Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему нововведений в школьном образовании. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Законодатели и профильное министерство в последнее время активно пытаются внедрить в образовательный процесс российских школ разного рода «инновации». В начале учебного года в школьном расписании появились «Разговоры о важном». С 1 сентября 2023 года в российских школах начнутся уроки начальной военной подготовки. Только за минувший год педагогов и учащихся «радовали» креативными идеями по созданию театров во всех школах, о внедрении курса изучения священных текстов.
Нельзя пройти мимо инициативы введения обязательного «трудового воспитания» в образовательный процесс. В законе «Об образовании» может появиться новая обязанность школьников — заниматься общественно-полезным трудом. Если поправку поддержит большинство депутатов Госдумы.
Вишенкой на торте стало предложение ввести курс лапты в школах. Минпросвещения уже официально заявило, что образовательный курс по этой игре разработан для учащихся с 1-го по 11-е классы. Он будет реализовываться в рамках уроков физкультуры и внеурочной деятельности. Возможно, в этой идее нет ничего плохого. Но кто будет проводить игры в лапту? Где взять необходимое количество преподавателей и спортивный инвентарь? Все-таки лапта в России — это не бейсбол в Америке, где перчатка есть в каждом доме. В нашей стране когда-то популярную игру прочно забыли еще в ХХ веке.
Сторонники школьных нововведений уверены: все они своевременны и необходимы. Даже если какие-то идеи выглядят на первый взгляд невыполнимыми, со временем они удачно внедрятся в школьный процесс.
Но с другой стороны есть мнения, что большинство новшеств в школах больше похоже на эксперименты. Школьников лишают времени, необходимого на основной образовательный процесс, на изучение предметов, которые реально пригодятся в жизни.
Так не пора ли завершать эксперименты над школьным образованием? Не страдают ли педагоги и учащиеся от постоянного «реформаторского зуда»? Не мешает ли он усвоению основной школьной программы? Есть ли в школах ресурсы на то, чтобы реализовывать все нововведения? Поговорим об этом в программе «Дневной дозор».
То, что возвращает россиян к истории и традициям, однозначно приносит пользу, утверждает депутат Псковского областного Собрания, директор средней общеобразовательной школы №12 в Великих Луках Елена Даньшова. Она уверена: все последние нововведения направлены на воспитание учащихся, и оказывают положительное влияние на школьный процесс.
«Школа всегда была местом, где едино открывается учебный и воспитательный процесс. Здесь не нужно даже задумываться о том, нужны ли "Разговоры о важном". Они нужны, потому что мы говорим о добре, о родине, о патриотизме, о моральных качествах, которые должны воспитывать в детях и людях. Это сейчас очень актуальная тема. Что касается НВП, то элементы начальной военной подготовки всегда были в курсе ОБЖ. Я не вижу в этом ничего плохого, если наши мальчишки и девчонки будут уметь обращаться с оружием, знать основы строевой подготовки, уметь оказывать медицинскую помощь. Лапта – это традиционно русская командная игра, что очень важно. К стати, лапту в нашей школе не забывали никогда, и она у нас есть, соревнуемся, и в лапту у нас играет практически вся школа. Мы также проводим соревнования между классами и параллелями. Поэтому я тут только за. То, что возвращает нас к нашим традициям, к нашим корням, к нашей истории только работает на пользу».
По словам депутата Псковской городской Думы и доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяны Пасман, нововведения в школе иногда необходимы. Но когда они оторваны от реальности и не соответствуют тому, в чем по-настоящему нуждаются школьники, это разрушает образовательную среду.
«Нововведения бывают разными. Есть изменения, которые школе требуются в связи с тем, что жизнь изменилась; наука, которая лежит в основе школьных предметов, новое открыла. Но когда эти изменения происходят без консультации с профессионалами, это очень плохо отражается на том, что реально происходит в школе. Школа – это единый организм, даже, как говорят, единая экологическая система, где все зависит от всего. И поэтому, если нововведения профессионально не обоснованы, а ангажированы какими-то политическими силами, которые пытаются туда внедрить, то они, естественно разрушают эту систему. Учителя и ученики – это люди, которым требуется разобраться в том, что собираются вводить, подготовиться к этому. У нас часто происходит так: "Сегодня мы решили, а завтра мы уже должны вводить". Потому что сами по себе "Разговоры о важном", которые ввели в школах, это не хорошо и не плохо. Просто акценты на то, что единые темы и идеи будут представляться ученикам. Но, во-первых, методические рекомендации "Разговоров о важном" то появлялись, то исчезали, на их место появлялись новые, как будто учитель должен это делать все импровизацией. Во-вторых, нужно понимать, что в этом живом организме живут и работают конкретные люди и учатся конкретные дети. Никто, кроме учителей, не знает, что для них является важным, больным и так далее. Когда эти нововведения, здесь я говорю и о той же лапте, вводятся без учета вот этих различий, то это разрушается организм школы. Я считаю, что нововведения в школах - это дело нормальное, но сегодня я почти не вижу нововведений, которые были бы профессионально подготовлены и помогали работать школе эффективно».
