Если покупатель не хочет сообщать сотрудникам обычного или интернет-магазина свое полное имя, номер телефона и банковской карты, электронную почту и домашний адрес, ему не смогут отказать в покупке. Об этом сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на пакет законов, который вступает в силу 1 сентября.
В последнее время происходит все больше случаев, когда магазины предлагают людям условия, нарушающие их права, рассказала депутатам Госдумы глава Роспотребнадзора Анна Попова во время обсуждения законопроектов. В 2010 году было 6,5 тысячи таких нарушений, в 2016-м — 8 тысяч, а в 2020-м — более 10 тысяч.
Первый закон запрещает продавцам навязывать клиентам свои требования, ответил глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. В статье 16 Закона «О защите прав потребителей» закрепили перечень недопустимых условий соглашений о купле-продаже. Магазин не может потребовать оплатить покупку только наличными или картой, перенести время доставки без согласования с клиентом.
При приобретении каких-то товаров покупателя не заставят доплачивать за сопутствующую продукцию или какие-то услуги. Сейчас, например, при покупке мобильного телефона могут потребовать купить защитное стекло, наушники, заплатить за установку антивируса, даже если клиенту это не нужно.
Важная норма законопроекта запрещает магазинам собирать с покупателей персональные данные, если они не хотят их раскрывать. Взять номер телефона, карты или записать домашний адрес клиента магазин сможет, только если это необходимо для оформления покупки и имеет законные основания. И по требованию покупателя продавец обязан устно или письменно объяснить клиенту, зачем нужна конкретная информация.
По словам Володина, нормы о пресечении принудительного сбора персональной информации дополнительно защитят права потребителей.
Также 1 сентября вступят в силу поправки в КоАП, устанавливающие штрафы для магазинов, которые отказываются обслуживать покупателей, не предоставивших личные данные. Штраф для должностных лиц составит от 5 до 10 тысяч рублей, для организаций — от 30 до 50 тысяч рублей.
Пожаловаться на продавцов люди могут в одно из подразделений Роспотребнадзора и общественные организации по защите прав потребителей. Их адреса, телефоны и образцы обращений можно найти на сайте ведомства. Обратиться за помощью можно и на круглосуточную горячую линию Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.
Нормы вступающих в силу законов будут распространяться и на ранее заключенные договоры купли-продажи. Если же потребитель потребует возместить убытки, то продавец должен компенсировать их в течение десяти дней после предъявления претензии.