Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему возвращения начальной военной подготовки в школьную программу. Она вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Фото: архив ПЛН
Начальная военная подготовка возвращается в школу спустя 30 лет. Минпросвещения России уже поддержало инициативу о введении основ военной подготовки в учебных заведениях. Ранее с предложением в министерство обратились депутаты Госдумы Яна Лантратова и Владимир Павлов. По мнению парламентариев, нынешняя программа курса ОБЖ не отражает современные реалии и вызовы, с которыми сталкивается российское общество.
Для внедрения элементов начальной военной подготовки, в курсе ОБЖ выделят отдельный модуль. Старшеклассников будут учить воинскому приветствию, действиям в общевойсковом бою и «инженерному оборудованию позиции». Помимо этого, школьников научат обращаться с автоматом Калашникова, принципам действия ручных гранат, а также про правилам стрельбы.
Предполагается, что введение НВП в школах решит еще одну проблему — поможет с трудоустройством ветеранов боевых действий. Помимо профессиональной переподготовки уже работающих педагогов, Минобороны предлагает набирать преподавателей из граждан, которые ранее проходили военную службу по контракту на офицерских должностях, отдавая приоритет участникам боевых действий.
Идея вернуть НВП вызывает массу вопросов у общественности: смогут ли отставные офицеры разговаривать с подростками на понятном языке? Откуда возьмутся учебные пособия и необходимая для обучения материальная база в школах? Нужно ли обучать военному делу в равном объеме мальчиков и девочек? Не перегрузит ли и без того насыщенную учебную программу для старшеклассников новый модуль НВП? Как быть в ситуации, когда обучение владению оружием вступает в противоречие, например, с верой школьника? Пока ответов на эти вопросы нет — часть родителей выступают против того, чтобы их детей окружили оружием в школе. Так нужна ли начальная военная подготовка в образовательных учреждениях?
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников поддержал предложение вернуть НВП в школы. По словам главы региона, в его адрес поступает много обращений: люди призывного возраста хотят получить дополнительную теоретическую и физическую подготовку. Михаил Ведерников в своем Telegran-канале отметил: «Инициатива хорошая и востребованная. Для молодёжи предлагают отдельную патриотическую программу с упором на историю и начальную подготовку».
Мнение главы региона разделяет гвардии полковник запаса, заместитель председателя Псковской городской Думы Владимир Воробьев. По его мнению, начальная военная подготовка жизненно необходима, и пойдет только на пользу старшеклассникам. Он согласен с идеей выбирать в качестве преподавателей программы офицеров с боевым опытом, при этом при обучении девочек стóит больше уделять внимание медицине, а мальчикам — боевой подготовке.
«Когда я получил эту информацию, я был приятно удивлен. Наконец-то подняли вопрос начальной военной подготовки в школах и профессиональных училищах. Это жизненно необходимо. Всегда ведь так было, что наши дети с 14-16 лет получали первоначальные навыки и умения владения оружием, обучались строевой подготовке, оказанию первичной медицинской помощи. Это все только на пользу. Если взять всю нашу историю и проанализировать, то можно сделать вывод: чтобы сохранить территориальную целостность и защитить свой народ и страну, мы должны быть готовы всегда. Начальная военная подготовка дает первичные навыки в овладении воинскими учетными специальностями. Я считаю, что эту подготовку должны преподавать люди, которые прошли горячие точки, имеющие боевой опыт, можно привлечь офицеров, которые ушли на пенсию, как говорится, в солидном возрасте, и могут детей научить тому, что необходимо первоначально. Девочкам необходим медицинский уклон, а мальчикам — посложней темы: различные виды стрелкового оружия. Должно быть разделение».
Непонятна цель возвращения НВП в школы, объясняет семейный психотерапевт Румия Калинина. Если дело в воспитании патриотизма, то для этого есть другие способы. На взгляд психолога, гораздо важнее растить граждан своей страны, а не солдат.
«Если говорить с психологический точки зрения, то у меня вопрос: какова цель этой дисциплины? Чтобы дети сразу после школы могли идти воевать? Или что-то иное – воспитывать волю? Или это форма патриотического воспитания? Очень важно понимать цель. Если говорить о том, что у нас сложная жизнь, и очень хорошо, чтобы наша молодежь была приспособлена, то такую задачу хорошо решала дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности", которую с большим или меньшим успехом проходят в школах. Там можно учить, как оказывать первую помощь, как защищаться от кого-то, прятаться, то есть рассматриваются ситуации несколько шире, чем военные проблемы. Мне хочется думать, что наличие военных действий в нашей жизни будет не постоянно. А в жизни и вправду есть опасности, с которыми необходимо уметь справляться. Я, как возрастной человек, помню о такой дисциплине как НВП в свое время. Пострелять было интересно, но я не думаю, что мы получили какие-то военные навыки. Если говорить по части патриотического воспитания, то, наверное, есть другие методы и возможности воспитывать любовь к Родине и возможность её защищать, чем марширование, стрельба и надевание противогазов. Я не вижу целесообразности. Мы растим солдат, а не граждан страны».
Почетный гражданин города Пскова, директор военно-патриотического центра «Патриот» Анатолий Мультах полностью поддерживает инициативу вернуть НВП в школьные учреждения. Он уверен: в первую очень начальная подготовка дисциплинирует, рассказывает о славных страницах военного прошлого нашей страны и воспитывает патриотизм.