Со временем в школы приходят изменения, объясняет директор псковского лицея экономики и основ предпринимательства №10, депутат Псковской городской Думы Ольга Федорова. По ее словам, необходимые нововведения всегда вписываются в образовательный процесс.
«Все очень просто – у нас все вписывается. Приходит время, приходят какие-то необходимости и все вписывается».
По мнению многодетной мамы Ульяны Михайловой, сейчас гораздо важнее усилить подготовку к экзаменам в учебных заведениях, а не вводить дополнительные второстепенные занятия.
«У нас подготовка к государственным экзаменам в 9 и 10 классах от родителей требует репетиторов. Школа не может качественно подготовить учеников к этим направлениям, у нас родители выламывают эти деньги. Зато создаются какие-то факультативные, второстепенные темы и навязываются как основные. Так вот государственным мужам надо продумать те направления, которые будут связаны с реальным будущим детей, с поступлением и реализацией себя как профессионалов».
Новое время показало, что детей нужно обучать и воспитывать по многим направлениям, уверена председатель Псковской областной общественной организации «Дети – наше будущее» Светлана Петрова. По ее словам, возвращение НВП и введение курса обязательного трудового воспитания особенно необходимы современным школьникам.
«Нововведения очень важны, так как в связи с последними событиями мы поняли, что молодое поколение не очень умеет настоятельно принимать решение, работать руками. Обязательно нужно работать с ними в данных направлениях. НВП – было большой ошибкой устранить это в школах. Я ребенок Советского союза, я прекрасно помню, как собирать и разбирать оружие, как стрелять и что делать, если, допустим, какие-то нехорошие моменты… Например, если взрыв, куда бежать, как закрывать голову руками. Наши дети этого всего не знают, а ситуация в стране очень напряженная и очень жаль, что он был устранен. Именно труды надо вообще во главе всего ставить. Математика она важна, по русскому навыки тоже важны, и из года в год они оттачиваются даже вне процессов обучения. А вот когда человек выходит во взрослую жизнь, не умея ничего, то вот здесь уже большие проблемы появляются. Сейчас очень много молодежи и детей подросткового возраста, которые вообще ничего не умеют. Работая с детьми, выезжая на мероприятия, некоторые даже бутерброды себе не могут сделать, будучи уже 15-летними подростками. Мое мнение, что эти направления очень важны и нужны. Конечно, дети будут еще больше нагружены в школе. Родителям некогда детьми заниматься, родители деньги зарабатывают, школа нам поможет».
Необходимо соизмерять то, чему детей хотят научить в школе и выделенное на это время и возможности, считает руководитель псковского планетария Владимир Колпаков. На его взгляд, убирать из образовательного курса предмет «Астрономия», но находить время для лапты, не совсем правильно.
«Сейчас школьная программа как раз из серии "нельзя впихнуть в невпихуемое". Потому что количество часов в школе не увеличивается и, когда туда пытаются включить новые предметы, новые разделы, как правило, ничем хорошим это не закончится. Тем более сейчас мы вводим лапту, а с этого года астрономия опять исключена из части обязательных предметов, опять она будет частью физики и преподаваться она будет кое-как, потому что на физику и так часов не хватает. Мне кажется, что учить детей надо всякому разному, чтобы они были подготовлены к жизни в этом сложном мире, но надо как-то соизмерять то, чему мы хотим их научить с количеством времени, которое есть у детей. Поэтому, мне кажется, что это не совсем правильно».
Не все инновации в школьный процесс бесполезны или даже вредны. Действительно, есть изменения, которые продиктованы временем. Да, полезно прививать любовь к труду, разговаривать на важные темы, воспитывать командный дух.
Однако в это же время очень странно наблюдать за исключением нужных предметов из школьной программы, таких как астрономия, экономика, право и экология. Выпускники, окончив школу, будут уметь играть в лапту и владеть оружием. Но разве не важно более углубленно понимать процессы экономики и знать права гражданина? Уделять внимание экологии?
Из-за таких перекосов и возникает главный вопрос: а не пора ли остановить эксперименты над школьным образованием и поумерить «реформаторский зуд»?
Анастасия Сливинская