то более серьезные вопросы. В средней школе, например (есть некоторые исследования на эту тему), дети достаточно активно начинают искать какие-то учебные материалы. Во-вторых, их интересует все то, что относится к стилю жизни: какая-то модная музыка, модные исполнители, что-то про одежду, про оформление внешности, вот в таком ключе.

Современные подростки - это поколение Digital Natives, они, что называется, родились и живут в виртуальной среде. У подростков ведущий тип деятельности - это общение. И если раньше это было общение в дворовых компаниях на лавочках, то сейчас вся эта «тусовка» сместилась в виртуальную реальность, в социальные сети, в какие-то группы, сообщества, паблики. В общем-то, можно считать, что в подростковом возрасте многие дети гораздо более компетентны в Интернете, чем даже их родители.

— Как вы считаете, стоит ли детей до какого-то возраста оградить от гаджетов? Почему? 

— Вы знаете, это очень спорный вопрос, здесь нет окончательного ответа и даже, в общем то, точки зрения исследователей - все они очень сильно поляризованы. Давайте я приведу такой пример: в Интернете есть международная база медицинских исследований. Там можно попробовать набрать запрос «Влияние Интернета на детей». Могу сказать, что, как ни странно, в западной науке - и в медицине, и в психологии - эта тема разработана достаточно слабо.

Тут, конечно, можно строить разные предположения. Понятно, что те корпорации, которые разрабатывают гаджеты, которые, так сказать, у «руля Интернета», - им эти исследования просто не нужны. С другой стороны, есть отечественные исследования. Они, правда, не очень многочисленные. Там, конечно, результаты скорее негативные. Почему? Интернет - это очень динамичная среда. Даже когда мы читаем какие-то новости, смотрим ленту в социальных сетях, мы, по сути дела, не концентрируем внимание. Говорят, среднее время просмотра ролика в YouTube - порядка 15-20 секунд. Все то, что выходит за эти рамки, внимание не удерживает, наше внимание переключается. А теперь представьте школьника, которому нужно отсидеть 45 минут с полной концентрацией, чтобы понять, что объясняет учитель...

Интернет, собственно, тренирует способность быстро отвлекаться и переключается. Есть точка зрения, что современная болезнь - расстройство устойчивости внимания - провоцируется, в том числе, Интернетом и гаджетами. Хотя, я еще раз говорю, точки зрения достаточно полярные. Интернет кто-то воспринимает как зло, кто-то - как часть эволюции. Вы знаете, это как Америку открыли и закрыть обратно не получится. Здесь точно также - гаджеты и Интернет становятся частью нашего быта. Хотим мы или не хотим, мы вынуждены адаптироваться к этой реальности. Вопрос всегда в том, какова цена этой адаптации. То ли у нас разовьются какие-то отдельные способности, как рисуют портрет человека будущего - с длинными гибкими пальцами, но при этом сутулого, бледного, в больших очках. То ли, действительно, влияние будет негативное. Сейчас пока однозначный ответ дать сложно.

— Стоит ли каким-либо образом ограничить количество времени, которое ребенок проводит в Интернете? Существуют ли какие-то нормы?

— Считается, что для дошкольников, для младших школьников это полчаса в день. Если мы говорим про старших школьников, то это максимум полтора-два часа в день, это максимальное время. Вы знаете, есть, опять-таки, разные исследования и разная статистика. Например, есть такая цифра: современные старшеклассники в среднем проводят в Интернете четыре часа в день. Вы, наверняка, видели картинку, когда ребенок идет по улице, в том числе и через дорогу, при этом уткнувшись носом в телефон. В сумме с этим получается такая цифра. Это, конечно, многовато. Подростки часто сидят в Интернете ночью, что отнимает у них время нормального сна, а это физиологически очень важно, чтобы мозг нормально развивался. Так что полтора-два часа - это довольно много, но это в любом случае в два раза меньше, чем четыре часа. Вот хотя бы к этому надо стремиться.

— Сергей Иванович, как относитесь к такому инструменту со стороны родителей, как поощрение и наказание детей гаджетами, когда их отбирают при плохом поведении и отдают при хорошем? 

— Здесь тоже сложно дать ответ, потому что не хватает общего контекста: за что наказывают, почему наказывают? По идее, наказание должно как-то влиять на причину плохого поведения. Наказывают ведь за что-то, за какой-то плохой поступок, когда ребенок что-то делает не так или что-то не делает. Если есть четкая прямая связь: ребенок поступил плохо, и это произошло именно под влиянием гаджетов, тогда имеет смысл ограничивать, отбирать и изолировать его от них. При этом я, например, знаю, что главная ошибка родителей (это относится не только к гаджетам) - дать наказание, чтобы просто сделать ребенку неприятно и больно, доставить психологический и эмоциональный дискомфорт. При этом наказание напрямую не связано ни с поступком, ни с причинами этого поступка.

Вот, если эта связь есть, то почему бы и нет. Если такой связи нет, то создается только обратный эффект: запретный плод сладок, и ребенок еще больше будет будет зависеть от этих гаджетов.

Стоит ли заранее объяснить детям, что в Интернете их могут ожидать различные опасности? И как вообще стоит корректно предупреждать об этом своих детей?

— Просветительская работа в данном направлении крайне важна. Мало того, если мы говорим о том, что дети начинают пользоваться Интернетом все раньше и раньше, желательно, чтобы первичный опыт использования Интернета был обязательно совместный с родителями и под их контролем, чтобы на данном этапе родители очень спокойно объясняли какие-то основы, азы безопасности в Интернете. Хотя бы про то, что не надо, например, кликать на сомнительные баннеры, которые завлекают непонятно куда, непонятно по каким ссылкам. Про то, что нужно очень аккуратно сообщать персональную информацию о себе, о своей семье. Про то, что нужно очень осторожно относиться к незнакомцам, которые пытаются с тобой познакомиться, что-то от тебя хотят и так далее. 

Такая просветительская работа должна быть на всех уровнях. Я знаю, например, что у некоторых фирм, которые занимаются компьютерной безопасностью, есть специальные методички для школ по угрозам, по безопасности в Интернете. Вопрос только в том, используются ли это методички на уроках информатики и доводится ли как-то это до детей.

В данном случае я за системную работу. Информация о безопасности должна исходить и от родителей, и от педагогов, должна подниматься и на уровне семьи, и на уровне школы, и, может быть, даже на уровне контролирующих организаций, того же Роскомнадзора, который в общем-то мониторит Интернет и следит за тем, что там происходит.

Беседовала Ксения Иванова 

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 150 человек