Депутаты приняли в первом чтении поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Его авторами выступила группа депутатов и сенаторов РФ, сообщается на сайте Госдумы.
Фото: duma.gov.ru
Законопроектом предлагается ввести единые для всей страны федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».
Для начальной школы документом предлагается утвердить единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней обязательными для применения в случае окончательного принятия закона станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Законопроект также вводит обязательные для исполнения федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Разрабатывать и утверждать ФООП будет Минпросвещения РФ. Согласно проекту поправок, ФООП должны быть утверждены до 1 марта 2023 года, а школы должны перейти на их реализацию до 1 сентября 2023 года. В то же время законопроект сохраняет за школами право разрабатывать собственные образовательные программы, но их содержание и планируемые результаты «должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ», указывают авторы инициативы.
Кроме того, для реализации единых образовательных программ предлагается установить новый порядок разработки учебников. Так, государственный заказ на разработку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Во время обсуждения законопроекта председатель комитета по вопросам семьи женщин и детей Нина Останина (фракция КПРФ) задала вопрос о том, не планируется ли увеличить финансирование школ в регионах.
«Когда мы говорим о школах, без субъектового уровня качество образования не повысить. Решить вопросы, связанные с материально-технической базой, за счет муниципалитетов, которые практически все дотационные, не получится», — отметил председатель ГД Вячеслав Володин.
Также он подчеркнул, что и кадровый вопрос без поддержки регионов не решить, учитывая, что это проблемы, связанные в том числе и со строительством жилья, с увеличением заработной платы педагогов.
«Поэтому как бы мы ни хотели, но, если только думаем о качестве образования, нам надо переводить школы с муниципального уровня на региональный. Об этом речь идет. Мы с Сергеем Сергеевичем Кравцовым говорили, он поддерживает. Но это вопрос, как вы понимаете, в компетенции правительства и наш с вами. Должны принимать изменения в федеральный закон», — добавил Вячеслав Володин.
Министр просвещения Сергей Кравцов согласился с предложением, что перевод школ с муниципального на региональный уровень позволит решить многие задачи.
«Поэтому давайте проработаем эти вопросы вместе с министерством, вместе с правительством, а затем, возможно, выйдем на решение», — предложил председатель ГД.
В ходе пленарного заседания состоялось всестороннее обсуждение законопроекта. Вопросы задали представители всех фракций ГД.
Так, в частности, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Василий Власов и его коллега по фракции Сергей Леонов подняли тему подготовки учебников в соответствии с едиными образовательными программами и их доступности для школ.
Сергей Кравцов заверил, что новый порядок разработки учебников сделает их дешевле и сэкономит региональные бюджеты. Это, по словам министра просвещения РФ, станет возможно в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, поскольку исключительные права на учебники будут у РФ.
«Мы хотим исключить ситуацию, когда в школьных учебниках появляются ссылки на порносайты, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы», — заявил заместитель председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, в свою очередь, выступил с инициативой разработки единых учебников по всем предметам.
Первый заместитель председателя комитета по просвещению Яна Лантратова (фракция «Справедливая Россия — За правду») отметила, что законопроект возвращает к тому лучшему, что когда‑то было в советской системе образования. По мнению парламентария, он станет фундаментом для выстраивания в России образовательного пространства с едиными стандартами качества.
По словам заместителя председателя ГД от фракции «Единая Россия» Ирины Яровой, единое образовательное пространство — это единое культурное пространство.
«Каждому ребенку без исключения независимо от социального статуса семьи и материального достатка должно быть обеспечено качественное образование», — сказала она. По словам Ирины Яровой, «Единая Россия» будет активнейшим образом участвовать в подготовке и экспертизе подзаконных нормативных актов.
Первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Ксения Горячева (фракция «Новые люди») обратила внимание на ситуацию с инновационными и частными школами, которые из‑за введения единых стандартов могут потерять свою идентичность. «Это самый настоящий удар по их уникальному предложению на рынке и появлению новых образовательных подходов», — отметила депутат, добавив, что будет держать данный вопрос на контроле и взаимодействовать с директорами таких школ.
В ходе обсуждения законопроекта был определен срок предоставления поправок ко второму чтению до 18.00 13 сентября. Второе чтение инициативы запланировано на завтра.