Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему развития гастрономического туризма в Псковской области. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
В условиях закрытых границ и отмены ковидных ограничений внутренний туризм в России находится на подъеме. Во многих странах мира популярен гастротуризм – путешественники едут в определенную страну или местность не только за яркими впечатлениями от природных красот или древних памятников, но и для того, чтобы попробовать местную кухню. Климат, культура и даже история — все это может отражаться в угощениях. Специалитеты и местные блюда — обязательный пункт для путешественников. Словно вишенка на торте, они венчают собирательный образ региона. Существует ли свой гастрообраз у Псковской области? Есть ли в нашем регионе перспективы развития гастротуризма? Есть ли спрос на аутентичный продукт? Что нужно, чтобы он «дошел» до потребителя? Гастротуризм - миф или реальность?
Псковский ресторатор, у которого есть опыт создания блюд аутентичной псковской кухни, Андрей Филатов рассказал, что нужно Псковской области для развития гастрономического туризма. Более того, он сообщил о предстоящем мероприятии «Празднике псковского пирога» и поделился успехом ресторана «Ерш» с местной кухней.
«Этим вопросом я занимаюсь около восьми лет. Мы не Италия, где вкус меняется с севера на юг. Но Псковская область тоже большая, здесь есть много традиций и севера, и юга. То есть у нас есть гастрономическое тяготение к центральной России, к Прибалтийским соседям. Мы долго собирали все это, а сегодня нам нужно это оформить и произнести важные слова, что мы готовы ценить псковское и продвигать местные продукты. Есть "Праздник псковского пирога", который будет проходить 23 июля в парке Строителей в Пскове. Это гастрономический продукт, который родился после всех исследований. Также хочу рассказать о ресторане "Ерш". Это локальный продукт – псковская рыба. Вот уже шесть лет мы стараемся одно блюдо из меню для гостей сделать рыбным – либо уха, либо щучьи котлеты, либо жареный судак. Сейчас появится ряпушка. Все развивается, люди приезжают за ощущениями. Это совмещает желания и вкусно поесть, и посмотреть местные достопримечательности».
Псковская область пока что не претендует на лидерство в гастрономическом туризме, считает исполнительный директор ООО «Изборск-парк», посол конкурса «Мастера гостеприимства», управляющий сети отелей в Псковской области Дмитрий Блицын.
Фото: Дмитрий Блицын / «ВКонтакте»
«Надо стратегически работать, мыслить системно – создавать продукт, его брендировать и продвигать. Но поезд уходит очень быстро. Если Казань зарегистрировала очень быстро бренд гастрономической столицы России, то мы - нет. У нас на данный момент есть только один гастрономический бренд Псковской области – "Столбушинский продукт", на этом все наши достижения заканчиваются».
Фермер из Псковской области Анвар Зуфаров, известный по проекту «Сыроварня в Бебешкино», рассказал, что сейчас в его планах разнообразить свою продукцию и принять участие в гастрономической ярмарке. Он видит хорошие перспективы в развитии гастротуризма.
Фото: Анвар Зуфаров / «ВКонтакте»
«Это очень перспективное дело. Сейчас турист хочет не просто приехать и посмотреть "камни", он хочет попробовать на вкус регион, страну. Поэтому надо очень внимательно развивать это направление в каждом регионе России. У меня глобальные планы, не хочу пока их раскрывать. На данный момент мы отошли от производства сыра и молочной продукции. Но, думаю, что в следующем году я удивлю регион новыми "вкусняшками". Сейчас работаю над новыми интересными вариантами гастрономического разнообразия в Бебешкино и в округе. Анонс будет на ярмарке. На сайте "Живая карта Печорской стороны" более 20 объектов – Псковский район, Палкинский и Печорский. Почти в каждом есть своя кухня. 25 июня будет ярмарка в деревне Олохово с различными гастрономическими местными угощениями. Мы работаем в этом направлении, развиваемся. Думаю, что перспективы очень хорошие».
По словам администратора содружества Изборских мастеров Елены Макаровой, их продукция не всегда актуальна для покупателей, но повысить спрос помогут гастрономические мероприятия.
«Наши продукты востребованы чаще сезонно – к мероприятиям, праздникам. Летом больше, чем зимой, а в Новый год больше, чем летом. У нас не просто гастрономическая, а, скорее, сувенирно-гастрономическая продукция. Мне кажется, нужно больше проводить гастрономических мероприятий, фестивалей».
Греческая сыроварня «Тремпелис» в Пскове существует всего полтора года, но уже популярна и у местных жителей, и у туристов, рассказала директор Светлана Климова. По ее словам, на экскурсионную дегустацию любят приезжать не только за гастрономическими впечатлениями, но и за интересными историями о культуре производства и потребления сыра.
