Общество

Первоклассник и телефон: какие опасности несет в себе гаджет?

30.08.2022 17:49|ПсковКомментариев: 1

Совсем скоро для многих детей прозвучит их первый школьный звонок. Они сядут за парты и начнут постигать новый, ранее неизведанный, школьный мир. Чтобы не терять связь с ребенком, родители приобретают мобильные телефоны. Зачастую яркий и динамичный экран гаджета отвлекает ребенка от учебы. Особенно, первоклассника. Какую роль играет смартфон в школьной жизни школьника? Как грамотно научить ребенка пользоваться им? Почему яркая картинка забирает все внимание себе? Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом Псковской Ленты Новостей рассказал псковский психолог-консультант Сергей Калинин.

 

— Сергей Иванович, скажите, пожалуйста, необходим ли мобильный телефон первоклассникам? Зачем он им нужен?

— Во всем есть плюсы и минусы. Для первоклассника школа – это незнакомое место, и ему может быть тревожно, неуютно. Первые несколько недель проходит период адаптации. Хорошим фактором психологической поддержки для ребенка будет возможность услышать родной голос. Он придает уверенности, спокойствия, добавляет чувство безопасности и позволяет ему быстрее адаптироваться к новым условиям. Это главный плюс.

Что касается минусов. Тут ситуация сильно зависит от того, какое у ребенка устройство. Простейший кнопочный телефон без подключения к интернету и разноцветного экрана – хорошее средство связи, использующееся по назначению.

Сейчас существует такой термин, как «аддиктивные технологии», то есть технологии, вызывающие психологическую зависимость. Обучение – это не всегда игра, это не всегда легко и приятно. Концентрация внимания на том, что говорит учитель, на выполнении каких-то задач требуют волевых усилий. Любые отвлекающие факторы будут во вред, они будут очень сильно мешать.

Если мы говорим о современном смартфоне, в котором есть игры и Интернет, то он будет отвлекать внимание и вредить. Материал усвоится гораздо хуже, будут возникать какие-то дисциплинарные проблемы, например, замечания от учителя. Не самый позитивный опыт, который ребенок должен получать в первом классе.

Есть еще один такой косвенный фактор. Дети начинают сравнивать, у кого какой телефон: у кого красивее, у кого больше функций и возможностей. Они воспринимают его как некую игрушку, которой можно гордиться. Это тоже может отвлекать от самих занятий, и создавать негативную сравнительно оценку.

Здесь важна правильная позиция родителей. Они должны понимать и объяснить ребенку, что телефон не должен использоваться на уроках, он не должен отвлекать. Нужно рассказать, что учеба – это самое главное, что телефон в школе нужен для связи с родителями, чтобы ребенка могли встретить, проводить и поддержать.

Есть другой вариант решения проблемы. Если позволяют материальные возможности родителей, то детям покупают кнопочный телефон в школу, а дома у него может быть смартфон или планшет. Это объясняется тем, что на перемене в школе гаджет можно сломать или разбить.

— Почему происходит так, что детям становится предпочтительнее виртуальный мир, чем реальный?

— Когда мы говорим про аддиктивные технологии, то там работает целый комплекс факторов. Во-первых, яркая, красивая картинка, которую нарисовать и увидеть в жизни невозможно – там можно нарисовать любых сказочных персонажей. Во-вторых – игры. Сейчас известны несколько сотен механик: быстрое вознаграждение, постепенная нарастающая сложность и так далее.

Для дошкольников ведущим типом деятельности является игра, не учеба, не решение трудных задач. Если ребенок не очень зрелый, ему хочется в этих играх задержаться подольше. Играть всегда легче, чем учиться. Если делать выбор между этими игровыми механиками и, например, попытками педагога сделать обучение более увлекательным, интересным – первое будет выигрывать.

Даже на уровне нейрофизиологии, игра – это выработка так называемых гормонов радости: дофамина, серотонина. Аддиктивные технологии потому так и называются – их действие на мозг сродни действиям наркотиков. Это удовольствие, получаемое минимальными усилиями. А от учебы тоже можно получать удовольствие, но для этого нужно затратить усилия. Школа для ребенка – новое, он еще к этому не адаптировался. Для нашего мозга выбор будет очевиден: он будет выбирать то, что полегче, и то, что дает удовольствие быстро легко и просто.

 Какое влияние мобильные телефоны оказывают на развитие ребенка? Каковы позитивные и негативные аспекты?

— Эту тему пытались исследовать. Есть такой закон, что любая технология, придуманная во благо человека, рано или поздно будет использоваться против человека. Когда мы говорим об информационных технологиях, то людей нужно обучать работать с этими технологиями, им нужно показывать примеры. Старшеклассники в этом плане вполне продвинутые. Они знают, что есть «Википедия», где можно посмотреть любой факт и дату, что есть калькулятор – совсем не обязательно учиться считать в уме. Они осознают – технология облегчает жизнь, дает ответы, упрощает технические действия. Может быть, даже в связи с пандемией как-то немножко история сдвинулась: появилось онлайн-обучение, активно стали выкладывать учебные материалы в Сеть, появились обучающие видео, демонстрации экспериментов.