«Дело заключается в том, что начальная военная подготовка заключается не только в умении владеть оружием, саперным делом. НВП дисциплинирует, в какой-то степени патриотизирует человека. Помню себя с младых ногтей: как только пошла начальная военная подготовка - это было очень интересно. Мы вместе всем классом этим занимались. Всем этим сейчас занимается военно-патриотический центр "Патриот" с 2004 года. Все программы наших 13 клубов рассчитаны для начальной военной подготовки по различным воинским дисциплинам. Естественно, они адаптированы для уровня детей. В первую очередь, НВП дисциплинирует, помогает воспитывать патриотов, ведь если Родину не любить, тогда ее не будет. НВП это не только орудие, знание инженерно-саперного дела и так далее, это еще и раскрытие военно-исторического прошлого и настоящего. Знаете, сколько жителей сбежало за границу? 206 тысяч! Почти столько же, сколько мобилизовали. Поверьте мне, большинство из них просто испугались, не понимая ничего. Испугались за свою жизнь. Вот в чем вся проблема. А сейчас общество начало заниматься единением. Главное, чтобы это было не забюрокрачено».
Для начальной военной подготовки существуют специальные военно-патриотические центры, считает депутат Псковской городской Думы и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман. В школах такой предмет будет лишним. По ее словам, для патриотического воспитания важнее обратить больше внимания на гуманитарные предметы.
«Я считаю, что такой предмет и модуль в школе абсолютно не нужен. Я сама училась, когда была НВП. Вопрос, кто должен вести этот предмет, для меня не стоит. Насколько я понимаю, Минпросвещения решило его так: преподавать НВП будут военные в отставке, имеющие опыт прохождения службы в горячих тачках. Считаю, что школа — это не то место, где должна быть начальная военная подготовка для всех учеников. Для этих целей в нашем городе есть прекрасные центры "Патриот", которые для детей, предполагающих служить в армии, учиться на военной специальности, делают достаточно. Тем более, что в школах собираются этому посвящать 11% учебного времени. И это в условиях, когда общество возмущено тем, что школьники не знают каких-то базовых основ культуры и науки. Думаю, что это очень расточительно. Мой опыт показывает, что патриотическое воспитание работает не через НВП, а через, в первую очередь, гуманитарные школьные предметы».
Поддерживает инициативу представитель родительского комитета Псковской области Оксана Нани. На ее взгляд, знания, которые подростки получат во время начальной военной подготовки, помогут в экстремальной ситуации спасти свою или чью-то жизнь.
«Это те знания, которые в экстремальной ситуации могут помочь спасти человеку жизнь. Когда раньше была начальная военная подготовка, направления обучения мальчиков и девочек делились. У девочек больше времени выделялось на медицинский блок. Жизнь достаточно длинная, есть ситуации, когда эти заложенные знания могут найти применение: накладывание жгута, остановка крови. Эти знания не совсем касаются поступления в высшее учебное заведение, будут время отнимать, но их человек пронесет с собой через всю жизнь. Никому из мальчиков не помешает умение стрелять или держать ружье и понимать, как это работает. В дальнейшем будет армия, они уже пойдут туда с базой. Почему нет?».
Гораздо важнее научить подростков базовым основам - таким, как создание семьи, продолжение рода, умение зарабатывать деньги, уверена многодетная мама Ульяна Михайлова. Она добавила, что от возвращения НВП в школы никакой пользы не будет, но появятся дополнительные бюджетные расходы и пустая трата времени.
«Глубоко убеждена, что проблема нашей страны заключается в следующем: люди, которые должны что-то делать, этого не делают. Начинаются подтягивания под общественные обязательства, факультативы, не дающие никаких серьезных профессиональных навыков. Военные должны заниматься военными действиями, инженеры должны строить, а дети должны учиться. Мое мнение такое: никакой военной подготовки в школах быть не должно. Это глупость и ересь. Темы, которых действительно не хватает, – элементарные подготовительные, когда наших детей учат азам: девочек быть мамами, мальчиков — папами, что надо создавать семьи, работать, зарабатывать, рожать детей, строить хозяйство и настраивать свой ум на мирное течение времени. Это нормально. Что касается всяких тем, связанных с военной подготовкой, военными операциями: мы же с вами думаем, что это временный момент. А для этого не надо настраивать федеральные расходы на такие фундаментальные темы в школах. В этом я вижу основное противоречие. Безусловно, если будут приняты соответствующие федеральные законы, и у людей в Госдуме не дрогнет рука проголосовать за них, то все добропорядочные родители будут эти обязательства выполнять, дети будут на курсы ходить. Но совершенно ничего правильного и нужного из этого не вырастет. Будут только одни бюджетные расходы и трата времени».
В Пскове уже есть действующие центры начальной военной подготовки, все желающие школьники могут посещать их во внеурочное время. В свое время курс ОБЖ ввели в школьную программу, чтобы помочь сформировать навыки безопасного поведения, сохранения жизни в экстренных ситуациях. Участие в военных действиях — ситуация, безусловно, экстренная. С учетом реалий, в которых оказалась наша страна после февраля текущего года, понятно стремление властей повысить подготовку будущих защитников Родины. Отсюда и стремление вернуть НВП в школьный курс, и инициативы возвратиться к двухлетнему сроку службы в армии. Однако, по данным актуальных опросов общественного мнения, только треть граждан России поддерживают введение в школах начальной военной подготовки, да и то - в качестве внеурочной деятельности. 48% россиян выступили против возвращения НВП для школьников.
Анастасия Сливинская