Фото: Светлана Климова / «ВКонтакте»
«Продукт очень востребован. Мы продаем сыр уже полтора года, а в Греции - уже в трех поколениях. Вообще наша сыроварня - это филиал. Когда мы сюда приехали, сыры были необычные, но многие их уже знали, а также знали наш бренд в Греции. Поэтому в данный момент сыры знают, любят. Мы делаем полностью натуральный продукт. Мы считаем, что наша сыроварня, с таким объемом, с таким технологическим процессом, единственная в России среди греческих. К дегустации тоже большой интерес, потому что мы российско-греческое предприятие, поэтому рассказываем про культуру сыроварения, употребления сыра. Когда приезжают именно за вкусовыми впечатлениями, тогда приезжают к нам, потому что наши продукты яркие, интересные, из них можно сделать много блюд, о которых мы рассказываем. К нам приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода из ближайших областей, даже прилетают из Мурманска и Новосибирска. В наших планах на развитие – козье молоко, козья ферма, которую будем строить».
Туристам нравятся гастрономические путешествия, они знакомятся с новыми продуктами, но для этого нужно создать специальное пространство, объяснил основатель сидродельни «Заповедник» Александр Казаков. Он рассказал, в чем секрет успешных продаж своего продукта: надо подходить к делу качественно, творчески и честно.
«Мы в прошлом году попробовали в качестве эксперимента принять несколько туристических групп. К нам приезжала большая группа из Великого Новгорода – 20 человек исключительно, чтобы посетить нашу сидродельню. К сожалению, сейчас на регулярной основе принимать туристические группы на производстве не очень удобно. Но в ближайшее время мы организуем дегустационный зал и планируем принимать туристов на постоянной основе, потому что видим, что им очень интересен наш продукт. Мы делаем традиционный сидр из местных яблок, технологии без добавления консервантов, красителей. У нас есть фруктовые сидры с добавлением местных ягод, есть сидры с бочковой выдержкой. Все это очень интересно для туристов, они к нам приезжают. Некоторые вообще не знакомы с таким продуктом. Проблем с продажами у нас нет никаких: сколько производим, столько и продаем по всей России. Секрет прост – делай хороший, качественный продукт, подходи творчески к его продвижению, подкрепляй честной историей, как это вообще происходит, работай с соцсетями, и проблем не будет. Сейчас мы думаем над тем, как сделать больше сидра».
Основатель «Кутаринской фермы» Илья Кутарин рассказал, что их сыроварня вызывает интерес у туристов. Единственное, что приезжают они чаще всего только в летний сезон. Илья Кутарин также добавил, что у него в планах создать специализированное место для организации дегустации продукции.
Фото: Илья Кутарин / «ВКонтакте»
«У туристов это востребовано, потому что мы находимся в популярном месте – в Пушкинских Горах. Туристов летом, в теплый сезон с 1 мая по 1 ноября, очень много, оставшиеся полгода их гораздо меньше. Сейчас мы устраиваем дегустацию в лавке – можно попробовать сыр, рассказываем о нем. В дальнейшем хотим сделать при производстве комнату – дегустационный зал, куда туристы смогут приезжать на каком-либо небольшом микроавтобусе на 15 человек. Посадим их за стол, предложим помимо сыра, например, местный сидр. Устроим дегустацию на полчаса, расскажем о продукте, покажем производство, сырохранилище. Кроме того, мы участвуем в разных ярмарках, как правило, в Санкт-Петербурге. Там есть несколько площадок, ярмарки проходят раз в две-три недели по выходным. Производство небольшое, объемы не такие большие, на собственные магазины хватает».
С опытом других регионов по продвижению местных продуктов псковичи смогут познакомиться с 18 по 26 июня. В Пскове проходит эногастрономическая ярмарка «Виноград». По словам руководителя национального агентства маркетинга российского вина Павла Майорова, на эногастрономической ярмарке будут представлены специалитеты из разных регионов. По его словам, псковские производители, которые нашли возможность принять участие в мероприятии, увидят в этом только пользу.
Фото: «Коммерсантъ»
«"Виноград" - это познавательная эногастрономическая ярмарка. Она собрала под своими знаменами не только производителей товаров из винограда с юга России, но и гастрономию Пскова, и товары, и продукцию из регионов, которые приехали. Первая такая ярмарка прошла в Анапе в этом году. Мы увидели, что спрос большой. Мы как гости со своим вином пришли к добродушному хозяину Пскову, поэтому псковские продукты, конечно, представлены на ярмарке – это и сыры, и гастрономия, и горячие блюда, которые готовятся здесь же. Все коллеги, с кем мы общаемся, идут на контакт. Но не все могут сделать все, изменить формат работы. Но те, кто готов, получат от этого удовлетворение, в том числе и финансовое, и коммуникативное. Мы рады возможности поработать с псковскими производителями и ремесленниками».
Сегодня мы выяснили, как обстоят дела у производителей местных продуктов и чего не хватает для развития гастротуризма Псковской области. Оказалось, что уникальных продуктов для этого предостаточно. И спрос-то на аутентичный продукт есть. Так почему Псков пока еще не стал одним из центров гастрономического туризма? Возможно, региону пока не хватает гастромероприятий и площадок, на которых производители смогут представить псковский продукт. Для разработки гастротуров можно подключить турфирмы. Может, тогда псковский снеток или бебешкинский сыр обретут всероссийскую известность.
Анастасия Сливинская