Лебеди собираются в стаи перед отлётом на места зимовья — такие картины заснял в музее-усадьбе «Тригорское» и в его окрестностях сотрудник Государственного Пушкинского заповедника Алексей Михайлов. Фотографии он выложил на своей странице в социальной сети ВКонтакте.
Фото здесь и далее: Алексей Михайлов, музей-заповедник «Михайловское»
Внимательные подписчики сразу заметили на шее у одной из птиц синюю «повязку». «Всё в порядке, — ответил Алексей Михайлович на вопрос об этой метке. — Лебедь окольцован. — И добавил: — Видимся не первую осень».
Так как в окрестностях Пушкинского заповедника нет незамерзающих водоёмов, которые к тому же были бы мелководными, чтобы крупные птицы могли прокормиться даже в холода, лебеди из Святогорья на зиму оставляют родные места, — констатирует Всеволод Курбатов, автор книги «Животный мир Пушкинского Заповедника», которую музей выпустил в свет в научно-популярной серии «Михайловская пушкиниана» (выпуск 55). «Увидеть зимующего лебедя на Сороти — большая редкость. Многие из них улетают в конце октября — в ноябре. Но некоторые задерживаются вплоть до середины декабря», — рассказывает Всеволод Курбатов и напоминает, что именно о такой «припозднившейся», а вероятнее всего — отбившейся от стаи птице в своё время написал целую новеллу «Лебедь на Сороти» легендарный хранитель псковских пушкинских мест, «михайловский домовой» Семён Гейченко.
Путь в тёплые края для лебедей-кликунов (а именно их мы видим на фотографиях Алексея Михайлова — ред.) заканчивается на заливах Чёрного и Каспийского морей, поясняет Всеволод Курбатов, а вот лебеди-шипуны, которые также во множестве обитают в «Михайловском» и вокруг него, летят дальше, в Северную Африку и даже в Иран. «Домой птицы возвращаются в конце марта — начале апреля, когда реки и озёра ещё окончательно не освободились от ледового плена», читаем в книге «Животный мир Пушкинского Заповедника».
В музее добавили, что несколькими днями ранее Алексей Михайлов поделился с интернет-пользователями и фотографиями стаи белых цапель, которую застал неподалёку от мемориальной усадьбы «Петровское», на озере Кучане.
Напомним, что насельников мемориальных усадеб Пушкинского заповедника и их окрестностей — как животных-птиц, так и растения — пушкиногорские музейщики считают одной из самых ценных «коллекций», хотя в фондовых документах они, конечно, не значатся. Таких же птиц, те же цветы и деревья видел и Пушкин, приезжавший сюда то в ссылку, а потом по доброй воле, из сердечной привязанности. Об этом всегда напоминают своим слушателям экскурсоводы, сопровождая гостей в прогулках по старинным усадебным паркам или просто акцентируя их внимание на том или ином виде, открывающемся из окна. А в большой программе к 225-летию со дня рождения поэта, утверждённой на федеральном уровне и подписанной председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, среди прочего есть и пункт о новой экспозиции: «Эмоции природы, природа эмоций. Пушкинский литературный ландшафт».