Общество

«А я иду, шагаю»: Нужны ли Пскову пешеходные улицы?

03.08.2022 19:57|ПсковКомментариев: 3

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему организации пешеходных улиц в центре Пскова. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

Пешеходные улицы в центре – почти обязательный атрибут любого туристического города. Расположенные на них малые архитектурные формы, арт-объекты, площадки для уличной торговли, сцены для музыкантов, и места для художников становятся центрами притяжения для горожан и туристов.

В 2013 году власти анонсировали превращение в «пешеходку» одной из центральных улиц Пскова: в областном центре должен был появиться самый настоящий аналог московского Арбата. Реализовать этот амбициозный проект планировали в рамках создания туристско-рекреационного кластера «Псковский».

Пешеходной должна была стать большая часть улицы Пушкинской. Соседнюю с ней улицу Ленина планировали сделать условно пешеходной: движение транспорта разрешить в будние дни, а в выходные закрывать. Для ограничения транспорта даже установили автоматические барьеры.

С тех пор те самые дорожные барьеры на улице Ленина толком никогда не работали и, по сути, «пешеходки», как пространства, притягивающего туристов и горожан, не появилось. Отрезок улицы Пушкина слишком мал, чтобы претендовать на звание местного Арбата. Хотя периодически его пытаются задействовать в городских ивентах: здесь были и уличные выставки, иногда выступают самодеятельные музыканты. Однажды поставили торговые павильоны, но потом убрали. Систематического подхода к организации пешеходного пространства, его наполнения объектами и смыслами просто нет.

Пскову в 2023 году дадут средства на создание туристского кода. На них город сможет: обустроить фотозоны, создать смотровые площадки, оснастить места для проведения ярмарок, наполнить городское пространство арт-объектами, упорядочить навигационные таблички. Всего будет выделено 130 миллионов рублей. Возможно, эти средства помогут Пскову обрести настоящую «пешеходку» – с оригинальными скульптурами для селфи, площадками для выступлений уличных артистов и стильными павильонами для торговли аутентичными сувенирами и специалитетами.

Нужно ли делать в центре города пешеходные улицы? Какие это могут быть участки улиц? Каким должно быть их наполнение, чтобы они стали местом притяжения туристов? Подробно об этом сегодня в программе «Дневной дозор».

По мнению архитектора Владимира Шуляковского, улицу Пушкина было бы хорошо сделать полностью пешеходной. Также он поделился мнением о том, на каких территориях в городе можно организовать в пешеходное пространство.

«Пешеходная улица Пушкина – сама по себе идея хорошая. Единственное, что она получилась несколько половинчатая, и дальше не используется в полную меру. Хотелось бы, чтобы улица была полностью пешеходной, прям до рынка, потому что она странно обрывается. Такое ощущение, что наступаешь в лужу и дальше по каким-то колдобинам идешь. Немножко странно была запроектирована, то есть в ней явный избыток скамеек при недостатке каких-то вещей притяжения. Хотелось, чтобы первые этажи прилегающих зданий постепенно переформатировали в более нужные для людей объекты. То, что там происходят ярмарки, или какие-то другие симпатичные мероприятия (например, там по вечерам каждый день маленькие дети учатся танцевать под музыку под руководством тренеров) – это очень здорово, именно то, что нужно. Насчет улицы Ленина, мне кажется, и не стоило на нее распыляться, надо сделать одну нормальную, законченную улицу Пушкина. Отдельная тема – то, как все это содержится. Были затрачены довольно существенные средства, а теперь смотрим - и уже некий разрыв происходит в этом деле: сначала делается мощное благоустройство, а потом пускается на самотек. Было бы хорошо, чтобы в других районах города появлялись пешеходные зоны. Например, был у нас в прошлом году маленький архитектурный конкурс на реконструкцию участка на Четырех углах. В проектах внутри этого квартала предусматривалась определенная пешеходная зона. Было бы очень даже здорово для этого прилегающего района. Еще у нас есть одна пешеходная зона, где магазин "Гулливер". В новых жилых районах такие вещи были бы к месту, но последнее время такие идеи исчезают».

В городе главный – пешеход, считает главный архитектор Псковской области Евгений Шапкин. По его словам, для создания пешеходных пространств нужен комплексный подход.

