Высокие ставки акцизов на алкогольную продукцию играют на руку бутлегерам: серые производители находят все новые и новые способы наводнять рынок контрафактом. Если заморозить ставки на этанол, а медицинский спирт, наоборот, сделать подакцизным товаром, начать, наконец, маркировать ядовитый метанол и вывести производителей алкоголя из-под моратория на проверки бизнеса, это нанесет серьезный удар по бутлегерам, позволит собирать больше налогов в бюджет и не допускать отравления людей разного рода суррогатом. Об этом шла речь на круглом столе в Совете Федерации 8 июня.
От отравления содержащим метиловый спирт сидром в начале июня в нескольких регионах погибли 30 человек, почти 100 пострадали. Как яд попал в предназначенный для людей напиток, разбираются правоохранители, напоминает «Парламентская газета».
Директор департамента цифровой маркировки товаров Минпромторга Владислав Заславский сообщил в Совфеде, что на кегах со злополучным «Мистером Сидром» отсутствовала маркировка, хотя для такой продукции она стала обязательной с 1 марта. Отсутствие маркировки в ведомстве предложили считать фактором риска производителя. Если такую норму принять, то у контролирующих органов появится возможность проводить внеплановые проверки производителей. Правда, в случае все с тем же сидром это скорее всего не помогло бы, поскольку, как сказал глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин, отравленный напиток производили на нелегальной площадке.
А вот строже контролировать оборот метанола стоило бы, согласились участники обсуждения. Не впервые парламентарии предлагают маркировать это вещество, например окрашивать его или придавать особый запах, поскольку смертельный для человеческого организма метиловый спирт на вид и вкус не отличается от этилового. Однако производители продолжают настаивать, что это снизит потребительские свойства и сделает отечественный метанол менее конкурентоспособным, сказал зампред комитета Совфеда по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин. Сейчас, по его словам, создана технология, которая позволит менять вкус отравы: лишь попробовав ее, у человека будет возникать рвотный рефлекс.
Еще одно предложение Сергея Рябухина, которое поддержал его коллега по комитету Андрей Епишин, касалось отмены моратория на проверки алкогольного бизнеса и производителей продовольствия. «Сегодня даже воду для детского питания нельзя проверить», — посетовал сенатор.
Огромные объемы серого рынка — это не только потенциальная угроза здоровью людей, но и серьезные бюджетные потери. Государство ежегодно повышает акцизы на алкоголь, это хороший способ пополнения казны, но бутлегеры сводят эту работу на нет, сказал президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев: «Мы буквально гоняемся за своим хвостом. Огромные доходы бутлегеров побуждают их искать новые способы поставки на рынок контрафакта».
В союзе считают необходимым заморозить акциз на алкоголь, поскольку он и так сегодня самый высокий среди стран ЕАЭС, а по отношению ставки акциза к доходам людей Россия лидирует даже среди европейских стран. Нужно хотя бы гармонизировать наши акцизы и соседних государств, чтобы у нелегалов из-за рубежа не было стимулов зарабатывать на нашем рынке. Эту позицию поддержали в Совфеде и Росалкогольрегулировании, но против выступил директор департамента налоговой политики Минфина Данил Волков, сказавший, что в этом случае доходы бюджета точно упадут, а вот вырастет ли собираемость налога — вопрос.
Не первый год сенаторы ведут борьбу, чтобы закрыть еще одну лазейку для бутлегеров — навести порядок на рынке медицинского спирта. Это по сути тот же этанол, который используют для производства алкоголя, но акцизный сбор на него не распространяется. И пока часть продукции серыми потоками уходит на производство выпивки, обуздать эту отрасль не получится, сказал Игорь Алешин. На рассмотрении Госдумы находится законопроект, ужесточающий обращение медицинского спирта. «Надо на весь спирт ввести одинаковый акциз, тогда не будет экономической выгоды, Минфин это поддерживает», — сказал глава Росалкогольрегулирования.
А еще паленый алкоголь вовсю продают в Интернете, из-за чего бюджет ежегодно теряет около 30 миллиардов рублей, сообщила председатель комиссии Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта Елена Суслова-Новожилова: «Нужно обелить интернет-рынок алкоголя, поскольку сегодня он, по сути, полностью нелегальный и является хорошим каналом продаж неучтенной продукции».
На этом же круглом столе обсудили и подакцизную табачную продукцию. Бюджетные потери от контрафакта здесь еще выше, чем в алкоголе, — до 30%, по данным Сергея Рябухина. И проблемы схожие: из-за разницы акцизов везти в Россию сигареты из соседних стран очень выгодно. О проблеме, конечно, знают в Минфине, подтвердил Данил Волков, поэтому совместно с коллегами из Белоруссии разработали дорожную карту по постепенной гармонизации акцизов.
Вновь поднимали тему передачи части сборов от реализации табачки регионам. Эту идею поддерживают в Счетной палате, аудитор которой Андрей Батуркин сказал, что это стимулирует власти на местах активнее бороться с контрафактом. С 2018 по 2022 год акцизы на курево выросли на 50%, а поступления от ее реализации в бюджет — на 16%. То есть собираемость налога серьезно отстает.
Табак и крепкий алкоголь следует включить в список стратегически важных товаров, предложил Сергей Рябухин. Это, по его словам, позволит России не согласовывать правоприменительную практику в отношении серых производителей с членами ЕАЭС. Выявлять и пресекать контрабанду так станет проще.