29 мая
Медиаметрическое исследование «Информационное пространство Псковской области» проводилось по заказу администрации Псковской области в декабре 2008 года.
1. Аудитория и рейтинги печатных СМИ
Данные медиаметрического исследования характеризуют жителей Псковской области как «более-менее читающую» публику - вообще не брали в руки газет в течение месяца перед опросом чуть более четверти респондентов и порядка 15% не контактировали с информационными ресурсами вообще (в Пскове - 9,6%, в Великих Луках - 19,2%). Доли постоянных читателей ведущих газет Псковской области показаны на графике 1, график 2 показывает их антирейтинги. Из данного распределения исключены издания, не заточенные на информирование об общественно-политической жизни, такие как «Из рук в руки» или «Телесемь».
Граф. 1. Постоянные аудитории областных печатных изданий
Граф. 2. Доли читательской аудитории, незнакомые с областными изданиями
В районах, включая райцентры, наиболее известным и читаемым медиапродуктом остается районная пресса, что во многом объясняется ограниченностью предложения на медийном рынке. Интересные результаты дала попытка оценить печатные СМИ области на основе классической иерархической модели формирования отношения: «Информированность → Оценка → Действие». Предполагается, что аудитория состоит из следующих подгрупп: а) тех, кто знает о существовании газеты, б) узнает ее страницы, в) более-менее постоянно контактирует с изданием (здесь - в течение месяца перед опросом), г) готов покупать ее в розницу и, наконец, д) подписчики. Нормальная иерархия напоминает матрешку - каждая последующая подгруппа меньше предыдущей. Однако, как видно из графика 3, районная пресса не подчиняется этой логике - коэффициент узнавания газеты значительно меньше коэффициента контакта и даже коэффициента подписки. Для графика взяты усредненные показатели, в отдельных случаях эти разрывы еще более ярко выражены.
Граф. 3. Характеристика контакта жителей области с местной районной и главной областной газетой
Низкий коэффициент узнавания районных газет (ниже даже коэффициента подписки) свидетельствует, помимо всего прочего, о том, что местная районная газета играет особую роль для локальных сообществ (не источник информации, а признак локальной идентичности), а привычка покупать и выписывать «свою газету» - одна из традиций, сохранившихся в малых городах и селах. Если доля подписчиков на псковские издания с трудом дотягивает до 1% от всей аудитории, то на «районки» подписывается каждый седьмой читатель.
Граф. 4. Охват населения Псковской области подпиской на печатные издания, в процентах от собственной аудитории газет*
* вопрос относительно подписки на городские газеты Пскова и Великих Лук задавался только в этих городах, в районах задавался вопрос насчет местной районной газеты, областные газеты оценивались на всем пространстве региона.
В ходе исследования была получена информация относительно содержательных предпочтений аудитории. График 5 показывает, какие рубрики и разделы пользуются наибольшим, а какие - наименьшим спросом у читателей. Наиболее востребованы местные и областные новости, криминальная хроника и телепрограмма.
Граф. 5. Тематические предпочтения читателей Псковской области
Как видно из графика 6, технические причины - плохая служба доставки, негде купить, нет того, чего хочется - последние в ряду причин, по которым жители области не читают газеты. Каждый восьмой ссылается на низкое качество публикаций, каждый шестой - на высокую стоимость печатных изданий. Но главная причина заключается в отсутствии потребности в печатной продукции - на газеты нет времени или их успешно заменяет телевизор, радио, интернет.
Граф. 6. Объяснение респондентами причин, по которым они не читают или почти не читают прессу
2. Аудитория и рейтинга интернет-СМИ
Ниже приведены данные, полученные в мае 2009 года в ходе исследования восприятия населением области действий новой администрации Псковской области (выборка - 1200 респондентов). Как видно из таблицы 1, в Псковской области число пользователей выделенного пула информационных интернет-сайтов составляет 16,2% населения. Чуть более половины жителей области не имеют компьютера, почти треть или не подключены к интернету, или не рассматривают его как информационный ресурс (доступ в сеть используется в других целях, для общения, игр, развлечения и пр.).
Табл. 1. Аудитории информационных интернет-сайтов в Псковской области
|
Посещаете ли Вы информационные сайты? | |
|
нет доступа к компьютеру |
51,3% |
|
нет доступа к интернету |
13,7% |
|
нет, хотя пользуюсь интернетом |
18,7% |
|
Итого |
83,8% |
|
Доля охвата пользователей новостных сайтов |
16,2% |
Представленные в графике 7 цифры отражают охват аудитории отдельными интернет-ресурсами. График 8 показывает распределение читателей внутри активной интернет-аудитории.
Граф. 7. Охват аудитории от доли пользователей информационных интернет-сайтов (16,2%)
Граф. 8. Предпочтения активных интернет-пользователей, посещающих новостные сайты