Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему введения новых предметов в школе. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Законопроектов и инициатив, касающихся сферы образования, в последние годы появляется стабильно много. Так много, что директора и педагоги уже не знают, радоваться столь пристальному вниманию или плакать. За последнее время, например, в программах «Дневной дозор» вместе с экспертами мы успели поговорить и о предложениях запретить ЕГЭ и репетиторство, и о табу на мобильные телефоны в школах, и о том, нужно ли приравнять профессию педагога к вредной работе. Идей уже много. Однако министерство просвещения, словно «взбесившийся принтер», продолжает генерировать нововведения в школе.
Из последнего… На федеральном уровне обсуждается введение в школах двух новых предметов - логики и экологии. Подчеркнём: речь идёт даже не о факультативах, а об отдельных дисциплинах во всех общеобразовательных организациях. На первый взгляд, вроде бы дело хорошее, ведь логика во многом является основой для других наук. К тому же умение логически мыслить крайне важно для людей, так как позволяет самостоятельно принимать решения, анализировать, вдумчиво строить свои действия.
Сложно переоценить и важность изучения экологии. Да, советское общество эту дисциплину, как науку, толком не признавало. Однако с развитием технологий, промышленности, с ростом потребностей и увеличением потребления стало очевидно: думать о будущем планеты, защищать её экологию действительно важно. Несмотря на это, современное поколение мало думает об окружающем мире - начиная с проблемы раздельного мусора и завершая осознанным потреблением. Словом, курс экологии, где подрастающему поколению привили бы правильные привычки, был бы очень полезен. Это с одной стороны.
А вот с другой... Образовательный курс в школах сегодня и без того перегружен. «У наших детей совершенно нет детства! Нет времени на отдых и развлечения. Домашнего задания и так много!» - подобные рассуждения нередко можно услышать от родителей. И понять их можно… В школах уже есть начальная военная подготовка. Есть «Разговоры о важном». Куда ещё нагрузку? Да и где взять учителей логики и экологии? Как таковых их нет. Стало быть, должны появиться какие-то курсы переквалификации, обучения... А это опять дополнительные проблемы и отрыв педагогов от их основных обязанностей.
Так нужны ли новые дисциплины в школах? Об этом сегодня в программе «Дневной дозор».
Вводить в школы сразу две новые дисциплины «пока преждевременно». Такую точку зрения озвучила председатель Псковской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Наталья Горбачева. По её словам, даже несмотря на то, что обоснование необходимости этих предметов в современных реалиях выглядит вполне убедительно, у этой идеи есть недостатки.
Председатель Общественной палаты Псковской области, экс-руководитель регионального комитета по образованию Александр Седунов с однозначным ответом на вопрос «а нужны ли в школах новые предметы - экология и логика?» затруднился. Собеседник подчеркнул, что нагрузка большая сейчас не только у детей, но и у родителей, которым вместе со своими чадами приходится сидеть ночами и выполнять домашние задания. И поэтому появление новых предметов «не всегда положительно сказывается на этой работе». А вот с другой стороны...
А вот представитель родительского комитета Псковской области Оксана Нани позитивно высказалась об идее внедрения в школьную программу обоих предметов - и логики, и экологии. «Есть предметы, которые позволят воспитать поколение лучше, чем предыдущее. И надо этим пользоваться», - отметила собеседница. Впрочем, поддержала Оксана Нани эти инициативы с некоторой оговоркой.
Педагоги в школах сейчас загружены даже не на 100%, а на все 150! Они работают по 37 или даже по 40 часов в неделю и имеют чуть ли не по две ставки. И это при том, что оптимальной для педагога считается нагрузка в 20 часов, то есть вдвое меньшая - описала ситуацию в сфере образования учитель великолукской школы №1, амбассадор Форума классных руководителей Татьяна Рассолова. Она заострила внимание на том, что учителей сейчас и так не хватает. А если заставить их вести ещё парочку дополнительных предметов, будут ли они в восторге?
Вопрос введения новых предметов в школьный курс не должен быть бесцельным — в этом убеждена педагог, депутат Псковской городской Думы Татьяна Пасман. Она высказала мнение о том, что существует большое количество наук, которые были бы полезны для всестороннего развития ребёнка. Однако невозможно ввести их все «в силу ограниченности времени и в силу подготовленности обучающихся к осознанию этих самых основ наук». Да и откуда взять учителей? Вузы их подготовить не сумеют, добавила Татьяна Пасман.
Раз инициативы о внедрении в программы логики и экологии появились на федеральном уровне, значит эта тема сейчас актуальна для страны - построила логическую цепочку директор псковской гимназии №29 Елена Синева. Но вот вопрос: куда в расписании поставить эти важные и нужные предметы? По санитарным правилам в нагрузку они уже не влезут!
К слову, даже если на федеральном уровне всё-таки будет решено не вводить дополнительные дисциплины, а встроить элементы логики и экологии в уже существующие предметы, то школам придётся расширять содержание рабочих программ и переписывать учебные планы — добавила директор псковской гимназии №29 Елена Синева. И этой работой, как ни крути, придётся заняться учителям. А это, опять же, допнагрузка при скромных зарплатах!
Напоследок любопытный факт: большинство псковских родителей, напротив, поддержали введение в школьные программы дополнительных дисциплин и, в частности, экологии. Как выяснили аналитики одного из сервисов по поиску работы, в пользу этой идеи высказались 7 из 10 горожан в возрасте от 35 до 44 лет. Против оказался лишь каждый пятый родитель. А уровень поддержки внедрения уроков экологии в школах рос с увеличением уровня доходов опрошенных.
Светлана Пикалева