«Задача требует комплексного решения. То есть нужно понимать, что в городе основной – пешеход, на втором месте стоит велосипедист, на третьем месте – общественный транспорт, на четвертом – личный автотранспорт. Рассуждать о том, где и какая пешеходная зона или улица должна быть – это очень сложно. Еще раз повторюсь, комплексные проблемы – подход должен быть комплексным. Если мы не развиваем нормально общественный транспорт, не делаем удобные остановки и современные автобусы, то заставить человека ходить пешком – это достаточно сложная история. Нужно стремиться к тому, чтобы водитель автомашины подъезжал и смотрел, где велосипедист, а где пешеход. Основной – не автомобиль. Что касается наполнения таких мест: практика показывает, что когда образуются такие пространства, то получается новое общественное пространство, потом возникают очень интересные для малого бизнеса городские сувенирные лавки, соответственно, кафе, какие-то магазинчики. Город приобретает человеческий масштаб – это очень важно. И, на самом деле, это основной комфорт, который центр должен дать и жителю, и туристу».

Не все улицы можно сделать пешеходными, утверждает руководитель Псковского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева. Необходима предварительная подготовка плана, построенного с учетом транспортных линий города. После этого нужно обязательно организовать публичное обсуждение предлагаемых решений с горожанами.

«Я сразу обращаюсь к генеральному плану города Пскова. Для того, чтобы как-то об этом говорить, нужно понимать, какая транспортная схема города принята. Это же связано с движением во всем городе: с мостами, переходами. Поэтому просто взять и сказать: "Вот здесь мы хотим пешком ходить" – неправильно. Это может нарушить движение во всем городе. Стандартные приемы благоустройства у нас тоже прописаны правилами благоустройства. Значит, нужно думать об этом и вносить в эти правила законные основания, потому что просто так взять и сказать: "Вот мы хотим" – это же работа специалистов. И дальше они должны узаконить это правило: что должно быть на пешеходных улицах и чего там не должно быть. Например, выезды со дворов. У нас единственная пешеходная Пушкинская улица – там есть дворы, выезды закрыты, людям приходится объезжать огромное расстояние, чтобы либо попасть во двор, либо выехать из него. Значит, не продумано: про улицу подумали, а про транспортную связь не подумали. Это довольно сложные вопросы, для которых нужна предварительная подготовка. Затем надо предлагать уже жителям города и обосновывать, почему вы такие решения приняли. Далеко не все улицы могут быть пешеходными. Кроме того, у нас запланирован целый ряд парков, в том числе и на Завеличье, парк в районе стадиона "Электрон". Там тоже не решены вопросы транспортного движения. Хотелось бы ходить, но сейчас единственный путь пешеходный – через кладбище».

Псковский искусствовед Юрий Стрекаловский полностью поддерживает мнение Ирины Голубевой в том, что для проектирования пешеходных пространств нужен серьезный подход, с проработкой всех деталей. Он также предположил, где в городе было бы уместно сделать пешеходную улицу и каким образом ее наполнить.

«Сейчас город Псков в значительной степени пешеходный, здесь большие парковых зон. Какие именно улицы должны быть? Здесь как раз хороший пример того, как у нас улица Ленина не стала пешеходной. Улицу, которую объявили пешеходной и даже в таком качестве реконструировали, потом пришлось с пешеходной вывести в проезжую. Оказалось, что улица Ленина - это дублер Октябрьского проспекта. И инспекция сказала, что с ума сошли тогда пешеходы. Здесь нужны серьезные исследования, которые бы изучили и пешеходный трафик, и связь между частями города, и связь между какими-то местами естественной активности. Единственное, что я могу сказать, что на другом берегу Псковы застарелая градостроительная проблема, потому что там образовалась фактически пробка, произошла ошибочная застройка. Вот рынок, общежитие педагогического института, которые фактически блокируют выход к реке, к долине Псковы из центра города. И так со временем, спокойно, нужно ситуацию удаления отсюда, по крайней мере, от рынка решать. И тут как раз какие-то пешеходные зоны, несомненно, были бы очень уместными. А какое наполнение? Тут опять не надо придумывать ничего сверх оригинального, все уже придумано давно до нас. Пешеходная зона в городе – это зона прогулок, зона мелкой торговли, шопинга и культурной, музыкальной, театральной и прочей активности. Мне кажется, блестящим примером того, что может происходить в летний сезон в пешеходной зоне нам продемонстрировал фестиваль "Виноград"».

На взгляд архитектора, урбаниста, члена Общественной палаты Псковской области Сергея Станкевича, весь центр Пскова было бы хорошо сделать пешеходным, но это трудно и долго реализуемо. Он рассказал, каким образом можно сделать пешеходное пространство привлекательным для туристов и жителей города.