Однако, если мы говорим про начальную школу, даже с точки зрения педагогики, использование мультимедийных средств, где все играет, пляшет и поет – рановато для первоклассника. Это ему не нужно и будет распылять его внимание.

Польза от телефона может быть, если мы будем вводить его очень постепенно и ограниченно, а также будем учить пользоваться информационными ресурсами и технологиями для решения задач. Это невозможно сделать без взрослого в качестве проводника и помощника.

— Вы уже затронули вопрос концентрации внимания маленьких детей. Телефон в школе будет его больше отвлекать. Какие опасности еще может таить в себе этот гаджет?

— Тема внимания хорошо изучена. Эволюционно оно очень рассеянно, не устойчиво и очень быстро переключается. Представьте первобытного человека. Он бежит по саванне, быстрым взглядом сканирует местность: где бы там найти, что поесть, не прячется ли в кустах хищник. Изначально наше внимание очень неустойчиво генетически. Оно перескакивает все время.

Произвольное внимание, когда мы долго способны на чем-то концентрироваться – это позднее приобретение нашего эволюционного развития. Современные технологии как раз основаны на первобытном механизме. Например, современному человеку скучно смотреть художественные фильмы 30-40 летней давности. Там все слишком медленно разворачивается. Сейчас все в динамике, и ребенок к ней привыкает. Мелькание в играх или в роликах – тоже путь наименьшего сопротивления.

Школа учит ребенка произвольному вниманию: фокусироваться, концентрироваться, сосредотачиваться. Есть четкие возрастные нормы. Например, в первом классе ребенок не может удерживать произвольное внимание более 15-20 минут. Учителя стараются разнообразить и переключают внимание с одной активности на другую. Если в эту историю вклиниться и телефон – будет перегрузка. Самое главное – телефон будет в этой битве все время выигрывать, потому он более простой и привычный механизм для нашего мозга. А произвольное внимание так и не сформируется.

Сейчас, например, идет волна диагнозов – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это спорный вопрос. Есть исследования и за, и против. Существует такая точка зрения, что современные технологии провоцируют появление поколения с СДВГ.

— Как в целом родителям психологически подготовить своего ребенка для похода в школу?

 В психологии есть термин – «психологическое новообразование». И для готовности к школе ребенок должен дозреть. Есть несколько компонентов. Интеллектуальный: способность концентрировать внимание, интерес к изучению и получению новой информации. Мотивационная готовность – ребенок хочет идти в школу. Для него образовательное учреждение показатель того, что он взрослый и что он вырос. Должны созреть познавательные процессы и мотивация. Есть еще компонент социальный, который связан с навыками общения, с навыками взаимодействия с детьми и со взрослыми, в том числе и с незнакомыми. Ребенок должен не бояться задавать вопросы, должны быть сформированы простейшие правила этикета, понимание рамок взаимодействия.

Сейчас во многих школах, да и даже в детских садах есть психологи, которые проверяют эту готовность к школе. Когда такая готовность сформировалась, то от родителей требуется какое-то минимальное участие. Само начало обучения в школе они могут оформить как праздник. Сделать из этого памятное событие. Больше особого влияния не требуется.

Есть и другие важные моменты. Нужно получать обратную связь. Начиная с самого самого первого дня. Как прошел твой день? Что было хорошего? Что было плохого? Что понравилось? Что не понравилось? Что интересно? Что не интересно? Первые 3-4 недели – это очень ответственное время, потому что адаптационные моменты могут вызывать у ребенка дискомфорт. Здесь уже родители должны подключаться, объяснять, разъяснять, подсказывать. Может быть, даже вмешиваться, если там действительно будут какие-то сложности.

Второй момент – это помощь. В течение первого полугодия у ребенка формируются навыки учебной работы, в том числе самостоятельной. Как он делает домашнее задание, как он вписывается в новый распорядок своей жизни. По идее, учеба должна быть легкой и связанна с положительными эмоциями. Если ребенку трудно садиться за домашнее задание – предложите сделать его вместе. Если он плачет, что это трудная задача, не понимает – объясните ему, что ничего страшного не произошло, что вы ему поможете и вместе разберетесь и сделаете ее.

Нельзя эту историю пускать на самотек. Особенно первые дни и недели. Родители должны быть рядом, должны быть добрыми, помогающими, открытыми для общения. От этого зависят базовые установки, которые сформируется у ребенка на многие годы обучения вперед.

Беседовала Светлана Герасимова

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Общество
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека