«Во время гонки приходится о многом помнить и многое держать под контролем. Каково положение других гонщиков на трассе, как обойти идущих впереди и как не дать отстающим обогнать тебя. А то вдруг неприятности - например, стерлась покрышка, - это неминуемо влечет за собой падение скорости, по крайней мере, на десятую долю секунды. И как только почувствуешь, что это случилось, то начинаешь размышлять и делать прикидки, чтобы вычислить наиболее подходящий момент, когда можно сменить колесо, что либо обеспечит тебе победу, либо лишит всяких шансов на успех, а пятьдесят ярдов до виража обязательно проверяешь давление масла, затем на витке назад работу всех приборов и все время чутко прислушиваешься к пению мотора. Иной раз так и посадил бы рядом секретаршу, чтоб помогла...» Артур Хейли, «Колеса».
Да, действительно, автомобильные гонки развлечение отнюдь не для слабонервных. Когда ветер свистит в ушах, спидометр зашкаливает, а от визга тормозов просто кровь в жилах стынет, да к тому же все вокруг окутано сладковатым, пьянящим запахом бензина - создается впечатление полного отрыва от реальности… По-моему, просто невозможно найти более экстремальный, и в то же время настолько захватывающий вид спорта, чем ралли, когда мчишься на бешенной скорости и сердце замирает – то ли от страха, то ли от удовольствия, что понять практически невозможно, ведь здесь животный ужас и неземной кайф просто неотделимы друг от друга!
Буквально накануне девятого этапа Кубка России по ралли мне посчастливилось ощутить в полной мере все 33 удовольствия, участвуя в тренировочном заезде команды «FREE-Drive». Где все было, действительно, «по-настоящему»: и спецучасток, и «боевая» машина, и невероятная скорость, от которой сердце просто разрывается на части, ну и, конечно же, самый настоящий пилот, да не просто пилот, а мастер спорта, чемпион России по ралли 2004 года Геннадий Брославский.
Получив огромный заряд эмоций от скорости, о которой мне и подумать-то было страшно, и от всяких раллийных «фишек», типа «змейки» и «полицейского разворота» на 360 градусов, я была полностью уверена в победе Геннадия. А вот он все время говорил, что машина не совершенна, да и у него перерыв большой был, и поэтому выражал надежду попасть хотя бы в пятерку…
Но вернувшийся после большого перерыва Геннадий Брославский уже на втором участке ралли начал отыгрывать у лидера гонки Алексея Церлюкевича секунду за секундой, обойдя его к финишу лишь на три секунды, Брославский стал обладателем псковского «золота»!
Кстати, экипаж Геннадия стал одним из восьми, где штурманом была очень милая и красивая девушка Полина Мухина, а ведь, по его словам, именно от штурмана зависит исход гонки.
- Геннадий, объясни, как распределяются обязанности между пилотом и штурманом?
- Задача пилота - управлять автомобилем, а задача штурмана - читать стенограмму.
Без его подсказок просто невозможно быстро ехать по закрученной дороге с поворотами. Например, автомобиль летит со скоростью 170 км/час, впереди перегиб дороги, а что за ним я не знаю. Штурман читает: «150, трамплин правее, сразу левый 7», - и я четко знаю, что мне нужно выехать на трамплин, прижаться к правой обочине и еще до трамплина начинать тормозить, потому что после трамплина достаточно крутой поворот – левый 7. То есть, по большому счету, 70 % движения в ралли пилот выполняет вслепую – дороги не вижу, но уже поворачиваю.
- А если штурман допустит ошибку и скажет неверно?
- То, все!
- И как реагирует на ошибки штурмана пилот?
- Ну, если пилот после этого остается жив, то как-то реагирует! А если серьезно, то у штурмана просто нет права на ошибку.
- Ралли - очень опасный вид спорта…
- На мотоцикле по Москве со скоростью 200 км/час куда опасней ездить! Особенно, когда обгоняешь грузовики и не видишь ничего, и куда ты приедешь в следующую секунду, можно знать только условно. Жить вообще опасно, реально опасно! (Смеется) Можно ведь и на тротуаре зимой упасть, ноги сломать и инвалидом остаться!
- А как же страх, неужели, вы не боитесь?
- Все зависит от ситуации. Иногда это приятная щекотка по спине, а иногда и дикий ужас. Особенно страшно, когда ошибаешься на большой скорости.
- Гена, а нужна ли какая-то специальная физическая подготовка для участия в гонках?
- Конечно же, да! И физическая подготовка нужна и психологическая.
Хотя, здесь у всех по-разному. Есть гонщики, которые считают, что перед соревнованиями нужно обязательно пить, расслабляться, не спать ночью, неправильно питаться. А есть гонщики, которые наоборот слишком много внимания уделяют именно подготовке. Что касается меня, то я придерживаюсь золотой середины.
Для меня гонка – это нечто святое и очень важное. В жизни у меня был большой период «межсезонья» – не было спонсора, денег, постоянной работы. Я расслабился и перестал ходить в спортзал, начал курить. Но перед сезоном я поставил себя в рамки - бросил курить, начал правильно питаться, спать 7-8 часов. И самое главное, что я делаю это, совершенно не напрягаясь - когда бросаю курить, то не ищу потом по ночам под подушкой бычок, а просто бросаю и все! А также я не сторонник того, что многие гонщики за несколько недель до гонки перестают заниматься сексом.
А вообще, специфика нагрузок в ралли на сердечную мышцу достаточно хорошо изучена.
У человека, находящегося в статике и при этом жестко закрепленного ремнями, сердце выдает 200-220 ударов, а это равносильно пульсу футболиста во время второго тайма, вот только футболист бегает, а раллист просто сидит, и сердце его просто вырывается из груди. Поэтому, учитывая такую серьезную нагрузку, необходима и соответствующая подготовка – стараешься нагружать сердце какими-то серьезными базовыми упражнениями, которые позволяют тренировать сердечную мышцу, плюс аэробная нагрузка - велосипед, беговая дорожка или просто пробежка, которые, по-моему, никогда никому не были во вред.
Но на самом деле никакая тренировка в спортзале не заменит просто тренировку в автомобиле. Если ты хочешь быстро ездить на автомобиле, ты должен ездить на автомобиле. Можно до бесконечности тягать штангу, бегать по утрам в скверике, кататься на велосипеде, но при этом быть самым слабым и самым медленным гонщиком.
- Геннадий, в вашем экипаже штурман – девушка, а как вы вообще относитесь к женщинам за рулем?
- Женщины за рулем – это отдельная тема… Однажды приходит ко мне на занятия взрослая женщина по имени Ирина Павловна, а мне тогда было лет 25-26. Вот, мы с ней катаемся, выполняем упражнения, я сажусь за руль, она садится справа. Я ей что-то показываю, рассказываю и понимаю, что меня что-то выводит из себя, я смотрю и понимаю, что она не просто сидит, а сидит и пританцовывает ногами. Я ее спрашиваю: «Ирина Павловна, простите, пожалуйста, но что вы сейчас делаете ногами?» - причем сказал я это в достаточно грубой форме. Ее ответ просто привел меня в шок, она сказала: «Я балерина и перевожу твои слова на свой язык!» Это я рассказал к тому, чтобы вы поняли, что женщины изначально менее подвержены жестким правилам. Женщине не нужно показывать, что она крутая, она просто хочет узнать то, что ей интересно.
- То есть, вы хотите сказать, что девушек обучать легче?
- Они более открыты, и все время слушают с реально открытым ртом, пытаясь впитать все! Не впитывают только когда влюбляются, и тогда, действительно, очень тяжело получить какой-то результат. А еще бывают сложности, когда девушка слишком красивая, а муж слишком ревнивый, и тогда муж приезжает с женой на занятие, что, конечно же, мешает девушке расслабиться и она все время нервничает. И поэтому, я всегда предупреждаю мужей, что они могут присутствовать на занятии, но это будет нервировать их жен. И поэтому, я предлагаю ревнивым мужьям тоже позаниматься, чтобы они могли увидеть, что двухчасовое занятие в автошколе – это не два часа, которые жена отсутствует и занимается непонятно чем, а здесь происходит реальный педагогический процесс, а я – реальный преподаватель. Я умею объяснить, и если человек не понял с этой стороны, я подойду с другой.
Несмотря на то, что ралли – это очень экстремальный и опасный вид спорта, в завершении нашего разговора Геннадий Брославский рассказал несколько совершенно курьезных случаев. Так, например, однажды на тестовом участке в Гуково машина Брославского перевернулась на самом медленном повороте со скоростью 15 км/час.
- Но самый курьезнейший случай произошел этой зимой на «Ермаке» с питерским экипажем. Они забыли ключи от «боевой» машины в гостинице, которая находилась внутри перекрытого спецучастка, и попасть в нее было совершенно невозможно, - смеясь, рассказал Геннадий. – Но, зато, это был самый быстрый исход гонки!
Юлия Красновская