Роскачество обнаружило в игрушках «Хагги Вагги» превышения по содержанию фенола, в одной из них — более чем в 4 раза. При этом абсолютное большинство игрушек реализуются на российском рынке бесконтрольно и не обладают сертификатами соответствия. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в ведомстве.
Мониторинг рынка показал, что в условиях высокого спроса и ажиотажа вокруг игрушек «Хагги Вагги» российский рынок наводнили обезличенные товары китайского производства стоимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за единицу товара. По данным интернет-сервиса Price.ru, c сентября 2021 года по сентябрь 2022 года интерес пользователей к куклам-монстрам вырос почти на 9 миллионов процентов. Наибольший ассортимент представлен на онлайн-площадках, а именно маркетплейсах и интернет-магазинах. Так, Роскачество закупило «Хагги Вагги» для проведения лабораторных испытаний на маркетплейсах Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет». Кроме того, закупки проводились в специализированных детских магазинах, включая «Детский мир», а также в небольших точках продаж и рынках, в том числе на вещевом рынке «Садовод» в Москве.
Роскачество вынуждено констатировать, что большинство игрушек «Хагги Вагги» токсичны и в целом небезопасны для ребенка, подчеркнули в ведомстве. Так, 89% товаров из исследованных (16 ТМ из 18) имеют превышения по содержанию фенола. Максимальное превышение нормируемого значения более чем в 4 раза обнаружено у одной из игрушек, закупленной на крупном российском маркетплейсе. Фенол — это вещество второго класса опасности, то есть высокоопасное (класс 1 — это яды), которое быстро всасывается в том числе через кожу, верхние дыхательные пути. При регулярном контакте с такой игрушкой ребенок может стать сонливым, могут появиться головные боли, головокружения, объяснили в Роскачестве.
Кроме того, у части изделий обнаружено несоответствие по индексу токсичности. Согласно ТР ТС 008/2011, этот показатель в водной среде должен составлять от 70 до 120% включительно. Однако у восьми «Хагги Вагги» индекс превышал 150%. Контакт детей с подобными игрушками может привести к отравлениям и аллергическим реакциям.
Роскачество предложило ужесточить требования для реализации игрушек «Хагги Вагги».
Согласно ТР ТС 008/2011, производитель должен вынести на этикетку достоверную информацию об игрушке. Родители перед покупкой должны иметь полную информацию: для какой возрастной группы игрушка предназначена, где, кем и из какого материала изготовлена, а также как за игрушкой правильно ухаживать (по необходимости). Однако две трети игрушек «Хагги Вагги» из исследованных не имели обязательной информации и предупредительных надписей в маркировке. Более того, данные изделия не обладали сертификатами соответствия.
Игрушки «Хагги Вагги» также прошли психолого-педагогическую экспертизу у специалистов Московского государственного психолого-педагогического университета. Психологи проводили наблюдения, беседы и опросы в образовательных комплексах Москвы. Всего в выборку экспертов вошли 265 воспитателей и 1872 родителя детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. А в экспериментальном исследовании приняли участие 130 детей от 4 до 10 лет.
Психологи установили, что игрушка «Хагги Вагги» выполняет не столько функцию игрушки, сколько является «статусным» предметом для ребенка — «модной» игрушкой. Игра детей с «Хагги Вагги» и другими игрушками этой серии не отличается от игр с другими мягкими игрушками. При этом подавляющее большинство детей не боятся образа «Хагги Вагги» и не ведут себя агрессивно, взаимодействуя с данной игрушкой. Чаще всего она используется как «игрушка-обнимашка» или игрушка-атрибут.
Негативная эмоциональная нагрузка, связанная с образом «Хагги Вагги», по всей видимости связана с тем, что дети узнают о «Хагги Вагги» из видеороликов на YouTube, содержание которых не связано с оригинальной видеоигрой Poppy Playtime и в которых представлена отрицательная информация об этом персонаже.
Хагги Вагги — персонаж компьютерной игры Poppy Playtime, первый эпизод которой вышел 12 октября 2021 года. По сюжету игры Хагги Вагги — антагонист, который охотится за игроком, бывшим сотрудником фабрики игрушек Playtime Co. Постепенно во всех мировых маркетплейсах, в том числе и российских, появились линейки игрушек с этим персонажем.