«Если немножко пофантазировать, то, на мой взгляд, практически весь центр любого исторического города должен быть пешеходным. Почему пофантазировать? Потому что в современных условиях реализовать эту задачу непросто. Но, к счастью, различные мировые примеры, в том числе малых городов, показывают, что это возможно. Это делается долго, системно, но возможно. Такой подход "пешеходизации" показывает эффективность развития центра города. Что касается конкретно нашего города, безусловно, улица Пушкинская. То, что ее сделали пешеходной, еще совершенно не означает, что она стала привлекательной для пешеходов. Потому что в таких проектах нужно применять комплексные решения, в том числе насыщать эти пешеходные улицы теми точками привлечения, которые нужны именно пешеходам. В данном случае о чем мы можем говорить? Это кафе, это книжные, букинистические, сувенирные магазины, это общественные пространства, какие-то музеи, современные галереи и подобные учреждения, заведения, которые как раз нужны именно пешеходам, и не только туристам, но и горожанам, которые хотят провести свое свободное время не только  в течение выходного дня, а просто прийти на обед. Например, днем и в течение обеда получить определенный заряд позитивных эмоций».

По словам главного архитектора города Пскова Евгения Скачкова, пешеходные улицы нужны городу, причем не только в исторической части. Он рассказал, что должно происходить на таких пространствах, чтобы они пользовались популярностью.

«Безусловно, я поддерживаю решение и мнение о том, что пешеходные улицы нужны в городе, и не только в исторической части. Как правило, замыкаются на этом улицы Пушкина, Ленина, Карла Маркса. Не все части, но основные, примыкающие именно к улице Пушкина, мне бы хотелось видеть пешеходными. А насыщенность этих улиц, конечно, должна быть связана с привлечением туристов и гостей нашего города. На этих участках должны быть представлены всевозможные мероприятия, которые связаны с привлечением туристов: организация ярмарочных пространств, ремесленники, творческие, художественные направления. Здесь достаточно широкий спектр, именно на пешеходных улицах вполне можно осуществлять эти мероприятия. Одно из преткновений и осложнений – это связь уже с транспортным движением, именно с подвозом и разгрузкой необходимых товаров к точкам. Но при грамотной расстановке и понимания пешеходной и транспортной логистики эти вопросы также решаются».

Пешеходному пространству на улице Пушкина не хватает мест притяжения: кафе, магазинов, где можно отдохнуть и приятно провести время, считает известный псковский промышленник, генеральный директор холдинга NPN Игорь Савицкий. Он поделился своей идеей о том, где можно было бы сделать пешеходную улицу, которая будет привлекать и псковичей, и туристов.

«У нас есть одна пешеходная улица сейчас, где драмтеатр. Там сделали хорошую пешеходную улицу, вложили очень большие деньги, я тогда еще был депутатом. Я против этого сильно возражал: чтобы сделать пешеходную улицу, надо понять, что там будут делать псковичи. Там было необходимо принять ряд муниципальных законов, разрешить на первых этажах близлежащих домов размещать кафе, магазины. Это был большой стимул, и было бы всем понятно, что там делать. Там, правда, стоянка очень маленькая, но приехали бы туда или пришли, походили бы по кафе, по магазинам. И, в принципе, хорошо провели бы время. В том, наверное, смысл всех пешеходных улиц, которые делаются сейчас повсеместно. И вот у меня есть такая интересная идея – Гремячая башня. Там все время подъезжают люди, все время стоит две-три машины постоянно, люди смотрят на речку, за Гремячую башню. Проводят там достаточно неплохо время, как я понимаю. Туда приезжает молодежь и туристы. Но, к сожалению, по последнему плану нашего города, там будет у нас проезжая улица, которая будет, видимо, весьма загружена, там ремонтируют мост, и там будет достаточно большой поток автомобилей. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Во-первых, трасса будет идти вдоль реки Псковы, все выбросы они будут в реке, потому что река хорошо абсорбирует все выбросы от автомобилей. Второе – там есть дикий пляж, травяной. Псковичи в теплое время года проводят там очень хорошо время: загорают, купаются в реке. И вот есть такая идея: от Гремячей улицы вверх ведет великолепная брусчатка, она, правда, под асфальтом. На ее восстановление, думаю, нужны не сильно большие деньги. И представьте себе, от улицы Гремячей, вдоль Псковы, вверх по Пскове будет идти пешеходная улица, будет пляж. Его надо немножко привести в порядок: надо выбить речку, где-то 20-40 метров. Там будут прекрасно отдыхать псковичи. Это от Гремячей башни и буквально 300 метров».

Пешеходная улица Пушкина была давней мечтой архитекторов Пскова. В городе не хватало привлекательных мест, где можно было бы отдохнуть и пообщаться. Но по итогу, после реализации проекта, это пространство не стало главным магнитом для псковичей и гостей города. Дело даже не в размере, просто пустота мало кого привлекает.

Сегодня многие отметили важность решения транспортных вопросов во время проектирования пешеходных улиц. Следует также устраивать опрос среди жителей, что они хотели бы видеть на пешеходном пространстве. По сути, сделать все с точностью до наоборот по сравнению с предыдущим опытом. И тогда не исключено, что «дубль два» будет более успешным.

Анастасия Сливинская

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 279 человек